Состав и роль поступлений государственного бюджета




 

Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на общественной (социалистической) собственности, то поступления бюджета являются результатом командно-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительную долю составляют платежи из личного достояния физических лиц.

В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления – результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых (силовых) методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны

За счет успешно проводимых войн, захватов чужой территории и других видов агрессии контрибуция и т.д.). С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков демпинговая политика, принудительные валютные клиринги). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.

Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты. В реальной действительности их соотношение неодинакова и определяется различными факторами:

v характером кредитно-денежной и финансовой политики;

v экономическим состоянием страны;

v политико-экономической конъюнктурой;

v конкретными особенностями исторического периода.

Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В России к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. По существу, к ним следует отнести и поступления целевых бюджетных фондов. Они носят субъективный характер и зависят исключительно от особенностей бюджетного менеджмента в части финансирования государственных функций.

Государственные займы стоят по значимости поступлений на втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в ХХ в., особенно в послевоенное время. Раньше они имели периодический характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.п.). Займы не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и: т.д.).

Различают внутренние и внешние займы. Первые ведут к образованию внутреннего государственного долга, вторые – внешнего. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного отражения их в бюджетах.

К неналоговым доходам согласно действующей бюджетной классификации РФ относятся:

доходы от государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и государственного имущества, получаемые в виде арендной платы за сдачу имущества, дивидендов и процентов по ценным бумагам, находящимся в собственности государства, прибыли государственных организаций (ЦБ РФ и др.), платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам;

v доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов;

v доходы от платных услуг;

v средства, полученные в результате применения мер ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.д.), а также средства, полученные в возмещение вреда, и иные суммы принудительного изъятия;

v другие (безвозмездные перечисления различных физических и юридических субъектов, клады, доходы от разгосударствления и приватизации (продажи) государственного достояния, государственные финансовые санкции и т.д.).

Таким образом, размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства. Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

Право на эмиссию денежной массы принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для накрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспределения (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потребителей. Особенно страдают физические лица как конечные потребители продовольственных и промышленных товаров, а также услуг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, и о ее применении становится известно широкой общественности постфактум. Так было на протяжении всей истории товарно-денежных отношений: во время феодализма, при капитализме, в СССР при социализме; так остается и в настоящий период в России. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990-1996гг. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника поступления бюджета не предусматривается, хотя в бюджетной классификации источников финансирования дефицитов первой группой покрытия дефицита бюджета указывается на "финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБ РФ". Между тем трудно объяснить полное отсутствие эмиссии при значительной инфляции и росте объема денежной массы в 2001г. на 40% в номинальном выражении и только на 18% в реальном.

Трансферты (финансовая помощь) приняты исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней и включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Характерной чертой дотаций и субвенций служит целевой характер. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, военных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: