Решения, решения, решения...




Разминка

Какое последнее решение вы приняли? Что в нем было хорошего? Как вы пришли к этому решению?
Какое из принятых вами в жизни решений было самым плохим? Что в нем было плохого? Как вы пришли к этому решению?
Какое из принятых вами в жизни решений было самым трудным? Почему оно оказалось таким трудным?
Какое из ваших решений оказалось самым необычным?
Какое самое первое решение было принято вами в детстве?

Выбор цели. Практика

Сформулируйте цель в каждом из перечисленных ниже случаев. Что может оказаться конечным результатом ваших устремлений?

Покупка дома.
Чтение журнала.
Пробежка длиной в милю.
Выполнение всех упражнений из этой книги.
Покупка лотерейных билетов.
Соблюдение диеты.
Контроль за проявлением отрицательных эмоций.

Формирование критериев

Выделите критерии, наиболее важные для правильного выбора в перечисленных ниже случаях. Что вы хотели бы получить, сохранить, избежать?

Выбор словаря или атласа.
Покупка дивана-кровати.
Выбор романа для чтения.
Карьера.
Вступление в брак.

Формирование цели

Возьмите лист бумаги и расположите по ранжиру критерии, существенные при покупке дома: общая стоимость; залоговая стоимость; соседи; расстояние до школы, церкви; наличие поблизости магазинов; уровень шума на улице; налоги; кубатура дома; расположение и оборудование

кухни;
количество и размер ванных комнат;
количество туалетов и кладовок;
наличие мест для развлечений;
состояние отопления, проводки и канализации;
“возраст” крыши;
количество спален;
состояние кондиционеров, канализации, окон, фундамента;
удобство парковки;
размер двора.

Определить цель - только половина дела

Определите, что нужно сделать для того, чтобы выполнить следующие задачи:

В течение четырех недель построить хоккейную площадку, вмещающую 20 человек.
К началу июня научиться программировать на Си++.
В марте следующего года поехать в Кению.
К Рождеству отремонтировать гостиную и столовую.

Выбор и чувство

Про Альберта Эйнштейна рассказывают, что, оказавшись перед необходимостью выбрать один из двух возможных вариантов - да-или-нет, то-или-это, - он обычно бросал монету, ставя первый вариант на орла, а другой - на решку. Посмотрев, какой стороной упала монета, Эйнштейн спрашивал себя, что он теперь чувствует.

Если он чувствовал себя довольным, то принимал вариант, который послала ему судьба, если же ощущал разочарование - то выбирал второй.

Поразмышляйте над следущими гипотетическими ситуациями:

Если бы вам предстояло умереть сегодня вечером, то о каких так и не сказанных словах вы жалели бы больше всего?
Если бы вам предложили миллион долларов при условии, что вы покинете свою страну и никогда больше не вернетесь, вы согласились бы?
Смогли бы вы убить корову, если бы вам совсем нечего было есть?
Если бы вы точно знали, что через пять дней начнется ядерная война, что бы вы сделали?
Хотите ли вы знать точный момент своей смерти?
Создан прибор, который дает правильный ответ на любой вопрос, но только на один. Какой вопрос вы предпочтете задать - о будущем, о прошлом или о настоящем?
Если бы вы могли прожить целые сутки в теле другого человека, то кого бы вы выбрали?
Если бы вы могли прожить сутки в облике любого животного, какое из них вы выбрали бы?

Риск

На будущий год вам предстоит засеять всю свою землю одной культурой. Вы можете выбирать из трех сортов семян. Как известно, существуют три типа погодных условий - хорошая погода, удовлетворительная и плохая. Все они равновероятны, нельзя точно сказать, какая погода будет стоять летом. Прибыль и убытки от погодных условий указаны в следующей таблице:

  Хорошая погода Удовлетворительная погода Плохая погода
Сорт I     -6
Сорт II      
Сорт III      


Какую культуру вы посеете и почему?

Поиск новых возможностей

“Ицзин” (“Книга перемен”) - это сборник мудрых притч и высказываний, который читают в Китае вот уже несколько тысяч лет. Если вам предстоит сделать трудный выбор, обратитесь к “Книге перемен” - не как к средству спросить судьбу, а как к способу заставить свой ум двигаться в новых направлениях.

Процедура расположения по ранжиру

Расположите семь фигур, нарисованных ниже, в порядке предпочтения. Сначала выберите ту фигуру, которая нравится вам больше всех, затем ту, которая нравится меньше всех, и отложите их в сторону.

 

Из оставшихся пяти фигур снова выберите ту, которая нравится вам больше всех, а затем ту, которая нравится меньше всех, и тоже отложите их в сторону. Проделайте то же самое и с оставшимися тремя фигурами.

Корень проблемы

Когда вы почувствуете депрессию, попробуйте пройти через формальную процедуру принятия решения. Спросите себя, в чем ваша проблема. Сформулируйте свою задачу. Выделите некие критерии. Решите, что нужно сделать для того, чтобы почувствовать себя лучше.

Решение “по умолчанию”

Если вы не получаете того, что любите, вам остается только полюбить то, что достается.
Джордж Бернард Шоу, драматург и эссеист

 

Многие решения - сохранение прежней работы, отказ от физических упражнений, употребление привычных продуктов, отказ от риска - принимаются “по умолчанию”. Такой неявный выбор часто имеет не меньшее значение, чем сознательный. Он заставляет вас плыть по течению, пассивно отдаваясь на волю приливов и отливов жизненных обстоятельств.

 

Если однажды вы ужаснетесь, осознав, что многие люди тратят на организацию рождественской вечеринки больше времени, чем на планирование собственной жизни, значит, вы поняли, как часто мы излишне сосредоточиваемся на повседневных делах, забывая о более значительных и высоких целях.

Способность поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению есть отличительный признак зрелости ума. Цель заставляет нас мобилизовать наше время, энергию, творческие силы, она закладывает основу для роста личности, побуждая нас непрерывно двигаться в выбранном направлении.

Что вы хотите от жизни? Денег? Высококлассную стерео-систему? Красивый, уютный дом? Большую семью? Покоя? Здоровья и долголетия? Стремитесь ли вы к обретению любви, счастья, поклонения, власти? Может быть, вам нужны приключения, или слава, или знания? Попробуйте проделать следующее упражнение, чтобы понять и оценить общую направленность своей жизни.

Список желаний

Возьмите лист бумаги и выпишите все свои желания.
Запишите все, что хотите иметь, видеть, сделать, кем хотите стать, что испытать.
Разбейте эти желания на следующие категории:
материальные,
финансовые,
карьера,
отдых,
взаимоотношения с другими людьми,
самосовершенствование.
Дерзайте.
Включите тайные желания и то, о чем вы очень давно мечтаете.
Включите большие желания и незначительные.
Пишите до тех пор, пока уже нечего станет записывать.
Прямо сейчас возьмите лист бумаги и назовите словами все, к чему вы стремитесь.

Когда вы перепишете все, что только сможете, изучите свои желания:

Установите приоритет для каждого желания. Что из перечисленного наиболее важно для вас?
Когда это желание у вас появилось?
Какое событие вызвало к жизни это желание? Как вы считаете, если бы этого события не произошло, может быть, и желания не появилось бы?
Кто мог бы хотеть, чтобы вы именно этого желали?
Как вы думаете, насколько вы счастливы, оттого что у вас есть такая мечта?
Хорошо ли вы чувствуете себя, когда делаете то, что приближает вас к исполнению желания? Чувствуете ли вы себя плохо, когда делаете то, что отдаляет вас от достижения желанной цели? Как вы думаете, большое ли удовлетворение вы получите, когда в конце концов ваше желание исполнится?
Что бы произошло, если бы у вас никогда не появлялось этого желания? Были бы вы при этом другим человеком? Что бы вы в этом случае делали сейчас?
Не противоречит ли это желание другим вашим желаниям?
Хотите ли вы быть человеком, который хочет именно этого?

Ответы на эти вопросы, возможно, изменят ваш взгляд на собственные желания. Вы можете прийти к выводу, что какое-то ваше желание поверхностно, бездумно позаимствовано у другого человека, а какое-то, напротив, отвечает глубокой внутренней потребности. Вы можете добавлять желания в список или вычеркивать их. Вы можете объединить несколько желаний в одно - например, просто желать счастья, и неважно, в чем оно заключается. Может оказаться, что ваше заветное желание состоит в том, чтобы понять, чего же вы на самом деле хотите. А может быть, страстно хотите научиться контролировать свои желания.

Поразмышляйте над тем, что вы хотите. Это поможет вам проложить собственный курс в жизни, идти своей дорогой.

Многие из наших желаний имеют в своей основе потребность заслужить одобрение окружающих. Желание быть привлекательным, умным, иметь власть, добиться успеха во многом исходит из стремления вызвать восхищение у других. Ища следы одобрения в глазах людей, мы тем самым надеемся получить подтверждение тому, что поступаем правильно. Однако стремление получить одобрение других очень часто приводит к отказу от собственной свободы в пользу чужой воли.

Трансформируйте каждое крупное желание в цель. Определите, каким образом лучше всего прийти к этой цели. Что вы хотите получить, что сохранить, чего избежать при достижении этой цели? Используйте эти критерии для того, чтобы оценить все возможные варианты. По “методу рейтинга” определите, какой путь наиболее верно приведет вас к цели.

Наконец сведите свои действия к локальным задачам.

Для этого предпринимаемые шаги должны быть точно определены, соизмеримы, привязаны к конкретным датам. Например, если вы хотите разбогатеть, то поставьте перед собой стратегическую цель: не более чем через десять лет иметь на своем счете 200 тысяч долларов, а затем займитесь решением ближайшей задачи: организовать компанию, которая начиная с апреля следующего года будет давать вам прибыль в тысячу долларов ежемесячно. Если вы хотите стать сильным, то поставьте себе задачу в течение ближайших трех месяцев тренироваться не реже трех раз в неделю.

Если вы действительно твердо намерены перейти от своего нынешнего состояния в то, которое себе наметили, очень важно ставить реальные задачи. Если вы поймете, что ваше желание не трансформируется в цель, то вам стоит задуматься, насколько это желание серьезно. Сформулируйте стратегические и тактические цели. Пусть ваша задача будет трудной, но не настолько, чтобы у вас опускались руки. В то же время задача должна быть реальной, но не настолько простой, чтобы стать тривиальной.

СОВЕТ.
Помните: счастье - это не цель, которой нужно достигнуть, а результат достижения цели.

Полезные советы

От того, насколько активно вы участвуете в процессе принятия решений, зависит уровень вашей интеллектуальной формы. Не жалейте времени на то, чтобы научиться правильно выбирать. Это повысит согласованность ваших планов и эффективность ваших действий.

СОВЕТ 1.
Старайтесь обдумывать свои решения. Учитесь распознавать выбор “по умолчанию” и выбор, сделанный на основе тщательного анализа.

СОВЕТ 2.
Оказавшись перед выбором, сформулируйте цель своих размышлений. Следуйте правилу “короче и проще”, чтобы точно попасть в “яблочко”. Помните, что плохо поставленная задача может иметь бесконечное множество решений.

СОВЕТ 3.
Установите критерии, на основании которых вы сделаете выбор. Разбейте свое желание на несколько компонентов, которые можно использовать как основу для сравнения - вместо того чтобы ограничиться лишь беглым взглядом. Выберите критерии, по которым будете определять наилучший вариант решения.

СОВЕТ 4.
Принимая важное решение, спросите свой разум и свое сердце. Постарайтесь остановиться на варианте, который вы чувствуете правильным. Постоянно имейте в виду окончательную цель. Однако, когда решение уже принято, действуйте в соответствии с ним.

Цель жизни есть жизнь с целью.
Роберт Бернс, поэт

 

Импровизация. Акт творчества

 

Глава 14.

В самую точку

На пару минут расслабьтесь, отдохните.
Пусть ваше внимание свободно блуждает, скользя по поверхности вещей.
Когда ваш ум успокоится и вы почувствуете, что готовы, сотворите что-нибудь.
Итак, вперед.
Прямо сейчас.

Процесс творчества

Творческое мышление - это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда все делали.
Роджер фон Эйх, консультант по развитию творческих способностей

Творческие способности являются сердцевиной интеллекта. И все же попытка дать определение творчеству подобна попытке взять и удержать пальцами каплю ртути. Как только вам покажется, что вы наконец-то схватили ее, она рассыпается на множество мелких капель, и они разбегаются в разных направлениях.

Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы? Всегда ли творчество сопровождается вдохновением, искрой озарения, ощущением, что идея пришла внезапно, неизвестно откуда?

Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды.

Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого-то. Вы сами наблюдаете процесс рождения идеи в вашем мозге. Это может произойти в результате настойчивых попыток решить задачу, например, как следствие применения последовательности хорошо обдуманных шагов при работе над проектом, или это может произойти как по волшебству, когда вдохновение неожиданно находит вас без всякого видимого усилия с вашей стороны.

В предложенном выше упражнении вы могли бы сделать все что угодно - встать на голову, издать клич Тарзана, спеть песню, выбить ритм пальцами, подумать о квантовой физике. Цель этого упражнения состояла не в том, чтобы вы бросились в творческий прорыв, скорее, оно должно было заставить подумать о том, что же означает для вас творчество.

Творческий подход может проявиться где угодно: в решении проблемы, в новой идее, в удовлетворении функциональной потребности. Однако акт творчества может вовсе и не служить практическим целям, а восполнять эмоциональные или эстетические потребности. В чем бы ни проявлялось творчество - в проектировании моста, создании нового рецепта, расписывании потолка Сикстинской капеллы, составлении автобиографии, - для создания нового произведения требуется прилежание и мастерство. Как сказал психолог Абрахам Маслоу: “Первоклассный суп - более творческое произведение, чем посредственная живопись”.

Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы генерируете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознания.

В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите, насколько идея применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной - более узко.

В творческом мышлении, как и в прыжках в высоту, очень важна синхронизация. Если в фазе исследований вы будете практичным, холодным и логичным, то скорее всего вы сосредоточитесь на ограничениях, а не на возможностях. И наоборот, если вы станете свободно импровизировать в прикладной фазе, то вам вряд ли удастся воплотить свою идею в жизнь. А может случиться, что вы так и не увидите подстерегающих вас ловушек до тех пор, пока не станет слишком поздно. Помните, в каких случаях нужно концентрировать все свое внимание, а когда можно чувствовать себя и посвободнее.

Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения.
Томас Эдисон, изобретатель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: