Этапы развития данного конфликта.




ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

(на примере Кипрского конфликта)

О каком конфликте идет речь?

Кипрский конфликт или Кипрский спор — конфликт между греко-киприотами с одной стороны, и турко-киприотами и Турцией с другой стороны, касательно форм государственной и территориальной организации острова Кипр. Дата начала: 1974г.

Раскройте исторические корни и основные причины конфликта

Корни конфликта на Кипре были заложены в период владычества Османской империи и возникновения отдельных общин на острове. Семена нынешнего раздора были, однако, реально посеяны в годы британского колониального господства в начале ХХ столетия и в период антиколониальной борьбы 20–50х годов ХХ в.

В 1960 г. Кипр получил независимость от Великобритании, которая колонизировала остров еще во второй половине 19 века. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные вблизи городов Акротири и Декилия. Также Кипр получил новую Конституцию, в соответствии с которой была создана республика двухобщинного партнерства, то есть гибрид консоциональной модели с элементами общинной автономии. Двухобщинность обеспечивалась детальным сложным устройством, предусматривавшим представительство общин и распределение полномочий. Главой исполнительной власти был бы президент, причем его должность исполнял бы киприотгрек, а должность вице-президента — киприот-турок, избиравшиеся отдельными общинами. Исполнительная власть состояла бы из кабинета в составе десяти членов: семь были бы греками-киприотами и назначались бы президентом, а три были бы 76 Глава 2 турками-киприотами и назначались бы вице-президентом. Законодатель ное собрание представляло собой палату представителей, которая состояла из 50 членов, избираемых по отдельным избирательным спискам. Общинное представительство определялось бы соотношением 70:30, и та же этническая квота сохранялась бы для государственных служащих и полицейского корпуса. В вооруженных силах численностью 2 тысяч человек действовало бы соотношение 60:40. Судебная система состояла бы из Высшего Конституционного суда, Высокого суда юстиции и судов более низкой инстанции, также характеризующихся двухобщинным представительством.

Почти с самого начала многие греки-киприоты выражали неудовлетворенность соглашениями, рассматривая их как предательство дела энозиса.Исходя из этого 3 ноября 1963 г. президент Макариос представил вице-президенту Кучуку 13 поправок к Конституции.Поправки касались отмены нескольких важнейших конституционных положений, которые определяли двухобщинную структуру республики. Анкара и вице-президент Фазиль Кучук отклонили предложенные поправки. Напряженность в системе государственных институтов дошла до такой степени, что официальные лица из числа турок - киприотов либо сами покинули их, либо были принуждены оставить все государственные должности. В то же время произошло вооруженное столкновение между полицейскими силами греков - киприотов и Турецким движением сопротивления.Проблема обострилась из-за усилий Греции по дестабилизации правительства Макариоса. Напряженность между Грецией и Кипром усилилась после военного переворота 1967 г. в Греции вследствие возраставшего вмешательства последней во внутренние дела острова. Его кульминация пришлась на 15 июля 1974 г., когда Национальная гвардия Греции совершила переворот, цель которого состояла в том, чтобы низложить режим архиепископа и распространить свою диктатуру на Кипр.

Этапы развития данного конфликта.

1 этап (1958-1960):

Турецкая и греческая части населения острова развернули масштабные силовые действия, в большей степени, представляющие собой террористические акции. Что в свою очередь привело к серьезным последствиям в 1958 году, когда остров находился на пороге начала гражданской войны. В связи с началом военного конфликта на Кипре, на тот момент находившегося под юрисдикцией Соединенного Королевства, правительством США было предложено провести переговоры с целью урегулирования конфликта мирным путем, где «Белый Дом» выступал бы с посреднической ролью. Результатом данных переговоров стали «Цюрихско-лондонские соглашения» 1959г. Следует отметить, что особенностью документа являлось то, что наряду с «предоставлением независимости Кипру», Великобритания сохраняла за собой: все военные базы на острове, право использования территориальных вод, воздушного пространства в военных целях, а также право вмешательства во внутренние дела Республики Кипр стран-гарантов (Великобритания, Турция и Греция). Тем не менее, на встрече участники заявили о полном отказе от намерений присоединить или разделить территорию острова. Сторона, уличившая другую сторону в действиях, противоречившим условиям соглашений, оставляла за собой право на вмешательство, также как и военное.

2 этап (1960-1974):

В 1960 году, после вступления в силу «Цюрихско-лондонских соглашений», республика Кипр обрела независимость от Великобритании, однако обе стороны, как греческая, так и турецкая, условиями договора не были удовлетворены. Более того, на фоне недовольств, греческой стороной, в лице президента Макариоса, были сделаны предложения о внесении поправки в Конституцию страны, отменяющее право вето, закрепленное за представляющим турецкое меньшинство вице-президентом республики Кипр. Официальный отказ правительства Турции, как следствие, привел к вооруженным столкновениям на этнической почве. В целях нормализации обстановки на острове, было принято решение о введении на Кипр миротворческого контингента ООН, разделившим в последствии остров на две части – северную, населенную в основном турками, а также южную части, с преобладающим греческим населением.

Этап (1974-1983)

15 июля 1974 года в результате организованного греческой хунтой военного переворота на Кипре был отстранен от власти президент Макариос. Власть перешла к военному руководству, преследующей цель «Великой идеи», так называемого «энозиса», т.е. присоединения всей территории острова к Греции.

Тем временем, турецкое руководство, выступая против аннексии Кипра к Греции, приняло решение о введении вооруженной армии на Кипр, аргументируя данное действие нарушением «Цюрихско-лондонских соглашений 1959 года», по сути предоставлявшим Турции право ввода на остров своих войск. Вскоре в северной части острова, находившейся под контролем турецкого военного руководства, было изгнано практически все греческое население.

Летом 1974 года непосредственно после оккупации северной части Кипра Турцией, состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи, стороны договорились об установлении режима прекращения огня. Однако, вторая стадия переговоров, проходившая в том же составе, но с участием представителей турецкого и греческого населения Кипра, привела к полному провалу всех договоренностей, более того «кипрская проблема» приобрела еще более выраженный характер. Все последующие попытки мирного урегулирования проблемного вопроса, предпринимающихся на протяжении тридцати лет не привели к его разрешению.

По условиям мирного соглашения 1975 года, было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), являвшейся частью государства Кипр. Однако оговорки, изложенные в соглашении относительно пересмотра статуса федерации, а также создания собственной конституции не были поддержаны правительством Кипра и международным сообществом. В результате восьми лет переговоров, в 1983 году Северный Кипр объявил о своей независимости. Новое самопровозглашенное государство получило название Турецкой Республики Северного Кипра, в последствии официально признанное лишь Анкарой.

Этап (1990-2004)

Между тем, особую обостренность в «кипрской проблеме» вызвала официальная подача заявки Республикой Кипр на членство в Евросоюзе в 1990 г., что, несомненно, является больным вопросом турецкой дипломатии. Данный шаг вызвал резкие протесты Турции и Северного Кипра. Стороны ссылались на то, что Республика Кипр неправомочна, действовать в качестве самостоятельного международного субъекта, так как вопрос о статусе острова был не решен.

Тем не менее, заявка Кипра о вхождении в состав ЕС была удовлетворена в конце 2002 года. Причем Бельгия согласилась с доводами Турции, что решение о принятии Кипра в состав Европы должен был решаться в отношении всего острова, а не его отдельных частей.

Предложенный Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном в 2003 году план кипрского урегулирования (план Аннана), по сути, являлся единственной серьезной попыткой в разрешении проблемного вопроса. Данный проект в действительности предусматривал создание конфедеративной республики, состоящих из двух равноправных государств – Турецкого и Греческого, с самостоятельным парламентом и двухпалатным законодательным собранием. Более того, Турция получала право сохранить свой воинский контингент на острове, а также было предусмотрено придание юридической силы договорам, подписанным между ТРСК и Турцией, которые позволяли обеим сторонам использовать все морское и воздушное пространство острова.

Однако, на состоявшемся 24 апреля 2004 года референдуме, греческое население Кипра отвергло план Аннана 76 % голосов, в то время как турецкая часть проголосовала 67 % «за». Таким образом, греческая часть в качестве признанной международным сообществом Республики Кипр стала полноправным членом Европейского Союза, а статус северной части острова до сих пор остается нерешенным.

Тем не менее, нельзя считать это «провалом» турецкой дипломатии, напротив данное действие необходимо расценивать как дипломатическую победу Турции, так как в этом случае Анкара являлась сторонником мирного урегулирования проблемы Кипра, в то время как греческая сторона придерживалась противоположной точки зрения.

Этап (2004-2010)

Что касается кипрского процесса, то после некоторого переход­ного периода - перезапустить полномасштабный переговорный процесс в 2004-2007 гг. не удавалось - наметились некоторые по­движки. После избрания (февраль 2008 г.) Д. Христофиаса Прези­дентом Республики Кипр состоялся ряд его встреч с лидером ту­рок-киприотов М.А. Талатом. По их результатам под эгидой ООН удалось возобновить сначала переговоры в рамках «технических» комитетов экспертов и рабочих групп, а затем, с 3 сентября 2008 г., и полномасштабный межобщинный переговорный процесс с целью достижения всеобъемлющего и прочного урегулирования. Пожалуй, впервые за десятилетия на Кипре реализуется наибо­лее простая и перспективная переговорная модель: «решение кипрской проблемы принадлежит самим киприотам». Лидеры кипрских общин самостоятельно ведут под эгидой ООН поиск такого решения, которое соответствовало бы интересам всех ки­приотов: и греков, и турок. Однако на президентских выборах в ТРСК в апреле 2010 г. победу одержал ярый националист, лидер Партии национального единства Дервиш Эролглу занимающий очень консервативную позицию в вопросе объединения острова. Открыто Эроглу не выступает против объединения острова. После объявления результатов выборов он заявил, что переговоры будут продолжены. Однако он выступает не за полное объединение, а за создание конфедерации двух государств. Эта позиция абсолютно не устраивает Республику Кипр и не находит поддержки у ООН. Президент Кипра Димитрис Христофиас перед выборами заявил, что не намерен продолжать переговоры с Северным Кипром, если к власти в непризнанной республике придет Эроглу.

Таким образом, конфликт между греко-киприотами и турко-кпротами уходит корнями глубоко в историю. Кипрский конфликт, длящийся на протяжении такого долго периода времени является примером того, что затяжные конфликты невозможно решить быстро и безболезненно.

Планы по урегулированию кипрской проблемы

В урегулирование конфликта были включены несколько органов ООН: Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН и конечно же Генеральный секретарь ООН. Важнейшей вехой стал 2002 год, когда Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан 11 ноября предложил сторонам свой вариант решения под названием «Основа для соглашения по комплексному урегулированию кипрской проблемы». Данный проект множество раз редактировался и был финализирован 31 марта 2004 года. Этот документ явил наиболее разработанный проект ООН по отношению к Кипру

План Аннана — единственно возможное «решение» в ближайшей перспективе, но ввиду того, что план отвергнут греко - кипрской стороной, маловероятно, что мирный процесс в скором времени возобновится.

Благодаря тому, что он подробно разработан и включает тесно взаимосвязанные (хотя и несовершенные) компромиссные положения, любая альтернатива, существенно отличающаяся от нынешнего предложения, не может быть реально выработана сторонами в краткосрочном плане. Скорое решение означало бы, что независимо от того, приведут ли возобновившиеся переговоры к взаимно согласованным изменениям плана, слегка модифицированный план будет вновь вынесен на референдум в обеих частях острова либо нынешний — пятый — вариант плана будет вынесен на референдум только на Южном Кипре.

5. Укажите уровни взаимодействия в данном конфликте

Кипрский вопрос является одним из самых актуальных внешнеполитических факторов в отношениях между двумя странами. Кипр в разные исторические эпохи испытал влияние как Греции так и Турции, что нашло свое отражение в культурной, политической и демографической сферах. В отношениях между Грецией и Турцией существуют различные проблемы: делимитация и демаркация морских границ, вопросы евроинтеграции Турции и др.

После сентябрьских событий, связанных с энергетическим вопросам, многие эксперты стали говорить о военном сценарии развития ситуации.Турция использовала кипрский вопрос в своих отношениях с ЕС. Особенно остро этот вопрос для ЕС встал на момент вступления Кипра в европейское сообщество. В то время рассматривались три проекта членства Кипра в ЕС: присоединение объединенного Кипра, присоединение только Республики Кипр или процесс замораживания поступления. В результате в ЕС вступила только Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра все еще остается непризнанной международным сообществом. Причем процесс замораживания вступления Кипра в ЕС мог привести к срыву процесса расширения ЕС в 2004 году и осложнением отношений с Грецией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: