Программа по развитию физической культуры и спорта во внеурочное время в Батыревском агропромышленном техникуме Минобразования Чувашии
Автор:
Сеприханов Владимир Феоктистович,
преподаватель физического воспитания
Батыревского агропромышленного техникума
Минобразования Чувашии
с. Батырево - Чувашская Республика
2021 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка …………………………………………….…стр.3-5
2. Цели и задачи программы …………………………………………….стр. 6
3. Общая характеристика учебной дисциплины ……………...…….. стр. 7-10
4. Учебный план программы ……………………………………………. стр. 4
5. Условия реализации программы …………………………………..….. стр.5
6. Направленность программы …………………….……………….. стр. 13-18
7. Планируемые результаты ………………………………………....стр. 19-20
8. Заключение ……………………………………………….…………….…. 21
Пояснительная записка
Данная индивидуальная программа развития предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ООП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Данная индивидуальная программа развития физической культуры и спорта разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
|
- требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура»,
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
- Устава Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Батыревский агропромышленный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и другими локальными актами организации.
|
Область применения программы
Программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС и предназначена для развития физкультурно – спортивного движения среди обучающихся Батыревского агропромышленного техникума Минобразования Чувашии во внеурочное время.
Актуальность программы.
Физическая культура и спорт являются наиболее притягательными для молодежи и студентов - занятия физическими упражнениями можно рассматривать как наиболее эффективную форму отвлечения обучающихся от криминальной среды, средством нравственного, физического, психического и других сторон гармоничного развития личности. Поэтому в настоящее время вопросам воспитания средствами физической культуры и спорта уделяется все больше внимания и перед нами, педагогами ставится определенные задачи и цели.
Вопросы физического воспитания обучающихся также как и в целом в обществе, остро стоит и в нашем техникуме. Контингент обучающихся в техникуме формируется в связи имеющимися специальностями. Мониторинг поступающих на учебу и проведение «входного контроля» показывает, что уровень знаний и возможностей остаются желать лучшего, в том числе и физическом развитии. Так в этом учебном году тестирование первокурсников по программе «входного контроля» показал, что физическое развитие обучающихся довольно на низком среднем уровне. С ними проведено тестирование на быстроту, силу, прыгучесть, гибкость и на выносливость. Средняя оценка согласно таблице физической подготовленности юношей и девушек своего возраста составляет всего 3,14 баллов. Особо плачевны результаты в таких испытаниях как на выносливость, быстроте и силовой подготовке. Еще больше поразили знания теоретического испытания и знания, согласно требованиям учебнойпрограммы своего возраста. Эта форма тестирования показала, что знания и понятия в вопросах физической культуры и спорта на довольно низком уровне, ибо девушки и юноши должны разобраться в вопросах утренней гимнастики, личной гигиены и самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом. Поэтому эти исследования поставили передо мной как преподавателя физического воспитания учреждения конкретные цели, задачи и принятия конкретной программы физического воспитания в целом и физического развития в том числе.
|
Мною были разработаны индивидуальные программы физического развития и были обозначены определенные направления воспитания обучающихся в целом, в том числе и физического совершенствования. Программа предполагает использовать общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальную сложность при освоении материала.
Программа охватывает и направлена на обучающихся техникума с 15 лет со сроком освоения материала 3 года.
Объем программы составляет 135 часов в год, 30 учебных недель. Объем недельной нагрузки – 4,5 часа.
Режим занятий: занятия проводятся продолжительностью 1,5 часа (для одного вида спорта).
Формы занятия:
· групповые;
· индивидуальные;
· дополнительные занятия дома.
2. Цели и задачи программы:
Цель программы:
Содержание данной программы направлено на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры, укрепление и сохранения здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций, формирование личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда.
Задачи:
· вовлечение обучающихся в разработанную программу;
· профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни;
· создание условий для самореализации личности через занятия физической культурой и спортом;
· укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
· освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
· обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
· воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебной дисциплины
Основное содержание программы реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
теоретическое воспитание
Необходимость получения теоретических знаний перед практическими занятиями очень важно.
Формы занятий:
· проведение лекций;
· проведение бесед, круглых столов;
· встречи сизвестными людьми испортсменами.
Беседы, разъяснения проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для проведения бесед, убеждений является готовность обучающихся к восприятию: в начале занятий (хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация), в конце (удовлетворенность проведением занятий).
Лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми и спортсменами проводятся в свободное от тренировок время по плану.
Примерная тематика бесед лекционного материала:
· занятия спортом и всестороннее развитие личности обучающихся;
· приучение к дисциплинированности, соблюдению общественного порядка, умению контролировать свое поведение и поведение товарищей;
· гигиена, закаливание организма, контроль и самоконтроль;
· роль физической культуры и спорта в профилактике правонарушений
· формирование интереса к спортивной деятельности, постановка перспективы;
· оказание доверия к преподавателю и соблюдение дисциплины в процессе учебной и спортивной деятельности.
Практическая часть – предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий, которые содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике заболеваний.
Формы занятий:
1. физические упражнения
Используется любые движения или статистические напряжения мышц для развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
2. Тренировки
Спортивные тренировки является подготовкой к спортивным состязаниям, направленные на повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
Содержание тренировки:
· теоретическая;
· техническая;
· физическая;
· тактическая;
· психологическая.
3. выполнение поручений педагога
· приоритет задачи;
· доступность;
· мотивация;
· контроль.
4. Соблюдение двигательного режима, а также режима дня, недели
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию студента:
· свободное время, возможность обеспечить двигательную активность по собственному выбору.
· продолжительность занятия как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
· время пребывания на воздухе в течение дня;
· режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
· продолжительность и кратность сна
5. Ведение дневника тренировок
Основная цель дневника – отслеживать прогресс и собственные ощущения, что позволит:
· проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и избежать травм;
· проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
· дата и время занятия;· содержание тренировки: тип упражнения, вес и количество подходов – для силовых тренировок; · дистанция и время – для кардио;· самочувствие во время тренировки и после неё;· состояние мышц на следующий день;· антропометрию (периодически это делать для отслеживания прогресса);· приемы пищи, их состав и калорийность.6. Участие в спортивных соревнованиях и совершенствование в избранных видах спорта.
Соревнования являются важной составной частью учебно-тренировочного процесса и их задачами являются:
· популяризация и стимулирование развития данного вида спорта;
· достижение высоких спортивных результатов;
· подведение итогов учебно-тренировочной работы;
· выявление лучших спортсменов;
· выполнение спортсменами разрядных требований и учебных нормативов;
В процессе участия в соревнованиях совершенствуется
· техника и тактика спортсмена;
· развиваются его морально волевые и физические качества;
· вырабатываются инициативность, самостоятельность, умение ориентироваться в сложной обстановке;
· накапливается спортивный опыт;
· воспитывает организованность и дисциплинированность, чувство ответственности и гордости за себя и свою команду.
4. Учебный план программы:
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) предусматривает