Виды, методы и этапы ВШК




Виды контроля в рамках ВШК:

3.1. Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им необходимой методической помощи на стадии подготовки. В ситуации реализации ФГОС предметом анализа могут стать: учебные планы и план внеурочной деятельности класса; поурочные разработки «под ФГОС» (план-конспект уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных и авторских, с учетом требований стандарта; программы внеурочной деятельности и т.д.

3.2. Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. При введении ФГОС он связан с вопросами реализации ООП и ее отдельных составляющих (например, в начальной школе это касается программы формирования УУД, учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и др.).

3.3. Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности образовательного учреждения, школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в рамках конкретной изучаемой темы.

3.4. Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала), с учетом планируемых результатов освоения ООП.

3.5. Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного педагогического работника в условиях введения ФГОС и оказание ему необходимой методической помощи. В ходе персонального контроля изучаются:

— понимание современных достижений психологической и педагогической науки (в т.ч. в области системно-деятельностного подхода как основного механизма реализации ФГОС), личностно-ориентированных, развивающих концепций, лежащих в основе стандарта;

— уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность формирования УУД, достижение планируемых результатов освоения ООП;

— владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;

— результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации ООП.

Основные вопросы для персонального контроля могут быть сформулированы на основе должностных обязанностей, которые представлены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

При осуществлении персонального контроля руководитель образовательного учреждения, заместители руководителя имеют право: знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с функциональными обязанностями (рабочими программами по учебным предметам, планами воспитательной работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний); изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеурочных мероприятий, занятий кружков, факультативов и т.д.; проводить экспертизу педагогической деятельности и мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; осуществлять социологические, психологические и педагогические исследования, в том числе в форме анкетирования и тестирования родителей и педагогов; делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля.

Проверяемый педагог имеет право: получать информацию о сроках контроля и критериях оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обращаться в конфликтную комиссию при несогласии с результатами контроля.

3.6. Фронтальный контроль — проверка работы каждого отдельного педагога. Например, готовности к началу нового учебного года в первых и вторых классах начальной школы, или в пятых (десятых) классах, осваивающих ФГОС.

3.7. Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:

— уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) освоения ООП;

— качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;

— качество работы классного руководителя, с учетом программ воспитания и развития школьников, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках ООП.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти, полугодия или учебного года, ГИА. Сроки данного вида контроля устанавливаются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватным выявленным проблемам.

Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы образовательного учреждения. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания, совещания при координационном совете образовательного учреждения, при совете органа государственно-общественного управления.

3.8. Проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня разработки проблемы (темы) в рамках введения ФГОС, по которой работает педагогический коллектив (изучение планов, методических разработок, системы мероприятий).

3.9. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов образовательного учреждения под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать педагогов других учреждений, методистов муниципального органа управления образованием, ученых и преподавателей.

По результатам комплексной проверки подготавливается справка, на основании которой директором образовательного учреждения издается приказ (контроль его исполнения возлагается на одного из членов администрации) и проводятся педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

3.10. Этапы ВШК:

— подготовительный (определение объекта, цели и методов контроля, критериальной базы, проверяющих);

— осуществления контроля (сбор информации, классификация полученных данных в соответствии с целью контроля, количественный и качественный анализ материалов контроля);

— заключительный (оформление материалов в виде справки, таблицы, подготовка выводов и рекомендаций проверяемым, обсуждение результатов проверки с проверяемыми);

— коррекционный (внесение изменений, дополнений по устранению возникших проблем);

— проверки исполнения указаний и рекомендаций.

3.11. Методы ВШК:

Наряду с традиционными методами ВШК (изучение школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.) в условиях ФГОС применяются такие методы, как:

— диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;

— использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки);

— диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;

— общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием государственно-общественного управления;

— социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса; кейс-метод и др.

 

Порядок проведения ВШК

4.1. ВШК в МБОУ осуществляется:

- в соответствии с годовым планом работы МБОУ и планом ВШК;

- на основании обращений участников образовательных отношений;

4.2. ВШК осуществляют:

- в плановом режиме субъект (контролирующий), определенный в плане ВШК;

- при оперативном контроле - лицо/группа лиц, назначаемое (ая) руководителем образовательной организации;

- к участию в контроле могут привлекаться эксперты из числа педагогических работников, имеющих необходимые профессиональные компетенции

4.3. Результаты ВШК оформляют в виде итогового документа: справки, аналитического доклада, приказа.

4.4. Процедура представления результатов ВШК включает:

- ознакомление объекта ВШК (если это физическое лицо) с темой, содержанием и задачами ВШК;

- доведение до объекта ВШК (если это физическое лицо) информации о результатах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: