Таблица 1
Фактически исполняемые обязанности начальника экономического отдела
№ п/п | Содержание исполняемых обязанностей | Экспертная оценка затрат рабочего времени в месяц, % |
Должностные обязанности или виды деятельности, предусмотренные должностной инструкцией рабочего | ||
1.1 | Анализ деятельности предприятий всех форм собственности | 17,8 |
1.2 | Разработка основных направлений текущего социально-экономического развития территории района | 17,2 |
1.3 | Разработка основных направлений перспективного развития территории района | 15,1 |
1.4 | Контроль использования территории района | 19,9 |
Другие обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией | ||
2.1 | Помощь в рассмотрении и обобщении проектов и планов предприятий, связанных с перспективным развитием района | 13,7 |
2.2 | Анализ поступивших заявлений от населения | 6,3 |
2.3 | Подготовка планов работ отдела | 10,0 |
Итого |
Проанализировав таблицу 1 можно сделать вывод, что начальник экономического отдела наиболее рационально использует свой труд, ответственно относится к исполнению своих обязанностей, поддерживает своих подчиненных дельными советами и помогает им в исполнении их обязанностей.
Таблица 2
Анализ распределения функциональных обязанностей в экономическом отделе
Наименование функций, процедур, операций, которые исполняются в подразделении | Исполнители | ||||
А | Б | В | Г | ||
Анализ деятельности предприятий всех форм собственности | |||||
Разработка основных направлений текущего экономического развития территории района | |||||
Разработка основных направлений перспективного развития территории района | |||||
Привлечение субъектов предпринимательской деятельности к участию в социально-экономическом развитии района | |||||
Анализ использования территории района | |||||
Контроль использования территории района | |||||
Рассмотрение и обобщение проектов и планов предприятий, связанных с перспективным развитием района | |||||
Принятие и рассмотрение заявлений от населения | |||||
Построение планов работ отдела | |||||
Компьютерный набор текстов, заявлений, откликов | |||||
Разработка электронных таблиц | |||||
Итого, часов в месяц |
где, А – начальник отдела, Б – заместитель начальника отдела, В – главный специалист, Г – оператор компьютерного набора.
|
Проанализировав данную таблицу можно сделать выводы, что наибольшую часть обязанностей в этом отделе выполняет начальник отдела А. А наименьшую - главный специалист В.
Таблица 3
Карточка обработки фотографии рабочего дня (фактический и проектный баланс рабочего времени)
№п/п | Наименование затрат времени | Усл. обозначения | Факт | План | Увеличение(+) сокращение(-), мин | ||
мин | % | мин | % | ||||
Подготовительно-завершальный | Тпз | 43,2 | +19,2 | ||||
Оперативная работа | Топ | 345,6 | 427,2 | - 81,6 | |||
Непродуктивный труд | Тнп | 14,4 | +14,4 | ||||
Обслуживание рабочего места | Тобс | 19,2 | +4,8 | ||||
Перерывы, обусловленные недостатками в организации | Тпнт | 14,4 | +14,4 | ||||
Перерывы, связанные с нарушениями трудовой дисциплины | Тппд | 9,6 | +9,6 | ||||
Отдых и собственные потребности | Тво | 28,8 | 9,6 | +19,2 | |||
Итого |
|
Планирование рабочих мест
Рис. 1 Существующее планирование рабочих мест
Условные обозначения:
1 – кресло; 2 – стол оператора компьютерного набора; 3 – письменный стол; 4 – шкаф для одежды; 5 – шкаф для документов; 6 – входная дверь; 7 – окно.
Обстановка кабинета играет очень важную роль для психологического состояния работника. В кабинете должно быть достаточно свободного места как для свободного доступа к шкафам, столам, сейфу так и для осуществления беспрепятственного движения по кабинету.
В данном подразделении обстановка кабинета соответствует стандартам, естественное освещение попадает в кабинет для достаточного освещения, также в кабинете присутствуют источники искусственного освещения.
Для государственных служащих также очень важен интерьер кабинета, температура воздуха, качество освещения как естественного, так и искусственного.
Таблица 4
Рекомендованные параметры при рабочей позе «сидя»
№ п/п | Наименование параметра | Значение, мм |
1. | Наибольшая высота рабочей поверхности | |
2. | Высота обычного рабочего столу | 700-750 |
3. | Наименьшая высота стола | |
4. | Высота стула | 400-430 |
Ь. | Высота пространства для ног (от пола до нижней поверхности стола) | |
6. | Ширина зоны для ног | |
7. | Нормальная рабочая зона в горизонтальной площади движения руками (от центра стула) | |
8. | Угол зрения по вертикали | 38° ±6° |
|
Рабочее место делится на рабочую зону (зону досягаемости) и вспомогательный простор.
Зона досягаемости – это расстояние в трехмерном пространстве, в рамках которого работник может делать работу не перемещаясь. Нормативные размерные соотношения при позе "сидя" показаны в таблице 4.
Техническое оснащение рабочих мест в подразделении
Для эффективной работы также важно техническое оснащение рабочего места.
В таблице 5 показан уровень оснащения рабочих мест экономического отдела.
Таблица 5
Оснащение рабочих мест финансового отдела
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
Оснащение рабочего места оператора компьютерного набора: | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | компьютер принтер сканер калькулятор настольная лампа телефон | |
Оснащение рабочего места начальника отдела: | ||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | телефон внутренний телефон-факс настольная лампа калькулятор приемник | |
Оснащение рабочего места заместителя начальника | ||
3.1 | телефон | |
3.2 | калькулятор | |
3.3 | настольная лампа | |
Оснащение рабочего места главного специалиста | ||
4.1 | калькулятор | |
4.2 | настольная лампа |
С таблицы можно сделать вывод, что уровень технического оснащения данного подразделения является достаточным для эффективной работы и главного специалиста и оператора компьютерного набора.
Интерьер рабочего помещения
Интерьер – архитектурное и художественное оформление внутренних помещений сооружения. Главное требование к оформлению интерьера рабочего места менеджера – это объемно-пространственное объединение всех его составляющих: планирования и архитектурно-строительного оформления комнаты, рабочей мебели, другого оснащения.
Особенное значение имеют характеристики и цветовая гамма облицовочных материалов служебного помещения, которые обязаны выполнять физиологическую, психологическую и эстетическую функции.
В данном подразделении имеют место бежевые тона облицовочных материалов и успокаивающая цветовая гамма, которая приятна для глаз и расслабляет психологически. Данная обстановка располагает служащих к работе.
Климатические условия труда
характеристика освещения: в отделе имеется 3 окна площадью по 1,5 м2 и 1 окно 2,5 м2, 4 настольные лампы. Такого освещения достаточно для плодотворной работы всех работников отдела;
уровень шума: в отделе стоят окна из шумопоглощающего материала, основной источник шума – автотранспорт, так как здание находится в центре города;
организация воздухообмена: помещения проветриваются регулярно, существует вытяжная вентиляция, помещение изолированно от источников загрязнения;
режим температуры в отделе – 22-23°С, влажность – 40-60%, это наиболее лучшая температура и влажность в административных помещениях.
Выводы
С рассмотренной работы видно что:
подготовка к аттестации рабочих мест заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявления опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров;
для проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создается в организации аттестационная комиссия, назначаются председатель и члены комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест, определяются сроки и графики проведения работ;
при аттестации рабочего места оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность трудового процесса. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, аккредитованными в установленном порядке специализированными лабораториями. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и проходить государственную поверку в установленные сроки. Инструментальные измерения оформляются протоколами, форма которых устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора. Аналогичными протоколами оформляются тяжесть и напряженность трудового процесса.
Установлено четыре класса условий труда: 1-й класс – оптимальные условия труда, 2-й – допустимые, 3-й – вредные и 4-й – опасные. При отнесении условий труда к 1-му и 2-му классу рабочее место признается аттестованным, при отнесении к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, а при отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
По результатам аттестации заполняется ведомость рабочих мест по подразделениям и сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда по организации. Итоги аттестации оформляются протоколом, к которому прилагаются карты аттестации рабочих мест, ведомости и план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
Список использованной литературы
1. Колот А.М. Мотивація, стимулювання й оцінка персоналу. – К.: КНЕУ, 1998.
2. Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
3. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: Курс лекций. – К.: МАУП, 2001.
4. Подоровская М.М. Организация труда: Конспект лекций. – К.: МАУП, 2001.
5. Дячун О.В. Організація, нормування та оплата праці: Навч. посібник. – Львів, 2001.
6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. // М.: Вита-Пресс, 1997.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. // М.: Дело. 1998.
8. Официальный сайт облгосадминистрации: www.kharkivoda.gov.ua
9. www. rumbler.ru
10. www. ukr.net