Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Указанное понятие является более узким, чем понятие "доходы государства", поскольку в доходы государства входят помимо бюджетных средств ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.
Главным источником доходов бюджетов разных уровней ВВП является прежде всего такая его часть, как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги.
Состав и структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от типа государства, периода времени, особенностей социально-экономического развития. 3а рубежом, в странах с развитой рыночной экономикой, преобладающую долю в доходах бюджета составляют налоги, меньшую – займы и почти отсутствует эмиссия. В странах третьего мира, или так называемых развивающихся государствах, часто используются займы, особенно внешние, а также эмиссии. В Российской Федерации, как и в СССР и других государствах бывшего социалистического лагеря, в 1991 – 1995гг. отмечались поступления от приватизации государственного имущества и эмиссия кредитных денег.
Последняя имела место и в период социализма, но носила скрытый характер.
Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами – федеральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом "О федеральном бюджете" на срок не менее трех лет.
|
В связи с этим доходы делятся на собственные и несобственные. Собственные доходы бюджетов – это доходы, закрепленные постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:
1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления.
Несобственными доходами являются регулирующие доходы финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, которым устанавливаются нормативы отчислений (В процентах) бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем три года) по разным видам таких доходов.
Общая структура поступлений государственного (консолидированного) бюджета России в последние годы отражена в табл. 1. (см. Приложение)
Из таблицы видно, что структура консолидированного бюджета России за 1999-2003гг. неуклонно менялась в сторону повышен доли федерального бюджета при снижении доли территориальных бюджетов. Это означает реальное усиление экономической мощи центральной власти и соответствующее ослабление территорий, падение финансовой самостоятельности региональных бюджетов.
|
В доходы федерального бюджета зачисляются:
v собственные налоговые доходы (за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов другим бюджетам);
v собственные неналоговые доходы;
v средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;
v доходы федеральных целевых бюджетных фондов;
v средства федеральных социальных внебюджетных фондов (с 2002г. часть Пенсионного фонда РФ).
С 2000г. займы и поступления от приватизации государственного имущества выведены из федерального бюджета. Данное правило нарушает принцип полноты бюджета, но значительно расширяет оперативные возможности исполнительных органов власти в финансовой деятельности.
Общая структура доходов федерального бюджета в 2000 – 2003гг. представлена в табл. 2. (См. Приложение)
Три года – срок небольшой для выявления и характеристики тенденций развития поступлений федерального бюджета. Тем не менее, можно отметить резкое увеличение доходов бюджета – на 113%, чтопочти в 2 раза больше номинального прироста ВВП страны. Наибольшими темпами возросли НДС (на 155%), платежи за пользование природными ресурсами (в 10 раз) и меньшими – другие поступления. В бюджете 2002г. появился единый социальный налог, резко снизились объемы целевых бюджетных фондов (в 7 раз) и устранен налог на доходы физических лиц.
В результате парадоксально изменилась формальная структура доходов: доли налоговых поступлений сократились на 6,9 пункта (в основном за счет налога на прибыль и таможенных пошлин), а целевых фондов – на 7,5 пункта. Это объясняется следующим: ЕСН и целевые бюджетные фонды представляют собой элементарные налоги, а поэтому должны учитываться в разделе "Налоговые поступления". Тогда налоговые поступления увеличиваются на 7,5 пункта, а неналоговые соответственно на 7,5 пункта уменьшаются.
Данная картина наглядно отражает противоречивый, часто меняющийся характер бюджетного реформирования переходного этапа от административно-командной системы к рыночной экономике. Сейчас наступает период экономической консолидации и стабилизации воспроизводства федеральных бюджетных средств. Время денежных эмиссий и кредитных заимствований прошло. Поэтому в целях реализации принципа полноты бюджета отмеченные несогласованности в доходах бюджета, как и во внебюджетных поступлениях необходимо устранить.