Тема 9. Дипломатическое и консульское право.
1. Понятие и источники права внешних сношений.
Право внешних сношений — это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.
Источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера.
В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве иностранных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и другие акты.
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.
Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатическое и консульское право
Понятие и источники права внешних сношений.
Право внешних сношений – отрасль МП, регулирующая официальные связи и отношения между субъектами МП, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений.
Это одна из наиболее старых отраслей МП. В з-нах Ману (древняя Индия) говорилось, что дип. искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В Древнем Риме появилось юр. понятие святости посольства и договоров, были созданы спец.органы внешних сношений. Эта отрасль МП развивалась прежде всего как посольское право (совокупность норм, определяющих положение посла). Параллельно с этим развивалась дип. служба. В конце 19 – нач. 20 веков наблюдается процесс слияние дип. и консульской служб.
Включает в себя: 1). Дипломатическое право, 2). Право спец.миссий, 3). Дип.право в его применении к отношениям Г-в с М орг-циями или в рамках М конференций и 4). Консульское право.
Объект права внешних сношений – межвластные отношения политич. характера, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов МП и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих сношений, органами.
Основные источники права внешних сношений: договор и обычай.
Осн. источник дип. и консульского права – Венский протокол 1815 с дополнением. Во 2 половине 20 века произошла кодификация дип. и консульского права: Венская конвенция о дип. сношениях 1961, ВК о конс. сношениях 1963, Конвенция о спец.миссиях 1969, и др.
На источниковую базу влияет национальное право.
Для РФ это: К РФ, Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о Посольстве РФ", Консульский устав 1976, Указ Президента РФ "Об утверждении положения о Консульском учреждении РФ", Положение о дип. и консульских представительствах Г-в на терр. СССР, Положение о торговых представительствах СССР за границей, Положение о МИД РФ, и др.
Основные институты:
- Дипломатическое право – совокупность норм, регламентирующих статус и функции гос. органов внешних сношений. Оно необходимо для реализации Г-вом права посольства, которое состоит из:
- Активное право посольства на право Г-ва открывать дип. представительства за рубежом,
- Пассивное право посольства на право Г-ва принимать иностранные посольства.
- Консульское право – совокупность норм, регламентирующих конс. отношения между Г-вами, включая статус и функции консулов. Историч. развивалось, как отнош-я, связ. с М торговлей и торг. Мореплав-ем, а консулы долгое время рассматрив-сь как выборные / назначенные Г-вом советники и помощники, призванные оказывать на терр. иностр. Г-ва помощь и содействие отеч. купцам и др. частн. лицам и орг-циям. Сейчас конс. отношения предназначены для защ. прав и интересов физ. и юр. лиц одного Г-ва на терр. др.
2. Органы внешних сношений.
Внешние сношения - часть общей системы межгосударственных отношений и международной деятельности каждого государства, которое охватывает только официальные, поддерживаемые за помощью особых государственных органов преимущественно политические связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права с целью осуществления их внешних функций мирными средствами в соответствии с основными принципами международного права.
![]() |
3. Формы и методы осуществления внешних сношений.
4. Дипломатические представительства: открытие, функции, порядок осуществления
деятельности.
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.
Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство РФ по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).
Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитированного в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.
Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств.
Члены дипломатического персонала назначаются аккредитующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе «заранее сообщались на его одобрение». Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.
Функции дипломатического представительства состоят в следующем: а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в) ведение переговоров с правительством государства пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).
Конвенция презюмирует выполнение дипломатическим представительством консульских функций, что особо оговаривается в ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях; соответственно на этот вид деятельности дипломатического представительства распространяются положения названной Конвенции. Согласно Положению о Посольстве Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., к основным задачам и функциям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания; осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений РФ с государством пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.
Заключаемые государством договоры и национальное законодательство могут содержать нормы, относящиеся к функциям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Так, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения попоручению компетентных органов аккредитующего государства такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в государстве пребывания. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства.
В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Посольства РФ в странах Балтии имеют отделы социального обеспечения.
5. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и его сотрудников.
Дипломатический иммунитет – особое право на освобождение от местной юрисдикции и неприменимость мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.
Дипломатические привилегии – дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.
Иммунитеты и привилегии предоставляются автоматически, с момента учреждения представительств или с момента прибытия самих дип.агентов, независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.
Иммунитеты и привилегии делятся на 2 группы: личные и предусмотренные для представительства, как органа.
Привилегии дипломатического представительства:
1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в соответствии с Венской конвенцией носит абсолютный характер.
2. Неприкосновенность архивов и документов. Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломатическую почту.
3. Фискальный иммунитет – налоговые льготы и преимущества. Не являясь безусловно необходимым, облегчает работу представительства.
4. Таможенные привилегии. Государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.
5. Право на атрибутику: пользоваться флагом и эмблемой своего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения.
Иммунитеты персонала:
1. Личная неприкосновенность дипломатических агентов. Обязанность воздержания частных лиц и органов государства от всякого рода действий, которые могут нанести ущерб личности, свободе или достоинству агента. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
2. Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента. Как постоянное место проживания дипломата, так и временная резиденция. Понятие неприкосновенности частной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество, документы дипломата.
3. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не являются абсолютными. Так, иммунитет не распространяется на случаи, когда к дипломатическим агентам предъявляются иски как к носителю частного права.
4. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны.
5. Налоговые льготы предоставляются на тех же основаниях, что и самому представительству.
6. Таможенные привилегии – свобода ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра.
6. Консульские учреждения: открытие, функции, деятельность.
Консульское учреждение – это постоянный зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый по взаимному согласию аккредитующего государства со страной пребывания с целью защиты интересов своих граждан и юридических лиц, а также содействия развитию экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества.
Консульские учреждения имеют существенные отличия от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульский округ - часть территории государства пребывания, в пределах которой консульское должностное лицо выполняет консульские функции. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с согласия государства пребывания. Многие двусторонние консульские конвенции предусматривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях (авария воздушного, морского судна).
Консул (лат. consul) — должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан.
Консул не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства.
Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.
Штатные консулы — это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Они не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью (частнопредпринимательской и т.п.), кроме исполнения консульских обязанностей.
Нештатные консулы — это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания — видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выполнение консульских функций они обращают в свою пользу консульские сборы.
Поскольку консульская деятельность нештатных консулов основывается не на служебных, а скорее на почетных условиях их принято называть почетными консулами. В силу указанных выше обстоятельств они имеют право наряду со своими консульскими обязанностями заниматься торговлей или другими ми частного предпринимательства. В международной практике установилось правило, согласно которому нештатные консулы, осуществляя консульскую деятельность в пользу представляемого государства, должны подчиняться указаниям ближайшего штатного консула этого государства. В целях беспрепятственного выполнения своих служебных функций нештатные консулы пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и штатные, правда, личной неприкосновенностью они пользуйся лишь при исполнении консульских функций.
Главы консульских учреждений, согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., подразделяются на четыре класса:
- генеральные консулы;
- консулы;
- вице-консулы;
- консульские агенты.
Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения.
Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:
- генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах
- консульство;
- вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого штатное должностное лицо, подчиненное консулу;
- консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.
Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно заведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны государства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Являясь сотрудником дипломатического представительства, такой "отдельский" консул сохраняет свой дипломатический статус, т.е. пользуется дипломатическим иммунитетом и привилегиями без каких-либо исключений.
В Республике Беларусь Консульский устав утвержден указом Президента № 82 от 19 февраля 1996 г. В нем определены задачи и организация консульских учреждений, порядок назначения консула, дана характеристика выполняемых им функций. В соответствии с уставом к консульским учреждениям республики относятся: консульские отделы дипломатических представительств Беларуси, генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства, консульское управление Министерства иностранных дел РБ, консульские пункты (например, в аэропорту "Минск-2").
Консульские учреждения подчинены МИДу РБ. Общее руководство работой консульств за рубежом осуществляет глава дипломатического представительства Республики Беларусь в стране пребывания. В своей деятельности консульства руководствуются Консульским уставом РБ, Положением о почетном консуле РБ (приказ Министра иностранных дел 1999 г.), законодательством РБ и законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, международными и национальными обычаями.
7. Постоянные представительства государств при международных организациях.
Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенций о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.
Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет организацию о назначении, должности, звании сотрудников представительства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.
Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: обеспечении представительства посылающего государства при организации; поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.
Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с пей; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству посылающего государства; содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Привилегии и иммунитеты постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов и т.д.
8. Специальные миссии.
В практике международных отношений широко используются специальные миссии — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Конвенцией о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.) (вступила в силу в 1985 г.).
Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Государство, которое желает направить одну и ту же специальную миссию в два или несколько государств, уведомляет об этом каждое принимающее государство, когда обращается к нему за согласием. Два или несколько государств, которые желают направить общую специальную миссию в другое государство, уведомляют об этом принимающее государство, когда обращаются к нему за согласием. Два или несколько государств могут направить одновременно специальную миссию в другое государство с согласия этого государства, для совместного рассмотрения, по согласованию между всеми этими государствами вопроса, представляющего для них общий интерес.
Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии, и в частности сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.
Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.
Члены специальной миссии в принципе должны быть гражданами посылающего государства.
Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется: о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях; о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии; о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии; о назначении главы специальной миссии; о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.
Принимающее государство может в любое время уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.
Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.
Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.
Местопребыванием специальной миссии является место, установленное по соглашению между заинтересованными государствами. При отсутствии соглашения местопребыванием специальной миссии является место, где расположено министерство иностранных дел принимающего государства. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.
Специальные миссии двух или нескольких государств могут собраться на территории третьего государства только после получения прямо выраженного согласия этого государства, которое сохраняет за собой право его аннулировать. Давая свое согласие, третье государство может определить условия, которые должны соблюдаться посылающими государствами. Третье государство осуществляет права и берет на себя обязанности принимающего государства по отношению к посылающим государствам в той мере, в какой оно это указывает, давая свое согласие.
Функции специальной миссии прекращаются, в частности: по соглашению заинтересованных государств; по выполнении задачи специальной миссии; по истечении срока, установленного для специальной миссии, если он специально не продлен; по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию; по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.
Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.