Цели и задачи учебной дисциплины




В.Б. Барканов

К.м.н.

Судебная психиатрия

Учебно-методический комплекс для студентов направления

Юриспруденция

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «31» августа 2010г.   Подпись Заведующего кафедрой   ___________________ (А.С. Сенцов)  

 

 

Волгоград 2011

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная психиатрия»  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса  
2.5. Советы по подготовке к зачету  
Раздел 3. Материалы тестовой системы по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  

 

 


Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная медицина».

 

Извлечение из образовательного стандарта положений по дисциплине

Судебная психиатрия является самостоятельной медицинской наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, помогающих установлению истины и соблюдению законности в судебно-следственном процессе. Возрастающие экспертные возможности, внедрение в практику новых, более совершенных методов исследования доказательств способствующих повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений. Поэтому знание современных основ судебной медицины и умелое использование на практике результатов судебно-психиатрической экспертизы – необходимые условия профессиональной подготовки юристов высшей квалификации.

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Рабочая программа по учебной дисциплине «Судебной психиатрии» определяет содержание и структуру курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического факультета Волгоградской академии государственной службы.

Цель курса – дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической экспертизы.

Основными задачами курса являются:

* обучение знаниям об основах судебно-психиатрической экспертизы;

* обратить особое внимание на такие частные проблемы, как знания общей психопатологии;

* изучение проблем наиболее часто встречающихся в судебно-следственной практике хронических и временных психических расстройств, слабоумия и иных болезненных состояний психики.

Представляется целесообразным такая структура изложения дисциплины, при которой сочетается теоретическое осмысление материала, выработка практических навыков с самостоятельной работой студентов.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

На лекциях излагаются основные теоретические и практические вопросы судебной медицины. На семинарских занятиях закрепляются полученные теоретические знания, а также прорабатывают теоретические вопросы, не рассмотренные в ходе лекций. Работа завершается под­готовкой рефератов, докладов по соответ­ствующим темам.

Изучение курса судебной медицины предполагается как на аудиторных занятиях (лекции, семинары), так и во время самостоятельной работы студентов. Программа курса рассчитана на 42 часа, 30 - лекций; 12 – семинарских занятия (для очного отделения); 20 часов: 14-лекций; 6 – семинаров (для очно-заочной формы обучения); 18 часов: 14 - лекции; 4 – семинара (для заочной формы обучения). Изучение настоящего курса по данной программе рассчитано на один семестр. Итоговый контроль - зачет.

При подготовке к семинарским занятиям студенты используют «Учебно-методические материалы по судебной психиатрии», разработанные кафедрой. В планах семинарских занятий указаны вопросы, выносимые на семинар, приводится перечень нормативных материалов, список научной литературы, даны методические рекомендации по подготовке к занятиям, а также содержатся вопросы, выносимые на зачет.

Преподаватель можетдавать наиболее подготовленным студентам темы для рефератов (докладов), которые затем зачитываются в ходе семинарских занятий.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Судебная психиатрия» (42 ч.)

На 2010-2011 учебный год

Для студентов Ю-400, ЮЗ-500

Наименование темы Очное Заочное Второе высшее
Лекций Семинаров Лекций Семинаров Лекций Семинаров
1. Организация судебной психиатрии и ее роль в расследовании преступлений.            
2. Краткие сведения о высшей нервной деятельности и ее нарушениях, психических заболеваниях.            
3. Симптоматика психических заболеваний.            
4. Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК).            
5. Наркологическая экспертиза.   -        
6. Особенности проведения СПЭК несовершеннолетних.   -        
7. СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в Гражданском процессе.            
8. Основные формы психических заболеваний, наиболее часто встречающихся в правоохранительной деятельности.            
  Форма контроля зачет зачет зачет
  ИТОГО:            

 

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Судебная психиатрия»

 

Лекция 1. Организация судебной психиатрии и ее роль в расследовании преступлений.

В процессе изучения указанной темы изучающий должен усвоить: что собой представляет наука судебной психиатрии, каковы ее предмет и задачи, какие социальные задачи она решает и ее роль в следствии, какими пользуется методами познания, основные этапы развития судебной психиатрии, и роль при этом прогрессивной материалистической науки.

Основные понятия:

 

Лекция 2. Краткие сведения о высшей нервной деятельности и ее нарушениях, психических заболеваниях.

Лекция 3. Симптоматика психических заболеваний.

Обе темы посвящены основам общей психопатологии. В процессе изучения темы студент должен усвоить: строение нервной системы; что такое Высшая нервная деятельность; нарушения Высшей нервной деятельности при психических заболеваниях; причины психических болезней; причины психических болезней; лечение психических заболеваний.

Особенно тщательно должна быть изучена тема симптоматика психических заболеваний, знание этой темы позволит распознать психическое заболевание и своевременно принять необходимые меры.

При изучении этой темы студент должен усвоить: особенности распознания нарушений восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, сознания; основные синдромы психических заболеваний.

Основные понятия:

 

Лекция 4. Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК).

Лекция 5. Наркологическая экспертиза (НЭ).

В процессе изучения этих тем студент должен усвоить: задачи и виды СПЭК; организацию судебно-психиатрической и наркологической экспертиз; основания для назначения и особенности проведения СПЭК и НЭ; особенности составления постановлений о назначении СПЭК и НЭ; освидетельствование психически больных, алкоголиков и наркоманов; стратегию и тактику правоохранительных органов в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Основные понятия:

 

Лекция 6. Особенности СПЭК несовершеннолетних.

Тема посвящена изучению вопросов назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. При изучении этой темы следует усвоить, что является основанием судебно-психиатрической экспертизы;как правильно выбрать вид экспертизы; какие материалы необходимы для назначения экспертизы и какие вопросы ставятся перед экспертами; присутствие следователя при проведении экспертизы; заключение эксперта и его оценка; задачи СПЭК подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего; психические расстройства у несовершеннолетних; задачи СПЭК потерпевшего и свидетеля; освидетельствование осужденного.

Основные понятия:

 

Лекция 7. СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в гражданском процессе.

Все виды занятий: лекции, семинарские, практические и самостоятельные занятия необходимо вносить в единую тетрадь, в которую записывать основные положения, относящиеся к характеристике вопросов выносимых на зачет (см. перечень вопросов на зачет). Ответы на возникающие вопросы могут быть получены у преподавателя судебной психиатрии кафедры уголовно-правовых дисциплин.

Основные понятия:

 

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие №1

 

Тема: Предмет, задачи и содержание курса судебной психиатрии.

Влияние психических расстройств на противоправное поведение.

(семинар - 2 часа)

 

1. Предмет, задачи и содержание курса судебной психиатрии.

2. Становление и развитие судебной психиатрии.

3. Роль психической патологии в современном мире (в том числе в деятельности правоохранительных органов).

4. Психические расстройства и противоправное поведение.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., Медицина, 1980.

2. Забродин Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М: Юрид.лит-ра,1980.

3. Зельдс И.М. Комплексная экспертиза при расследовании убийств. - М: Юрид. лит-ра, 1985.

4. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М. Медицина, 1988.

5.

Литература: п.п. 3, 5, 6, 7, 20, 24, 25, 31, 32, 38,41.

 

Тема №2. Учение о Высшей нервной деятельности общие понятия о психических заболеваниях.

(семинар - 2 часа)

 

1. Мозг, его строение и взаимодействие с внешней средой. Управление жизнедеятельностью организма.

2. Нарушения Высшей нервной деятельности при психических заболеваниях.

3. Общие понятия о психических заболеваниях.

 

Литература: 0 п.п. 19, 20, 21, 24, 25, 36, 37, 38.

 

Тема №3. Симптоматика (признаки) психических заболеваний.

(семинар - 2 часа)

 

1. Распознавание нарушений восприятия, эмоций, памяти, мышления, воли, сознания. Основные синдромы психических болезней.

2. Возможности и границы контакта с указанной группой лиц. Психология допроса психоаномальных.

 

Литература: 0п.п. 19, 20, 21, 36, 37, 38.

 

Тема №4. Назначение и проведение СПЭК, НЭ. Экспертиза несовершеннолетних.

(семинар - 2 часа)

 

1. Задачи и виды СПЭК.

2. Основания, порядок назначения и проведения СПЭК.

3. Производство НЭ.

4. Особенности СПЭК несовершеннолетних.

 

Реферат: Особенности организации и проведения СПЭК.

 

Литература: п.п.1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 20, 23, 27, 33,36, 37, 38.

 

Тема №5. СПЭК подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Освидетельствование осужденных. Экспертиза в гражданском процессе.

(семинар - 2 часа)

 

1. Задачи СПЭК подозреваемого и обвиняемого.

2. Вопросы вменяемости при судебно-психиатрической экспертизе.

3. Задачи СПЭК потерпевшего и свидетеля.

4. Освидетельствование осужденных.

5. Экспертиза в гражданском процессе.

 

Реферат: Особенности назначения СПЭК подозреваемых и обвиняемых. Особенности СПЭК потерпевших и свидетелей. Особенности СПЭК в гражданском процессе.

 

Литература: п.п. 18, 19, 20, 21, 28, 34, 36, 37, 38.

 

Тема №6. Основные формы психических заболеваний, наиболее часто встречающиеся в правоохранительной деятельности.

(семинар - 2 часа)

 

1. Признаки шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза (МДП), травм мозга, олигофрении, психопатии. Форма заболеваний и особенности написания постановления о назначении СПЭК.

2. Влияние указанных форм заболеваний на противоправное поведение и их экспертная оценка.

 

Литература: п.п. 3, 4, 6, 19, 20, 21, 36, 37, 38.

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. Травматические поражения головного мозга.

2. Сифилитические заболевания центральной нервной системы.

3. Сосудистые заболевания головного мозга.

4. Психозы позднего возраста.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Волков В. Использование знаний психиатрии в суде/Соц.юстиция, 1993 - №14.

2.Гиляровский Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М., Юрид. лит-ра, 1980.

3.Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм - М., Медицина, 1980.

4.Дмитриев А.С., Клименко Т.В. Судебная психиатрия, Учебное пособие. - М. Юрид. лит-ра, 1996.

5.Забродин Г.Д., Гурова З.Г. Судебная психиатрия - М: Юрид.лит-ра,1980.

6.Зельдс И.М. Комплексная экспертиза при расследовании убийств. - М: Юрид. лит-ра, 1985.

7.Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М. Медицина, 1988.

8.Кудрявцев И.А. Судебно-психиатрическая экспертиза. М. Юр. лит-ра, 1988.

9.Карнеева З. О заключении судебной психологической экспертизы/Сов. юстиция - 1993, №10./

10.Лифшиц Е.М., Михайлов В.А. Назначение и производство экспертизы. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977.

11.Морозов Г.В., Печерникова Т.П., Шостакович Б.В. Методологические проблемы вменяемости - невменяемости. М., Юрид. лит-ра, 1983.

12.Морозов Г.В. Судебная психиатрия. Учебник. - М: Медицина, 1988.

13.Морозов Г.В. Судебная психиатрия. Учебник. - М: Юрид. лит-ра, 1990.

14.Махов В.Н. Участие специалиста в следственных действиях. М., Юрид. лит-ра., 1980.

15.Михайлов В.А., Дубягин Ю.П. Назначение и производство судебной экспертизы. Волгоград. ВСШ МВД РФ.


Тематика рефератов

1. Особенности назначения СПЭК подозреваемых и обвиняемых.

2. Особенности СПЭК потерпевших и свидетелей.

3. Особенности СПЭК в гражданском процессе.

4. Особенности организации и проведения СПЭК.

 

Вопросы для проведения зачета:

1. Задачи судебно-психиатрической экспертизы.

2. Виды судебно-психиатрической экспертизы.

3. Основания для назначения СПЭК.

4. Подготовка следователем материалов уголовного дела, необходимых для проведения СПЭК.

5. Постановление о назначении СПЭК.

6. Порядок проведения СПЭК.

7. Заключение эксперта и оценка его следователем.

8. СПЭК обвиняемого; подозреваемого.

9. Особенности СПЭК потерпевшего, свидетеля.

10. СПЭК осужденного.

11. СПЭК несовершеннолетних (в том числе комплексная).

12. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным, совершившим общественно-опасное деяние.

13. Пути предупреждения общественно-опасных деяний психически больных.

14. Особенности допроса психо-аномальных.

15. Причины психических заболеваний.

16. Распознавание расстройств восприятия (Возможности и границы контакта).

17. Распознавание расстройств памяти (Возможности и границы контакта).

18. Распознавание расстройств мышления (Возможности и границы контакта).

19. Распознавание навязчивых состояний и бреда (Возможности и границы контакта).

20. Распознавание эмоциональных расстройств (Возможности и границы контакта).

21. Распознавание расстройств волевой деятельности (Возможности и границы контакта).

22. Распознавание расстройств сознания (Возможности и границы контакта).

23. Распознавание двигательных нарушений (Возможности и границы контакта).

24. Припадки: эпилептический, истерический (поведение следователя в случае возникновения припадков при проведении допроса).

25. Особенности физических травм мозга и их экспертная оценка.

26. Особенности предстарческих и старческих психозов и их экспертная оценка.

27. Алкоголизм и проведение наркологической экспертизы.

28. Наркомания и проведение наркологической экспертизы.

29. Особенности составления постановления о назначении наркологической экспертизы.

30. Особенности выявления следователем алкогольных и наркотических психозов их экспертная оценка.

31. Шизофрения и ее экспертная оценка.

32. Маниакально-депрессивный психоз его экспертная оценка.

33. Эпилепсия и ее экспертная оценка.

34. Психопатия и ее экспертная оценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: