Гиппократ и его вклад в развитие медицины




Родился в 460году до н.э. в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода врачей. Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской.

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он учил, что «... природа тела есть точка отправления медицинского суждения». Он знал систему органов движения (кости, суставы, мышцы), что видно из применявшихся им методов лечения переломов, вывихов, растяжений. Об этом свидетельствует и использование им ортопедического станка — «скамьи Гиппократа».

Объясняя процессы, происходившие в организме, авторы «Сборника Гиппократа» исходили из того, что жизнь здорового и больного организма регулируется четырьмя соками (влагами): кровью, слизью, желчью (желтой и черной). Каждому из четырех соков соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический.

И.П. Павлов в труде об общих типах высшей нервной деятельности указал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Гиппократ понимал организм как единое целое. Он писал, что болезни начинаются во всем теле. «Части служат причиной болезни одна другой... в самой маленькой части находится все то же, что в самой большой». Произведение «О священной болезни» (эпилепсии) ясно выражает материалистические взгляды Гиппократа: «... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле... причина этой болезни... есть мозг».

Болезни Гиппократ делил на два основных типа: болезни, свойственные всем людям в равной мере, вызываемые вдыханием вредных «миазмов» из атмосферы («эпидемии»), и болезни индивидуальные, в основе которых лежат условия жизни — питание, сон, труд и др. В его произведении «О воздухах, водах и местностях» речь идет о влиянии на здоровье внешних факторов среды, т.е. фактически о гигиене. Обращаясь к молодому врачу, Гиппократ учил его по прибытии в новый город прежде всего знакомиться с его климатом, почвой, водой, питанием и всем образом жизни населения: «... кто... хорошо узнает все эти пункты... от того не смогут укрыться ни болезни, свойственные местности, ни то, какова природа общих болезней, так что он не будет затрудняться или заблуждаться в лечении их; а это последнее обыкновенно случается, если кто,... предварительно узнавши, не поразмыслит о всех этих условиях». Ряд произведений, вошедших в «Сборник Гиппократа» («О ранах», «О вправлении суставов», «О фистулах»), и предлагаемые рациональные приемы перевязок, вытяжения, способов наложения шин и др. обнаруживают опыт участия в войнах.

Врачи Древней Греции, не располагавшие методами инструментального исследования, в совершенстве владели искусством непосредственного наблюдения больного. О врачебной наблюдательности Гиппократа свидетельствуют его образные сравнения: шум трения плевры он сравнивал с хрустением ремня, хрипы в легких — с кипением уксуса. Применявшееся им выслушивание ухом грудной клетки не получило после него достаточного развития. Принцип терапии Гиппократа, как и большинства врачей древности, — «противоположное есть лекарство для противоположного»: лечение переполнения — опорожнением, опорожнения — наполнением, переутомления — отдыхом и т.п. Наряду с использованием небольшого проверенного арсенала лекарств Гиппократ большое внимание уделял гигиене («диете»): образу жизни, окружению, питанию, сну.

Большое значение придавал Гиппократ вопросам врачебной этики и поведения врачей («Клятва», «О враче» и др.). Однако считают, что Клятва Гиппократа не является оригинальным произведением: профессиональные обязательства сходного содержания встречаются в более ранних источниках Древнего Востока, в частности в древнеиндийских. Законченное литературное оформление «Клятва» получила в Александрии.

Гиппократ уделял внимание как организму больного, его «природе» (физис), так и окружающей среде. Учитывая особенности «природы» больного и придавая большое значение самоизлечению организма, Гиппократ учил врачей умело направлять эту «природу» к излечению, не насилуя организм, но и не устраняясь от вмешательства: «природа исцеляет, но лечит врач». Гиппократ учил «... перенести мудрость (философию) в медицину, а медицину в мудрость (философию)», иными словами, необходимо связывать теоретическую и практическую деятельность. В целом учение Гиппократа и врачей его школы характеризовалось «драгоценным чувством меры», которое было присуще греческому искусству и греческой диалектической философии. Основные принципы учения Гиппократа служили предупреждением против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины.

Наследие Гиппократа и его школы сыграло большую роль в развитии медицины.

За свой огромный вклад в развитие медиц. Гиппократ был наречен «Отцом медицины».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: