Задачи практических психологов в экономической, образовательной и медицинской сферах.




В качестве основных направлений профессиональной пси­хологической работы в сфере экономики выделяются:

1) изучение условий и факторов положительной мо­тивации к труду и к профессии, оптимизация тру­довых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психоло­гического климата в коллективе, формирование ра­бочих команд;

2) изучение восприятия человеком стимулов и усло­вий труда, проблема справедливости вознагражде­ния;

3) психологическая консультация и профессиональ­ная ориентация;

4) исследование процессов творчества в экономичес­кой сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;

5) изучение половых и возрастных особенностей пове­дения человека в производственной среде и сфере потребления;

6) психология предпринимательства, лидерства, ру­ководства, менеджмента;

7) психология конкурентоспособности на рынке тру­да, психология различных форм занятости;

8) психологические аспекты конфликтов в экономи­ческой среде и меры по их профилактике и урегули­рованию;

9) психология поведения личности и группы в эконо­мических ситуациях;

10) психология поведения клиента, акционера, сотруд­ника организации;

11) психология мошенничества и других форм дест­руктивного поведения в организации;

12) психология экономического выбора и предпочте­ний;

13) исследование психологических особенностей, про­являющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (фи­нансы, кредит, экономика природопользования);

14) изучение национальных психологических особен­ностей России и их влияния на поведение в эконо­мической среде (Муравьев, Лакшина и др., 1998, с.14-15).

Образование

Одна из наиболее распространенных задач педагогичес­ких психологов еще с начала XX века — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способ­ностей. При этом широко применяется тестирование. Ос­новной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор де­тей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди пси­хологов были тесты на определение коэффициента умствен­ной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам — исторически более ранние функции школьных психологов в разных стра­нах — и сейчас чрезвычайно широко применяются в прак­тике психологической службы.

Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школь­ной психологической службы — служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юноше­ства. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое изме­рение и оценку "школьного функционирования" детей и юношества;

б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персона­лом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала шко­лы как профессионалов

Медицина

Трудно сказать, чего больше в медицинской психо­логии — медицины или психологии. В соответствии с ре­шаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской на­укой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежа­щая как медицине, так и психологии. При разработке про­блем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

- изучение психических факторов, влияющих на раз­витие болезней, их профилактику и лечение;

- изучение влияния тех или иных болезней на психи­ку;

- изучение различных проявлений психики в их дина­мике;

- изучение нарушений развития психики;

- изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его мик­росредой;

- разработка принципов и методов психологического

исследования в клинике;

- создание и изучение психологических методов воз­действия на психику человека в лечебных и профи­лактических целях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: