Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Учебники: Русский язык 7 класс Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, 2012 год, часть 1.
Тема урока: Морфологическая омонимия
Тип урока: закрепление
Цели урока:
Обучающие: закрепить знание понятия морфологические омонимы, научить различать омонимичные части речи в предложении.
Развивающие: развить познавательные интересы учащихся, логическое мышление и навык самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку и воспитать толерантное отношение учащихся к своим одноклассникам.
Методы: слово учителя, игра, эвристическая беседа.
Оборудование: учебники, тетради, доска.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. 5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 6. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель:сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На доске написан текст: В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой, Все утро дождик ш..л косой. Доч(?) грома - капля-егоза, К..нчая свой высотный путь, Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за, В л..цо з..мли боясь взгл..нуть. Ск..льзнув с н..бесного стекла, В ладонь цв..тка она стекла. Вызывает к доске человека, остальные записывают текст в тетради. - Вам нужно найти основы и второстепенные члены предложения. Не забываем задавать вопросы. Учитель задает вопросы: - Чем выражен каждый член предложения? - Мы с вами столкнулись со сложным случаем морфологической омонимии. Давайте вспомним, что такое омонимы? Учитель проверяет знание определения и объясняет языковое явление: Правильно, молодцы. Морфологические омонимы- слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но являются разными частями речи (чаще всего: наречие, краткое прилаг., категория состояние). И запомните, что морфологические омонимы определяются ТОЛЬКО по КОНТЕКСТУ! А также МО на письме могут различаться слитным и раздельным написанием. Разберем это на практике. Запишите в тетрадь предложения (а один из учеников напишет их на доске): 1. Я положил деньги на счёт. 2. Я подумаю насчёт завтрашней встречи. Объясните написание слов насчет и на счет. Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи: 1) Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2) Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Разбор словосочетаний и предложений: мой портфель — мой яблоко; острая пила — пила сок; булатные мечи — мечи на стол, что есть в печи; дуло ружья — дуло из-под двери; спиленные пни — пни ногой; девчонка смела — смела крошки со стола; ехали полем — полем сорняки; простой человек — простой оборудования. 1) Она одевается кричаще — Платье было кричаще. 2) На улице холодно — Нас встретили холодно. 3) Платье ей было широко. Широко разлилась Волга. 4) В отличие от других, он поступил хорошо. Дает задание: — На доске написаны слова (Три, дуло, нагоняй, лечу, мой, стих, тихо). Вам нужно составить по три предложения с каждым словом так, чтобы в одном предложении это слово являлось наречием, во втором — кратким прилаг., а в третьем — категорией состояния. Для удобства предлагаю составить таблицу. Учитель задает детям вопросы на повторение: — С какими омонимами вы сегодня познакомились? — Что такое МО? — Для вас на уроке самым трудным было… — Для вас на уроке самым интересным было… Повторить теорию и подготовиться к контрольной работе по пройденным темам. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Записывают предложения в тетрадь, выделяют основы. Один ученик работает у доски. Отвечают, чем выражен каждый член предложения. Дают определение понятию омонимия. Записывают в тетрадь. Задают вопросы при затруднении. Объясняют написание МО. Разбирают упражнения. Задают вопросы. Работают в тетрадях, задают вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль, оценка, коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные – формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
|
|
|