Становление психологической службы в РФ




Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках фило­софских факультетов. Студентов, получавших профессио­нальное психологическое образование, было сравнительно немного. В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государствен­ных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 фа­культетах обучались студенты в республиках СССР.

Государственные органы и психологические органи­зации вырабатывают определенные требования к про­фессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в выс­ших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность. Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях. Крупными психологическими центрами ста­новятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новоси­бирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов. Полный курс высшего образова­ния по специальности "020400 — психология" наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных кур­сов переподготовки.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей по­требностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осущест­вляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во мно­гих высших учебных заведениях были организованы но-1 вые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.

 

Вопрос.

Деятельность практического психолога в организации.

 

Оценка деятельности практического психолога вклю­чает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должност­ных обязанностей и участие в деятельности коллек­тива.

3. Условия для проведения психологической работы.

4. Социально-правовое, организационное обеспечение

профессиональной деятельности психолога. ' Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.-Оценка результативности психологической работы ох­ватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для раз­вития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и реко­мендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни орга­низации;

6) компетентность и результативность психокоррекци-онной и психореабилитационной работы.

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жиз­ни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессио­нальной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуни­кабельностью во взаимоотношениях с другими служ­бами;

4) степенью учета информации психолога при приня­тии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его дол­жностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктив­ными технологиями психологической работы.

Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методичес­кими, диагностическими материалами;. 2) наличие и оснащение комнаты психологической

разгрузки;

3) материально-техническая база психологической ра­боты.

Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психоло­га включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документа­ции, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспек­тивный, месячные и профессионального совершен­ствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) об­следования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим кате­гориям клиентов

Вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: