Интеграцию как глубокую и разносторон-




Т.С. Комарова

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий

Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

Заслуженный деятель науки РФ,

действительный член, академик-секретарь бюро отделения

Международной академии наук педагогического образования

Статья посвящена раскрытию актуальной проблемы – выявлению и развитию одаренности и способностей детей от рождения до 8–10 лет в условиях художественно-эстетической образовательной области.

Ключевые слова: дети от рождения до 8–10 лет, выявление и развитие одаренности и способностей детей, условия развития одаренности и способностей детей, художественно-эстетическая образовательная область, развитие познавательных и художественных психологических качеств; основы педагогических технологий формирования одаренности и способностей, сенсорные основы развития способностей ребенка.

DE VELOP MENT OF ENDO WMENTS AND ABILITIES

OF CHILDREN FRO M THEIR BIRTH TO 10 YEARS OF AGE

T.S. Komarova

doctor of pedagogical, professor,

the head of the Department of Elementary Education and Pedagogical Technologies

of the Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Honored Science Worker of the Russian Federation,

full member and academician-secretary of Division Office

of the International Teacher’s Training Academy of Science

This article is devoted to the uncovering of the topical issue – discovery and development of endowments and abilities

of children from their birth to 8–10 years of age in the conditions of artistic and aesthetic field of education.

Key words: children from birth to 8–10 years of age, discovery and development of endowments and abilities of children,

conditions for the development of endowments and abilities of children, artistic and aesthetic field of education,

development of cognitive and artistic psychological qualities, basic principles of pedagogical technologies for the

formation of endowments and abilities, sensory bases for the development of abilities of a child.


(1) В Федеральном государственном образо-

вательном стандарте дошкольногообразова-

ния (ФГОС ДО), являющимся основой для

разработки и реализации примерных основ-

ных образовательных программ дошкольно-

го образования, представлены пять образо-

вательных областей. Эти образовательные

области выделены в стандарте как важней-

шие составляющие направления воспита-

ния и развития ребенка на всем протяже-

нии дошкольного детства, которые должны

обеспечить всестороннее развитие детей,

их подготовку и последующую адаптацию

к школе, создать надежную базу для даль-

нейшего успешного овладения учебнойдея-

тельностью в школе. На решение этой важ-

ной задачи нацеливают педагогов и прин-

ципы ФГОС. Новое знание: анализ стандарта (выводные суждения), актуальность статьи/исследования.

(2) Гуманизация и демократизация общества

в целом и образования в частности тре-

бует создания условий для максимальной

реализации способностей и потенциальных

возможностей каждого человека. Решение

этой задачи предполагает овладение каж-

дым ребенком общественно-историческим опытом многих предшествующих поколе-

ний людей. Приобщение к богатствам ду-

ховной культуры общества позволит уча-

щемуся определить свои интересы. Но овла-

дение духовной культурой необходимо еще

и для того, чтобы сформировать духовно

богатую личность, характеризующуюся бо-

гатством и разносторонностью интересов. Новое знание: актуальность, постановка проблемы.

(3) Воспитание и обучение детей младшего

возраста, по мнению экспертов ЮНЕСКО,

должно осуществляться с рождения. Об этом

говорится в докладе Всемирной организации

«Всемирный доклад по мониторингу прог-

раммы ЮНЕСКО «Образование для всех»

(2007 г.). Старое знание: выводное суждение. Замечание: нет ссылки.

(4)Первая глава этого доклада так и назы-

вается: «Обучение детей начинается с рож-

дения». В ней раскрываются задачи такого

обучения, его содержание, которое может

осуществляться родителями и педагогами.

В докладе предлагается новая специальная

аббревиатура – ВОДМ (воспитание и обуче-

ние для малышей (или детей младшего воз-

раста)). Для названия наиболее подходящим

термином будет «воспитание», за которым

должно быть «обучение» («образование», по

мнению экспертов ЮНЕСКО, не точное в

данном случае слово, его значение расплыв-

чато). Старое знание: умозаключение.

(5) В докладе говорится о том, что воспиты-

вать и обучать детей раннего возраста долж-

ны подготовленные родители и педагоги. Старое знание: выводное суждение.

(6) Особенно важно, чтобы дети получали

всестороннее развитие, которое может обеспечить широкое эстетическое воспитание и обучение, и развитие основ одаренности и способностей. Старое знание: выводное суждение.

(7) Одна из актуальнейших проблем дош-

кольного и школьного обучения, воспитания

и развития в нашей стране и за рубежом –

проблема выявления воспитания, обучения и

развития одаренности и способности у детей. Блоки нового: актуальность, проблема.

(8) Каждое развитое государство заинтересо-

вано во всестороннем развитии детей с пер-

вых дней жизни. Об этом писали крупней-

шие педагоги мира (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фрёбель, а затем К.Д. Ушинский, М. Монтессори, В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.). Блоки нового: теоретическая база исследования. Они подчеркивали необходимость развивать у детей органы чувств, важнейшие психологические процессы. Все названные ученые – педагоги и психологи – отстаивали положение о необходимости непосредствен-

ного знакомства с предметами и объектами

действительности, постепенно развивать у

детей умение выделять свойства и качества

предметов, формировать умение вниматель-

но рассматривать предметы и объекты (рас-

тения, животных, насекомых, явления при-

роды и т.п.), сравнивать, выделяя их сходст-

во и различия. Блоки нового: обобщение предыдущего опыта.

(9) Большое значение для развития органов

чувств, операций сравнения, выделения об-

щего и единичного, подводя детей к выво-

дам и обобщениям, имели фундаменталь-

ные исследования по проблеме сенсорного

развития и воспитания детей дошкольного

возраста в НИИ дошкольного воспитания

АПН РСФСР в 1060-х гг. Логическая ошибка: нарушена причинно-следственная связь (фундаментальные исследования не могут подводить детей к выводам и обобщениям). Блоки нового: оценка предшествующего опыта, подведение итогов. В результате этих исследований были опубликованы 4 книги: «Сенсорное воспитание дошкольников» (под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М., 1963); «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» (под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965); «Сенсорное воспитание в детском саду» (под ред. Н.П. Саулиной. – М., 1968); «Генезис сенсорных способностей» (под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976). Последняя книга была переведена на итальянский язык и издана в Италии. Старое знание: информация о публикации. Авторизация: отсылка к источнику.

(10)Развитие органов чувств и сенсорных

процессов, осуществляемых на этой основе,

необходимо для формирования различных

способностей у детей дошкольного и млад-

шего школьного возраста. Особое значение это положение имеет для развития таких психических процессов, как ощущение, вос-

приятие, внимание, образные представле-

ния мышления, воображение, память. Все

эти психические процессы являются базой

для формирования творчества, включающе-

гося как неотъемлемый компонент в любые

способности. Постепенное овладение творчеством в разных видах деятельности и в разных направлениях развития способностей происходит в процессе эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Блоки нового: авторское умозаключение; комментарий к постановке вопроса, актуальность.

(11) В своей работе по развитию у детей до-

школьного и младшего школьного возраста

одаренности и способностей мы придержи-

ва ем ся точки зрения Б.М. Теплова о том, что

способности не наследуются, а формируют-

ся. Блоки нового: называется тема, цель исследования.Старое знание: выводное суждение, Авторизация: вводный компонент. Ошибка: отсутствие отсылки.

(12) Также мы основывал и сьна положения

величайших педагогов и психологов мира и

России Метатекст-оценка (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци,

Ф. Фрёбеля, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинско-

го, С.Т. Шацкого, В.М. Бехтерева, Т. Либер-

ти, Р. Коррадо, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова,

А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова и др.) Блоки нового: теоретическая база исследования.

(13) Эстетическое воспитание – важнейшая

часть всестороннего воспитания личности.

Без эстетического воспитания невозможно

сформировать гармонически развитого, ду-

ховно богатого человека с высоко развитыми

эстетическими чувствами, представлениями

о прекрасном в жизни и искусстве, эстети-

ческим отношением ко всему, что окружает.

Для эстетического развития личности ре-

бенка огромное значение имеет организация

разнообразной художественной деятельности

(изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, театрализованной и др.). Важной задачей эстетического воспитания являетсяформирование у детей эстетических интересов, потребностей и эстетического вкуса и способностей.

(14) Содержание, формы и методы работы

с детьми по их эстетическому воспитанию

должны быть направлены на разносторон-

нее развитие детей. Для этого используют-

ся все средства эстетического воспитания:

окружающая среда, искусство, природа, ху-

дожественная деятельность. Блоки нового: авторское умозаключение; комментарий к постановке вопроса, актуальность.

(15) В.А. Сухомлинский подчеркивал, что

ребенок по своей природе – пытливый исс-

ледователь, открыватель мира. Так пусть

же перед ним открывается чудесный мир в

живых красках, ярких и трепетных звуках,

в сказке и игре, в собственном творчестве,

в красоте, воодушевляющей его сердце, в

стремлении делать добро людям. Через сказ-

ку, фантазию, игру, через неповторимоедетс-

кое творчество – верная дорога к сердцу

ребенка. «Я буду так вводить малышей в ок-

ружающий мир, – говорил замечательный

педагог, – чтобы они каждый день открыва-

ли что-то новое, чтобы каждый шаг был пу-

тешествием к истокам мышления и речи – к

чудесной красоте природы. Буду заботиться

о том, чтобы каждый шаг познания облаго-

раживал сердце и закалял волю» [12, с. 33]. Старое знание: выводное суждение. Авторизация: вводный компонент, отсылка к источнику.

(16) Принципы, на которых строилась Программа нашей работы:

1) построение программы на научных основах;

2) учет индивидуальных и психологических

особенностей детей, их интересов; системность и последовательность в решении

задач воспитания и обучения детей;

3) взаимосвязь педагогов и родителей как

главных институтов обучения, воспитания

и развития детей и подготовки их к после-

дующему обучению в школе и к жизни;

4) «обучение ведет за собой развитие»

(Л.С. Выготский);

5) интеграция всех образовательных об-

ластей как средство прочного и целостного

знания о мире;

6) уважение к детям и их деятельности,

ее результатам. Блоки нового: принципы работы.

(17) Разрабатывая нашу систему формиро-

вания у детей художественно-творческих

способностей, мы опирались на следующие

положения, обоснованные нами:

1) в основе формирования художествен-

но творческих способностей лежит сенсор-

ное развитие детей, развитие образноговос-

приятия, образных представлений, сенсомо-

торное развитие;

2) овладение изобразительной деятель-

ностью основывается на развитии психических процессов, необходимых для создания образа в рисунке, лепке, аппликации, игре и других объектах и явлениях, вызвавших у детей интерес, желание передать свои впечатления в значимой для них деятельности.

3) Основываясь на работах отечествен-

ных и зарубежных ученых, а также на на-

ших многолетних исследованиях, мы вы-

делили ведущие психические процессы, без

формирования которых ребенок не сможет

успешно овладевать художественно-творчес-

кой деятельностью и без развития которых

не удастся сформировать способности де-

тей. К этим качествам мы отнесли восприя-

тие, образные представления и мышление,

воображение, эмоциональное положитель-

ное отношение к искусству, окружающему

миру и деятельности, овладение не только

простыми, но и обобщенными способами

художественной деятельности, а также вни-

мание, память и волю, которые формируют-

ся в разнообразных видах художественной

деятельности. Но формируются они не сами

по себе, а при условии руководства педагога;

4) опытно-экспериментальная работа с

детьми по подготовленной научно-исследо-

вательской программе, которая осуществля-

лась не отдельными педагогами, а всем кол-

лективом дошкольного учреждения и экспе-

риментальных классов школ. Новое знание: эмпирическая база исследования + цель работы + тезисы автора..

(18) По разработанной нами концепции ис-

следования наиболее эффективнымимето-

дами и приемами формирования художественных способностей нам представляется система методов и приемов, которая была создана отечественными дидактами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, основанная на содержании образования и направленная на его усвоение, соответствующая интеллектуально-художественному и эмоциональному развитию ребенка. Ученые исходили из

положения о том, что ребенок развивается

путем усвоения общественно-историческо-

го опыта многих поколений людей, кото-

рый включает такие содержательные стороны опыта, как знания, навыки и умения, творчество, опыт эмоционального отношения кокружающему. Каждому содержанию определяются свои методы. Старое знание: выводное суждение. Авторизация: вводный компонент. Ошибки: отсутствие ссылки, нарушение логики (что же было вначале – идеи Лернера и Скаткина или авторская концепция исследования?).

(19) Счастье детей дошкольного возраста в

том, что они любят учиться, узнавать новое,

им нравится овладевать разнообразными умениями.

(20) В основе развития любых способностей

детей дошкольного и младшего школьного

возраста лежит опыт непосредственного по-

знания предметов и явлений. Необходимо

развивать все виды восприятия, включать в

процесс освоения формы и величины пред-

метов, их частей, движения кистей обеих

рук (или пальцев) поочередно, чтобы образ

движения рук закреплялся и на его основе

ребенок мог создавать изображение. Этот

опыт следует постоянно обогащать, разви-

вать, формируя образные представления об

уже знакомых предметах. Необходимо сен-

сорное и сенсомоторное развитие детей –

«ум ребенка на кончиках пальцев». Блоки нового: актуальность, выводные суждения (=тезисы автора)..

(21) Для того чтобы выработать у детей сво-

боду творческого решения, необходимо на-

учить их формообразующим движениям,

движениям рук для создания изображений

разнообразных форм, сначала простым, а за-

тем более сложным. Это позволит им изоб-

ражать разнообразные предметы и явления

окружающего мира. Чем лучше ребенок ов-

ладеет формообразующими движениями во

второй младшей группе, тем легче и свобод-

нее он будет создавать изображения любых

предметов, проявляя творчество. Известно,

что всякое целенаправленное движение мо-

жет быть произведено на основе имеющихся

представлений о нем. Представление о дви-

жении, производимом рукой, формируется

в процессе зрительного и кинестетическо-

го (двигательно-осязательного) восприятия.

Формообразующие движения руки в рисо-

вании и лепке различны: пространственные

свойства изображаемых предметов в рисун-

ке передаются линией контура, а в лепке –

массой и объемом. Движения руки при ри-

совании различаются по характеру (по силе

нажима, размаху, длительности), поэтому мы

будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Назовем основные условия развития одаренности и способностей у детей.

Роль педагога в обучении, воспитании,

развитии очень велика. Учителя, воспитателя

ничем заменить невозможно. Чтобы вос-

питывать, обучать и развивать ребенка, пе-

дагог должен сам учиться и развиваться всю

жизнь. Новое знание: выводные суждения, тезисы автора. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. В произведениях А.П. Чехова убедительно показано, что учитель тесно связан с окружающим его обществом, которое влияет на формирование его интересов, образ жизни, содержание свободного времени педагога и определяет его культурный и профессиональный опыт. Об этом также писал К.Д. Ушинский. Новое знание: аргументы, в качестве которых привлекаются идеи педагогов прошлого и писателей.

(22) Особое значение имеет среда, в которой

воспитывается ребенок. Следует подчеркнуть, что в Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется именно среде. Новое знание: выводное суждение и ссылка на стандарт как аргумент.

Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, видеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и др.), направлена на интеллектуальное, нравственное, эстетическое (формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия) развитие детей, способствует развитию творчества (организа-

ция среды для разнообразных творческих

деятельностей), удовлетворяет потребности

ребенка в красоте, общении, удобстве, дея-

тельности (все необходимое – под рукой, и

т.д.), позволяет устанавливать содержатель-

ные контакты с людьми.

(23) Большое значение в решении задач эсте-

тического воспитания и формирования ху-

дожественно-творческих способностей мы

придаем интеграции всей воспитательно-

образовательной работы с искусством и раз-

нообразными видами художественно-твор-

ческой деятельности. При этом мы понимаем

интеграцию как глубокую и разносторон-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: