История храма преподобного Сергия Радонежского села Трубино




МБОУ Трубинская СОШ

С. Трубино Щёлковский муниципальный район

Московская Область

Исторический очерк

по теме:

"Почитание преподобного Сергия Радонежского в истории села Трубино"

Автор:

Шлюндт Александр

 

Г.

Содержание

1. КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРИЯ РАДОНЕЖСКОГО................................................................................................     СТР. 3
2. ИСТОРИЯ ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО СЕЛА ТРУБИНО................................................................................................................     СТР. 4
3. МАРШРУТ «ПУТЕШЕСТВИЕ К СВЯТЫНЕ»...................................................   СТР. 11
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. СТР. 13

Краткое жизнеописание преподобного Серия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский превозносится православной церковью как великий подвижник земли русской и причислен к лику святых за деяния, совершенные им при жизни, благодаря истовой и чистой вере в бога, несмотря на лишения, которые пришлось испытать ему.

Историки не могут определить точной даты рождения Сергия Радонежского, но сходятся на 3 – ем мая 1314 или 1319 гг., датах, которые упоминались его биографом Епифанием в своих трудах и других источниках. Русская церковь литературно и традиционно считает, что день его рождения 3-е мая 1314 г. Родился он в семье Кирилла и Марии, знатных бояр на службе у князя, в селе Варницы под Ростовом.

В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко. В 1328 г родители Варфоломея, сильно обедневшие, вынуждены были переехать в город Радонеж. Когда Стефан, старший брат его, женился, они приняли постриг и ушли в монастырь, где и умерли.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь, где уже ранее принял монашество его брат Стефан и родители. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. Монахи монастыря не просили подаяния, а кормились, по настоянию Сергия, собственным трудом, в котором он первым подавал пример. Сам Сергий своими руками делал самую тяжелую работу, не требуя никаких денег за нее.

Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Смерть преподобного Сергия наступила 25 сентября 1392г. и вскоре после этого Сергий Радонежский был канонизирован. Это произошло при жизни людей, которые знали его, случай подобный не повторялся больше, а через 30 лет, а точнее 5 июля 1422 г. были обретены его нетленные мощи.

История храма преподобного Сергия Радонежского села Трубино

В старину дорога из Москвы в Троицкий монастырь пролегала по старинной Хомутовской дороге до села Петровского и далее Троицкой дорогой в монастырь. По этой дорожке много раз прошагал своими берестяными лапоточками преподобный Сергий Радонежский. Так что наш край по праву можно считать дорогой нашего земляка, святого, особо почитаемого подмосковными жителями.

В 5 верстах от этой дороги стоит село Трубино. В далекой давности оно не имело своего храма, во всяком случае, самые древние писцовые книги с 1584-84 гг. отмечают Трубино как деревню[1]. Должно было пройти 250 лет, прежде чем набравшие силу крестьяне-промышленники селения взялись за постройку собственного храма и посвятили его святому Сергию Радонежскому.

Это был первый храм в нашем крае, поставленный не дворянами-помещиками, а новым энергичным сословием - крестьянами-фабрикантами. В отличие от Трубино храмоздателями каменных соседних храмов были именитые потомственные дворяне Дашковы (Здехово, 1699 г.), Бибиковы (1791, Гребнево) и князья Голицыны (1623, Гребнево), Олсуфьевы (1803, Богослово). Некоторым исключением было Каблуково, где в 1795 г. поставили храм недавние купцы Гончаровы, но уже много лет ранее получившие дворянство[2].

Храм же в Трубино был построен крестьянином. Кто были его храмоздатели, почему он посвящен прп. Сергию, какова его история и судьба - об этом наш рассказ. К середине XIX века, когда начал строиться храм, Трубино вот уже почти три века входило в обширное имение Гребнево, раскинувшее свои земли от Трубино до д. Щелково на Клязьме. Деревни между ними - Назимиха, Фрязино, Чижово, Ново, Слобода и даже стоящая поодаль Топорково тоже входили в это имение.

Кем же был этот крестьянин? Род Бочаровых, род основателей храма, очень древний. По более старинным Сказкам удалось определить их предка Павла, рожденного около 1633 г. (Павел «родил» Родиона, тот - двух Иванов, Иван - Петра, Якова и Григория, Петр «родил» Трофима, Власа и Архипа).

Так, через 4 поколения, в 1771 г. родился Архип Петров, родоначальник фабрикантской линии Бочаровых.

Согласно спискам время Бочаровых (Бачаровы), пришло в 1849 г., когда стали именоваться «из вольноотпущенных господина Пантелеева крестьян». Перед Новым Годом 30 декабря 1850 они были приписаны в богородское купечество и обрели новый статус жизни.

Далее уже в Ревизскую сказку богородского купечества за №165/170 был записан как купец 3-й гильдии старейшина этой ветви рода Бочаровых Архип Петров (1771-1854). Было ему уже 80 лет, и все дела несомненно вершили его дети и внуки[3].

А впервые фамилия Бочаровых указана в Ревизских сказках 1834 г., как и у большинства крестьян д. Трубино и соседней Назимихи, вошедшей потом в приход построенного Бочаровыми храма.

Когда же была им основана шелкоткацкая фабрика Бочаровых?

Его внук Иван Филиппович при санитарном обследовании фабрики в 1888 г. указал год основания фабрики 1813 г. В тот год разоренная пожаром и Наполеоном Москва только начала восстанавливаться, многие шелковые фабрики лежали в развалинах, в огне погибло и многое из одежды дворян и горожан. Подмосковье начало множить эти фабрики в деревнях и селах, ведь для обустройства домов знати требовалось немало шелка для обустройства парадных «залов», да и для платьев и платков шелк нужен был в большом количестве.

Фабрика Бочарова, как показано в «Атласе промышленности Московской губернии» 1845 года, имела 60 станов, 73 работающих, выпускала шелковой тафт, саржи и др. товара на 32 900 руб[4].

Доход был достаточным, чтобы поддержать желание крестьян села поставить кладбищенскую часовню. Из часовни затем и возникла и церковь.

Местное Сказание о храме донесло до нашего времени и причины появления в Трубино храма.

В те годы эпидемии нередко обрушивались на Подмосковье. Еще помнилась грозная чума 1772 г., опустошившая многие селения. В черное время холеры осени 1830 г. в Москве ежедневно умирали 200 человек. Угроза холеры возобновилась и в 1840-х гг. В соседних с Трубино селениях появились больные холерой. Тогда крестьянское сообщество сложилось деньгами и послало ходоков в Троице-Сергиеву лавру просить у монахов образ св. прп Сергия Радонежского для крестного хода. И так стало.

И обошли с образом преподобного Сергия округ селения и соседние деревни крестным ходом обошли, и угроза болезни миновала. В честь избавления от нашествия холеры и решено было поставить храм. Желание односельчан поддержал предприниматель Егор Филиппович Бочаров. В 1848 г. по его прошению было разрешено строительство часовни.

Еще в 1852 г. была поставлена деревянная временная колоколенка и приобретены «малые» колокола для нее.

К сожалению, судьба недолго отмерила дней жизни самому храмоздателю. Совсем недавно по Метрическим книгам Сергиевской церкви в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) удалось уточнить дату его упокоения. Егор (Георгий) Филиппович Бочаров скончался в возрасте 37 лет 5 января 1852 гг.

После смерти старшего брата бочаровское купеческое дело возглавил Иван Филиппович (1835-1902), оставивший яркий след в истории Сергиевской церкви. Он известен и как храмоздатель - в 1854 г. им приделана к церкви трапеза, а в 1859 г. каменная двухярусная колокольня. Еще в 1852 для деревянной колокольни им были закуплены 9 колоколов, вызванивавших красивые праздничные мелодии. В 1855 г. им был устроен в правой стороне трапезы традиционный для нашего края придел св. Николая, а в 1864 г. в левой стороне трапезы устроен придел св. великомученика Георгия, в память храмоздателя Георгия (Егора) Филипповича. В 1871 г. на его средства был вылит большой колокол на 310 пудов. За многочисленный денежные пожертвования по представлению епархиального начальства он был награжден особыми медалями для ношения: в 1870 - на Станиславской ленте, в 1876 - на Владимирской ленте[5].

В 1886 г. духовным ведомством особо отмечены и его заслуги как храмоздателя - он был награжден орденом Анны 3-й степени. Только в 1884 году к празднику Пасхи им было куплено в храм четыре паникадила золоченой бронзы, две решетки на амвоны и четыре подсвечника, а также фонари к наружной части храма на общую сумму 3294 рубля серебром.

Добавим, что в 1866 г. он, как особо почитаемый житель Трубино, был избран гласным (депутат земства) Богородского уезда и принимал деятельное участие в земской деятельности. В 1875 г. как попечитель земской школы много способствовал ее открытию в Трубино. Школа сначала помещалась в наемном доме, а потом для нее было выстроено земством отдельное здание.

В 1857 г. в приходе церкви святого преподобного Сергия Радонежского в Трубине и Назимихе было более тысячи прихожан. К 1917 это число выросло в 2 раза.

Но для церкви наступили тяжелые времена. Эти гонения прошли в несколько этапов. В 1918 г. советские власти заключили соглашение с церковью преподобного Сергия Радонежского. В 1923 затеяли повторную регистрацию. Тогда заявление об образовании религиозной общины в 1923 г. подписали 60 человек. В 1925 г. заключен новый договор. Священник протоиерей Успенский Виктор Петрович, как председатель приходского совета, сумел собрать надежный актив общины. Старостой был уже упомянутый Висков Иван Петрович.

В 1930 г. общину заставляют перерегистрироваться, надеясь, что желающих защищать храм не найдется, но на горе властям заявление на перерегистрацию подписывают аж 278 человек.

Это был год гонений на священников по всей стране, многие были отправлены в ссылку. Всеми уважаемый священник храма Успенский В. П. в марте 1930 г. осужден по ст. 169; прихожане поднялись на его защиту, и только апелляция к суду спасла его от ссылки. Он был оправдан окружным судом по ст. 48 УК.

Власти в конце 1930-х годов предприняли массовое закрытие церквей. Делалось это по стандарту для всех закрываемых церквей. Из 22 храмов нашего района прихожанам удалось отстоять только 7[6].

В начале 1940 года и храм в Трубино был закрыт, опечатан и лишь через полтора года была проведена проверка по описи, как и было подготовлено властями, комиссия обнаружила «недостачу» на сумму 1139 руб. В итоге церковь была закрыта, а в январе 1941 было принято окончательное решение.

Здание храма было передано под сельскую хлебопекарню. Серебряные предметы из церкви конфискованы и отправлены на переплавку, деньги за них перечислены на счет горфинотдела. За неделю до начала войны в июне 1941 с 80 кв. м иконостаса смыта позолота и сдана в утильсырье. Но часть икон тайно было схоронена прихожанами в ожидании лучших времен. Храмовая икона св. прп. Сергия Радонежского после некоторого пребывания в одном из домов села была передана в один из немногих сохранившихся храмов - в Гребнево.

Церковь быстро было заброшена властями и без присмотра и рачения этот памятник инициативе и духовности, находящийся якобы под фиктивной охраной Декрета по охране памятников истории и культуры, начал быстро разрушаться. К 1990-м годам здание храм представляло печальное зрелище.

С приходом нового демократического времени пришли и благостные времена для церкви. Повсюду стали поднимать из руин храмы. В Трубино эта работа началась с возрождения порушенного храма, которая началась в 1996 году. Вот как волнующе звучит трубинская история восстановления храма в устах местного церковного летописца, совсем юного тогда недавнего школьника, а потом алтарника Алексея Блинова:

"Стены ( внешний вид): штукатурка полностью разрушена, только кое-где видны её слабые, еле заметные следы, кирпичи начинали также разваливаться, из нижних частей стен росли разные растения (сплошные заросли бузины, лопухи и др.). В южной части храма был проём в стене (большой), туда ходили и играли подростки.

Крыша ( внешний вид): наверху – береза, малина, крыжовник и другие растения. Кирпичи, составлявшие каркас крыши, сохранились благодаря большому слою зелени, она была настолько утрамбована дождями и другими природными явлениями, что во время чистки её приходилось с большим трудом сдирать. Самое слабое место на крыше была северная сторона. Купол над алтарём был разрушен, остался только его железный остов да ржавый крест, говоривший о былом величии храма.

Колокольня также была потрёпана дождями и ветрами, колоколов не было, наверху у самой маковки росли берёзы.

Внутренний вид храма: полов не было, одна земля, хорошо утрамбованная осколками кирпича (цельные тоже были), алтарные приделы разрушены, больше всех разрушен придел Георгия Победоносца. При входе в храм стояли железные ржавые двери (одна сверху погнутая). Окон не было, решётки на них были ржавые и кое-где вынутые. Границы между алтарями не было. В главном алтаре на горнем месте внизу было для чего-то сделано углубление в стене.[7]"

Весной 1998 года о. Сергий, бывший первым настоятелем, передал дела о. Владимиру Александрову. До Трубино о. Владимир служил вторым священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анискино Щелковского района. Главным событием того года явилось то, в храм вернулась икона преподобного Сергия Радонежского, которую торжественным крестным ходом принесли из Гребневского храма. Внутренняя и внешняя часть храма подвергалась тщательному ремонту.

Стали появляться новые иконы. Первая икона, которая появилась у нас с приходом о. Владимира, была Казанская икона Божией Матери. Затем батюшка привез шкатулку со святынями. Начали организовываться первые паломнические поездки (Сергиев Посад, Тула, Серпухов, Оптина пустынь и др.).

В августе 2001 года случилось радостное событие - на Вознесение (14 августа) на колокольню была воздвигнута маковка с крестом. Колокола были повешены позже. Начал создаваться небольшой архив истории храма: фотографии последнего старосты храма А.Самсонова, последнего священника храма В. Успенского, строителя и ктитора храма И.Ф. Бочарова. Также появились и фотографии храма.

За период служения о. Владимира (апрель 1998 – сентябрь 2003) было сделано очень многое для дальнейшего развития храма, было вложено много труда и средств многих людей, потрудившихся на благо церкви.

После о. Владимира настоятелем храма, и по сей день, является о. Антоний. При нем в храме каждый день кипят различные работы. Сейчас приход ведёт реставрацию главного придела св. Сергия, с которого и начался в 1849 году храм, вначале как часовня. А службы проходят в приделе св. Николая Чудотворца, где заканчиваются труды по созданию резного иконостаса (проект и работа Николая Фролова, иконописец - Сергей Путиев). По мимо этого сейчас создается рукописный свод, которого не было раньше.

В нашем храме кроме алтаря преподобного Сергия Радонежского есть ещё и два малых алтаря, освященных в честь святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Также отдельно хочется поговорить о двух иконах храма - большую древнюю ростовую икону преподобного Сергия Радонежского и Иверскую икону Божией Матери.

Во время Великой Отечественной войны храм был закрыт и разорён. Из икон и храмовой утвари устроили большой костёр, а 2-метровую резную икону преподобного Сергия унёс к себе домой один из местных жителей и прятал в сарае до 1960 года.

После этого икону забрали и передали в церковь Гребневской иконы Божией Матери в село Гребнево. Там она хранилась до 1997 года, пока не вернули в восстановленный храм святого преподобного Сергия Радонежского в Трубино. Гребневцы очень жалели об утрате иконы и попросили лаврских мастеров написать ещё один список. Он немного непохож на трубинской, резной, список с оригинальной иконы, а больше похож на сам оригинал иконы, которая изначально находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 2005 году туда передали частицу мощей преподобного Сергия Радонежского. Она находится в ковчежце у правой руки на трубинской иконе преподобного Сергия Радонежского[8].

Об иконе преподобного Сергия Радонежского, хранящейся в храме в Трубино, существует множество упоминаний именно как о чудотворной иконе; поклониться ей приезжает множество людей. Есть даже паломническая программа Щёлковского благочиния совместно с Щёлковской администрацией и телерадиокомпанией «Щёлково», согласно которой время от времени паломников возят целыми автобусами по церквям и храмам Щёлковского района, заезжая также в храм в Трубино.

У этой иконы есть особенности в изображении. Она отличается от оригинала. Но неясно, с чем эти особенности связаны. Если сравнивать «принятый» образ преподобного Сергия, который находится над ракой с его мощами, то образ преподобного Сергия, изображённый на иконе трубинского храма, несколько отличается. Образ с иконы трубинского храма отличается одеждой и также отличается ликом святого. Икона преподобного Сергия Радонежского трубинского храма написана в «деревенском», русском стиле. Обычно лик преподобного Сергия на иконах скептический, на голове преподобного Сергия обычно меньше волос. Волосы обычно на иконах более редкие и более убраны, чем на иконе трубинского храма. Непонятно, то ли эта икона так исторически была написана, то ли эта более поздняя запись, изменённая после неудачной реставрации. При детальном разборе со специалистами это будет точно выяснено.

На иконе преподобного Сергия трубинского храма висит такая ниточка с серёжками, колечками и крестиками. Достаточно давно икона из киота не вынималась, поэтому некоторые дары прихожан пока ещё на ниточку не повешены. Когда появится необходимость, их непременно вывесят.

Икона стационарно закреплена. Поэтому в крестные ходы берётся другая икона преподобного Сергия, не такого большого размера.

Иверская икона Божией Матери – бумажный вариант чудотворного списка с оригинала иконы, сфотографированный, перенесённый на бумагу и наклеенный на доску. Привёз эту репродукцию в трубинской храм с Афона (Греция) священник Владимир Александров. С 1997 по 2003 г. он был настоятелем и восстановителем этого храма (а сейчас служит в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутове).

Так как это фотографическая копия, то в ней, практически, нет отличий от оригинала. Лики Божией Матери и Младенца также затемнены, как и на оригинале. Но на оригинальной иконе явно виден кровоподтёк, отсутствующий на списке трубинского храма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: