Для реализации программы необходимо:
· спортивный зал;
· спортплощадка;
· спортинвентарь, согласно выбранным видам спорта.
6. Контролирующие средства за выполнением программы:
· контроль со стороны преподавателя за обучающимися;
· самоконтроль занимающихся;
· постоянный контроль за успеваемостью, дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок.
Направленность программы
Для реализации основной индивидуальной программы как средство воспитания и развития обучающихся через занятия физической культуры и спорта в режиме внеурочного времени мы выбрали игровое направление, в частности волейбол, футбол и баскетбол.
Есть направление деятельности, должны быть и решаемые задачи через определенные виды спорта:
Волейбол
Волейбол — один из самых популярных и доступных массовых видов спорта. Для того чтобы поиграть в волейбол не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Мяч, подходящая площадка и несколько человек, желающих поиграть — это все что нужно для того, чтобы весело и с пользой для здоровья провести время.
Волейбол характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них, многочисленными прыжковыми движениями, постоянной изменчивостью интенсивности физических и эмоциональных нагрузок. Все это оказывает положительное влияние на организм человека и способствует укреплению здоровья и долголетию.
Польза волейбола:
· Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма;
· Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение;
· Положительно влияет на дыхательную систему;
|
· Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц;
· Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов;
· Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения;
· Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями;
· Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость;
· Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации;
· Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений;
· Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим;
· Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Противопоказания к занятиям волейболом:
Волейболом противопоказано заниматься людям с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. При наличии таковых недугов или других серьезных болезней перед занятиями волейболом обязательно необходимо проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, волейбол — травмаопасный вид спорта, поэтому перед началом игры необходимо разминаться, а интенсивность и продолжительность игры должна зависеть от возраста, физического состояния и индивидуальных особенностей человека.
|
Баскетбол
Особенность этой игры в том, что она не зависит от погодных условий и не требует много разнообразного и сложного спортивного инвентаря. Ветер, снег или дождь не могут помешать баскетбольному матчу. При плохой погоде или зимой игры и тренировки легко переносятся на закрытые площадки.
1. Баскетбол даёт активную и динамичную нагрузку. Игра включает в себя защиту и нападение, дриблинг, подбор и бросок. Постоянные перемещения, смена движений, розыгрыш комбинаций - всё это нескучно и позволяет провести время активно и весело.
2. Приводит в норму вес и внешний вид. Один час баскетбола сжигает до 750 калорий. И хотя интервальный принцип проведения означает, что он не считается аэробным, это настоящая полноценная тренировка.
3. Улучшает баланс и координацию. Тренировки по баскетболу включают в себя упражнения по общей физической подготовке и специальные баскетбольные упражнения. Многократные повторения приемов и связок, движения медленные и на скорости, прыжки и необходимость удерживать мяч тренируют координацию движений и улучшают баланс.
4. Наращивает мышцы и их потенциал. Постоянные комплексные тренировки позволяют улучшить осанку и натренировать мышцы. При занятиях баскетболом мышцы становятся длинными и сильными. Уже через полгода регулярных тренировок можно получить подтянутую фигуру, а через год спортивную.
5. Развивает периферическое зрение и глазомер. В офтальмологии для тренировки глазных мышц применяют специальные упражнения. Если зрение начинает ухудшаться, то вам непременно порекомендуют упражнения по переводу взгляда с близких предметов на дальние и обратно. За счет такой тренировки происходит укрепление глазных мышц. В баскетболе многократно выполняют броски с ближних и дальних точек по кольцу, мгновенные передачи и перехваты мяча, ведение, когда мяч прыгает вверх-вниз. Глаз баскетболиста невольно постоянно следит за движением мяча и перемещениями противника, поэтому глазомер и периферическое зрение улучшаются с каждой тренировкой.
|
6. Повышает выносливость и скорость реакции. Систематические занятия баскетболом, которые продолжаются 1-1,5 часа, сочетают в себе различные типы упражнений. Их подбирают специально по уровню подготовки игроков. Игрок растёт профессионально, и вместе с ним трансформируется и комплекс упражнений для тренировок. Упражнения постепенно усложняются, нагрузки увеличиваются. Так от тренировки к тренировке у игроков повышается реакция и выносливость.
7. Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Вырабатывает самодисциплину и учит взаимодействию с другими людьми. Баскетбол обязательно поможет найти друзей и единомышленников, покажет преимущества работы в команде.
8. Занятия баскетболом доступны для всех: детей, подростков и взрослых людей. Принять участие в игре может каждый человек, любого возраста и способностей.
9. Игра в баскетбол возможна круглый год.
10. Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в процессе спортивной борьбы.
Противопоказания баскетбола:
Баскетбол может быть противопоказан при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма. Поэтому при наличии болезней, перед началом занятий баскетболом, необходимо проконсультироваться с врачом. Кроме этого, баскетбол считается травмаопасным видом спорта, поэтому новичкам необходимо уделить внимание начальной подготовке. Чтобы минимизировать вероятность получения травм, перед каждой игрой необходимо разминаться, а также играть с людьми с приблизительно одинаковой физической подготовкой.
Футбол
Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство:
· дружбы, товарищества, взаимопомощи;
· развивает чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность.
· футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
· развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды;
· строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д.
· способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
· оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки.
· Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. Способствует укреплению иммунитета;
· Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха;
· Уменьшает вероятность возникновения сердечнососудистых заболеваний, выводит плохой холестерин, снижает кровяное давление;
· Улучшает циркуляцию крови и соответственно снабжение кислородом всех органов;
· Футбол полезен для улучшения обмена веществ в организме;
· Специалисты утверждают, что регулярная игра в футбол помогает укрепить костную ткань и благоприятно влияет на опорно-двигательный аппарат;
· При игре в футбол движения очень разнообразны, что позволяет укрепить практически все мышцы организма.
· Эта игра развивает и улучшает координацию движений.
· Футбол – отличный помощник в борьбе с лишним весом.
· Помогает бороться со стрессами и депрессиями, повышает настроение и улучшает сон;
· Очень важен футбол для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность и другие.
Противопоказания футбола:
К сожалению, у футбола есть и противопоказания. Поэтому при заболеваниях внутренних органов и опорно-двигательного аппарата, прежде чем начать играть в футбол необходимо проконсультироваться с врачом. Футбол считается очень травмаопасным видом спорта и может принести серьезные увечья игрокам. Поэтому перед игрой надо хорошо размяться и играете в хорошей компании, т.е. с людьми, которые ведут себя корректно по отношению к сопернику, то риск получить травму значительно снижается.
Для реализации всех поставленных целей и задач разработан и утвержден годовой план работы в образовательном учреждении, который предусматривает проведение мероприятий не только по выбранным видам спорта, но и по другим видам физического развития внутри образовательного учреждения, так и участия в соревнованиях различного уровня
· студенческие весёлые старты для первокурсников «Выбирай спорт! Выбирай здоровье!»;
· осенний легкоатлетический кросс в честь закрытия летнего спортивного сезона;
· открытое первенство техникума по гиревому спорту;
· первенство техникума по баскетболу (юноши, девушки);
· первенство техникума по настольному теннису;
· конкурс стенгазет «Мы за здоровый образ жизни» среди учебных групп;
· фестиваль ГТО;
· первенство техникума по волейболу среди юношей и девушек;
· спортивный праздник ко Дню Студента «Веселые старты» среди 1-4 курсов;
· личное первенство техникума по лыжным гонкам (юноши и девушки);
· первенство техникума по стрельбе из пневматической винтовки среди учебных групп ко Дню Защитника Отечества;
· смотр физической подготовленности студентов (ОФП);
· весенний легкоатлетический кросс;
· первенство техникума по мини - футболу среди учебных групп;
· личное первенство по легкой атлетике;
· организация однодневных походов в группах;
· проект, подведение итогов сезона «Лучшая спортивная группа»;
· «Лучший физорг года»;
· «Лучший спортсмен года»;
· Участие в районных и республиканских соревнованиях согласно положению
Планируемые результаты
В результате реализации индивидуальной программы развития физической культуры и спорта обучающиеся должны знать и понимать:
· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
· способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
· правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
· выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;
· проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
· преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
· выполнять приемы защиты, страховки и самостраховки;
· осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
· выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
· подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
рганизации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
· активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
· уметь определить уровень собственного здоровья по тестам;
· уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления;
· овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов;
· знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности;
· уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями.
· знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
Решающая роль в выполнении всех вышеперечисленных целей, задач и мероприятий принадлежит преподавателю физического воспитания. Побуждая своих воспитанников к систематическим занятиям физической культуры и спорта, преподаватель должен иметь не только глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности студентов, состояние их физического и психического здоровья, постоянно повышать свое профессиональное мастерство участвуя в различных конференциях, семинарах.
Заключение
Таким образом, физическая культура и спорт — это одно из средств для самореализации трудновоспитуемых обучающихся. Очень велика при работе с такими обучающимися ответственность преподавателя физической культуры: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать обучающихся к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим). Побуждая своих воспитанников к систематическим занятиям физической культуры и спорта, педагог должен иметь не только глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся, состояние их физического и психического здоровья, постоянно повышать свое профессиональное мастерство участвуя в различных конференциях, семинарах.
Для обучающихся физкультура становится способом организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой — это путь к гармонизации российского общества в целом.