Положение
О внутришкольном контроле
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями) (далее – ФГОС СОО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа от 31.12.2015г. № 1576) (далее – ФГОС НОО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказа от 31.12.2015г. № 1577) (далее – ФГОС ООО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО);
|
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115;
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г. № 1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017г. № 2909 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 07.06.1481»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.01.2016г. № 01-14/179 «Методические рекомендации по анализу современного урока»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.06.2020г. № 01-14/1960 «Методические рекомендации по ведению в образовательных организациях Республики Крым журналов успеваемости обучающихся в электронном виде»;
- Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 30.09.2020г. № 01-13/174 «Об аналитической деятельности администрации общеобразовательной организации и принятии управленческих решений по результатам внутришкольного контроля как части внутренней системы оценки качества образования».
|
Нормативно-правовые документы на уровне образовательной организации:
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» (далее ОУ);
- Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО);
- Положение о проведении самообследования;
- Положение по ведению классных журналов обучающихся 1-11 классов;
- Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса;
- Положение о поурочном планировании;
- Основная образовательная программа по уровням общего образования (ООП НОО ФГОС, ООП ООО ФГОС, ООП СОО ФГОС);
- Программа развития ОУ.
1.2. Под внутришкольным контролем (ВШК) понимается управленческая деятельность, предусматривающая установление соответствия содержания и результатов деятельности педагогических работников требованиям ФГОС, выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций, формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию ОУ и его субъектов. Внутришкольный контроль способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами ВШК принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений и оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам.
Цели, задачи и принципы ВШК
|
2.1. Цели ВШК в условиях реализации ФГОС общего образования:
- получить полную и всестороннюю информацию о состоянии образовательного процесса;
- установить соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС общего образования;
- выявить причинно-следственные связи позитивных и отрицательных тенденций реализации ФГОС;
- подготовить выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного учреждения и его субъектов.
2.2. Основными задачами внутришкольного контроля являются:
• осуществление контроля исполнения законодательства в области образования участниками образовательного процесса;
• оптимизация структуры управления образовательной организацией;
• информационно-аналитическое обеспечение принятия управлен-ческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса;
• анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
• систематический контроль за преподаванием учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к реализации содержания образования;
• оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;
• поэтапный контроль за процессами усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками, выявление уровня их развития, владения методами самостоятельного приобретения необходимой информации;
• изучение и оценка эффективного опыта реализации ФГОС.
2.3. В процедурах ВШК реализуются принципы:
- стратегической направленности, связанной с признанием ООП конкретного уровня обучения как приоритетного документа, ведущего механизма и норматива реализации современных требований к образовательному процессу;
- адекватности методов объекту и ситуации, с учетом тенденций развития процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений, динамики; от внешней оценки — к внутренней (самооценке, рефлексии); от количественной оценки — к качественной; от оценки знаний — к оценке УУД;
- соответствия требованиям документов федерального и регионального уровней, определяющим основные параметры и особенности контроля;
- опоры на нормативные показатели, обусловливающие критериальную ясность, среди которых ФГОС, планируемые результаты освоения ООП, примерные программы по учебным предметам и др.;
- своевременности, простоты и экономичности, предусматривающие отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности; связанные с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная цель»;
- социальной значимости, направленности на развитие, поддержку, квалифицированную помощь и сопровождение учеников и педагогических работников;
- объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на нормативные показатели, привлечением независимых экспертов, использованием совокупности разнообразных методов контроля;
- гуманности и демократичности, включая психологический комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей обучающихся и педагогических работников, открытость критериев и методов проводимого контроля;
- полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям внутришкольного управления для принятия обоснованного решения на основе оценки ситуации;
- ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров с учетом того, что ВШК — один из важнейших механизмов управления качеством педагогической деятельности и развития педагогических и управленческих кадров;
- сочетания экспертной оценки и рефлексии, обусловливающие повышение субъектности позиции участников, имеющих возможность вырабатывать направления совершенствования своей профессиональной деятельности.