Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках философских факультетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного. В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 факультетах обучались студенты в республиках СССР.
Государственные органы и психологические организации вырабатывают определенные требования к профессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность. Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях. Крупными психологическими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов. Полный курс высшего образования по специальности "020400 — психология" наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных курсов переподготовки.
С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей потребностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осуществляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во многих высших учебных заведениях были организованы но-1 вые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.
|
Вопрос.
Деятельность практического психолога в организации.
Оценка деятельности практического психолога включает следующие аспекты:
1. Результативность психологической работы.
2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива.
3. Условия для проведения психологической работы.
4. Социально-правовое, организационное обеспечение
профессиональной деятельности психолога. ' Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.-Оценка результативности психологической работы охватывает следующие вопросы:
1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;
2) действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;
3) результативность психологического просвещения и консультирования;
4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы;
5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни организации;
|
6) компетентность и результативность психокоррекци-онной и психореабилитационной работы.
Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жизни клиента характеризуется:
1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;
2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);
3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами;
4) степенью учета информации психолога при принятии управленческих решений;
5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;
6) соблюдением этических норм работы психолога;
7) самосовершенствованием и овладением продуктивными технологиями психологической работы.
Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:
1) оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими материалами;. 2) наличие и оснащение комнаты психологической
разгрузки;
3) материально-техническая база психологической работы.
Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психолога включает:
1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;
2) правильность ведения учетно-отчетной документации, которая включает в себя:
а) планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);
б) результаты психодиагностики, акты (карты) обследования, психологические портреты клиентов;
в) справки-доклады о проделанной работе;
г) рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов
Вопрос.