Виды социумов. Критерии социума.




Уровни психического развития животных. Сенсорная и перцептивная психика

Репродуктивная функция, Обучающая функция, Защитная функция, социализации.

Функции семьи у животных:

1. Биологическая (продолжение рода, заводить семью-естественно для всех животных)

2. Воспитательная (каждый родитель воспитывает своего детеныша)

3. Защитная (защита своих детей)

Отношения между полами в мире животных довольно сложны и не объясняются только примитивными инстинктами.

Брачные игры - у животных - особые формы поведения, стимулирующие созревание половых продуктов и готовящие партнеров к периоду размножения. Брачные игры служат механизмом полового естественного отбора. Например, самка лисы бегают друг за другом, слегка кусаются, и, поднявшись на задние лапы, кружат вместе, устраивая своеобразный танец.

Брачные ритуалы. Самцы кузнечиков поют, чтобы привлечь самок (а те идут на их песню и - при возможности выбора - предпочитают поющего громче и чаще, а к тому же точнее воспроизводящего видовую песню), и что точно так же, пением, привлекают самок соловьи.

Брачный наряд - Он служит в первую очередь для привлечения партнёра противоположного пола. Например, к весне появляются ярко окрашенные выросты: красные брови (у куриных).

Половой процесс-способ формирования базы изменчивости.
Половой отбор-борьба за гены, борьба за выгодный брак.
Брачное поведение- ритуал(звуковые сигналы, агрессия).


7

Уровни психического развития животных. Сенсорная и перцептивная психика

Леонтьев в своей гипотезе выдвинул 3 стадии развития психики животных в филогенезе:
1)Сенсорная стадия(стадия элементарной чувствительности). На этой стадии животные отражают отдельные свойства предметов и явлений, нет целостного отражения предметов. Низший уровень- сетевидная(диффузная) НС кишечнополостные. Высший уровень- узловая(ганглионарная) НС черви.
2) Перцептивная (восприятие) животные способны отражать предметы и явления в целом. Низший уровень- характерен для животных с ганглионарной НС с выделением различных объектов. Высший уровень: трубчатая НС- хордовые(ланцетники, рыбы, пресноводные)
3)Стадия интеллекта- (ручное мышление) животные способны отражать простые связи между предметами, или отражать ситуацию, решать 2-х фазовые задачи. Низший уровень- животные у которых появляется ЦНС и кора ГМ(собаки, кошки, дельфины, обезьяны)
4)Стадия сознания. (человек)
В отличие от Леонтьева, Фабри выделяет только 1,2 стадии.

Сенсорная стадия (или стадия элементарной чувствительности) – на этой стадии животные отражают отдельные свойства предметов и явлений, нет целостного отражения предметов.

Низший уровень – сетевидная (диффузная) нервная система – кишечнополостные

Высший уровень – узловая (ганглионарная) нервная система – черви.

Перцептивная стадия (восприятие) - животные на этой стадии способны отражать не только отдельные свойства предметов и явлений, но и предметы и явления в целом.

Низший уровень: данная стадия характерна для животных с ганглионарной нервной системой с выделением различных отделов.

Появляются зачатки головного мозга, брюшной отдел – все членистоногие.

Высший уровень: трубчатая нервная система – у хордовых (ланцетники, рыбы, пресноводные, млекопитающие).

 

 

Виды социумов. Критерии социума.

Виды: 1) анонимная стая- нет иерархии, лидер может возникнуть случайно и не надолго. Организуется для поиска пищи, защиты от врагов(косяк рыб). 2) Кланы- власть по наследству(львы), патриархат, строгая иерархия.

Критерии социума:
1) Устойчивость(Закрытость сообщества, т.е. не принимает чужаков; отказ от выхода из общества)
2)Иерархия(лидеры-самцы, заместители…особи(самые последние))
3)Разделение труда
4)Коммуникация(вн.вид, звуки, запахи, жесты, мимика)
5) территориальный(луговые собачки, жестко фиксированная территория)

8

1)Низший уровень элементарной сенсорной психики. Особенности нервной системы, моторики, сенсорики и пластичности психики у одноклеточных, кишечнополостных, губок, плоских и круглых червей

Пластичность поведения. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Происходит выработка привыкания: если животное реагирует на новый раздражитель, то привыкание выработалось, если не реагирует, — значит, животное утомилось. Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кривая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных задач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. Приспособление у низших животных происходит за счет морфологических особенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).

2) Функции социума у человека и других животных. Иерархия, разделение труда и коммуникации у животных.

1)Иерархия(лидеры-самцы, заместители…особи(самые последние))
2)Разделение труда
3)Коммуникация(вн.вид, звуки, запахи, жесты, мимика)
Функции: защита от врагов, поиск пищи, общение, разделение труда, передача опыта, размножение и воспитание.

9

1) Высший уровень элеметарной сенсорной психики. Особенности нервной системы, моторики, сенсорики и пластичности психики у кольчатых червей и низших моллюсков.

В эту группу входят кишечно-полостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. Это более продвинутые животные по сравнению с предыдущей группой. Во-первых нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая — обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ускорение проведения возбуждения: если протоплазме одноклеточных — 1-2 мкн в секунду, у многоклеточных — от 0, 5 м в секунду. Это увеличивает скорость реакции.
Типы НС: 1)Самая примитивная НС (сетчатая) — у сидячих форм: актиний и гидр.
2)Более прогрессивная НС (кольцевая) — у свободноплавающих кишечно-полостных. У них появляется возможность тактильного, химического ощущения, хотя восприятия еще нет. У актиний есть сложно устроенные глаза (сетчатка, хрусталик и т. д.) — наверное, для того, чтобы держаться между поверхностью и более низкими слоями воды. У медуз есть парные нервные ганглии: церебральный, педальный и висцеральный (в мантийной полости). У червей надглоточный и подглоточный ганглии, соединенные нервными отростками; вдоль тела тоже лежат ганглии, соединенные отростками — нервная лестница, примитивный вариант головного мозга. У иглокожих НС напоминает НС медузы. Все эти животные могут воспринимать только отдельные свойства среди, но некоторые ориентируются на комплекс свойств (например, у пиявок — сначала вибрация, ближе — запах, еще ближе — тепло). Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. У кишечно-полостных пластичность поведения наблюдалась, в основном, в экспериментах. Привыкание у актиний сильнее, если воздействие слабое.

Виды воздействий: 1)освещение (ритмичное) — актиния сокращается, приседает. Если сильный и резкий свет, то для привыкания необходимо 40 воздействий, если слабый — 3 воздействия. При механическом воздействии: слабое — 5 часов, сильное — дольше.
2)Химическое воздействие: при помещении в аквариум с актинией воды с запахом хищника — морской звезды, возникнет защитная реакция (избегание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и одноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток. После того как включается свет, гидре дают пищу, затем — повтор; но ассоциативной связи не образуется. В другом случае использовали вибрацию и затем удар током. Но и здесь после 150 сочетаний ассоциативная связь не выработалась: гидра не сжималась после воздействия вибрации. У актиний: животное помнит безопасное ощущение и опасность. У них можно выработать ассоциативную связь. В норме если рыба касается щупалец актинии, актиния реагирует на запах, открывает рот и хватает жертву. Если кусочек фильтровальной бумаги пропитать запахом рыбы, актиния будет реагировать на него точно так же, но, продержав его во рту несколько минут, "выплюнет" обратно, и если в течение нескольких суток подкладывать актинии эти кусочки бумаги, она престанет на них реагировать. У червей наблюдаются зачатки общения при попытках занять чужой домик. Попытки выработать ассоциативную связь: после 70 сочетаний свет-ток у планарий наблюдается сжатие после света. При через несколько десятков проб происходит усиление двигательной активности. Ассоциативные связи удерживаются долго, до 16 дней. Планария находится в лабиринте в точке выбора, подается две точки воздействия: при свете животное должно ползти направо, при вибрации — налево. Планария выучивается за 150 повторов. Еще: планария освещается ярким светом, это вызывает дискомфорт; снаружи прикреплена черная коробочка. Если планария попадет туда, срабатывает фотоэлемент, и свет отключается. С каждым разом планария совершает это действие все быстрее. Прогресс у морских многощетинковых червей — в ускорении передвижения: они быстрее плавают и ползают за счет щетинок, которые позволяют отталкиваться от субстрата. Привыкание вырабатывается очень быстро, иногда за несколько сочетаний. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместили в чашку Петри, дно которой было разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Если червя "наказывают" во всех секторах, кроме глиняного, то рано или поздно червь заползет в глиняный отсек и там останется. У морских многощетинковых червей вырабатывали условные связи на освещение. Вместо домика животное помещали в стеклянную трубку. После того, как червь в ней освоился, вне трубки появлялась пища, и перед этим загорался свет или возникала вибрация. После 30-50 сочетаний "освещение/вибрацияакормление" червь начинал сам выползать из домика в ответ на свет или вибрацию. Этот опыт черви могли запоминать надолго (до 15 дней). Морские звезды (как и дождевые черви) могут различать поверхность. Если вырабатывается отрицательная связь с поверхностью, морская звезда будет избегать ее. Примерно на 6 день животное забывает этот отрицательный опыт. Таким образом, иглокожие примерно одинаковы с червями по уровню психического развития.

2) Виды коммуникаций. Произвольные и непроизвольные коммуникации.

Произвольные: если животное хочет что-то сообщить и предпринимает усилия(звук, жесты, мимика, прикосновения)
Не произвольные: она невербальная, когда жестами или мимикой, что-то делаешь, сама того не осознавая (поза, запах, особенности фигуры, внешний вид)

!!!произвольная это когда животное хочет этого и предпринимает усилия
а непроизвольная(своим видом или запахом сигнализирует о том, кто он есть и какой у него статус) и к непроизв. относятся звуки, запахи, мимика, жесты и особенности фигуры(т.е. взъерошенный, приглаженный и тд)

10

1)Наивысший уровень развития психики.

СОЗНАНИЕ высший уровень развития психики и форма отражения действительности, свойственные только человеку. Как уровень психики С. есть результат общественноисторического развития человека и прежде всего общественно-производственной деятельности и речевого общения. Как форма психического отражения С. проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Активность С. выражается в познавательной и практической, преобразующей объективный мир деятельности человека.

2)«Мыслящие» роботы. Понятие искусственного интеллекта.

2 пути: 1)алгоритмизированный- изначальные принципы, действия запрограммированы под каждую ситуацию. 2)Нейросетевое программирование- (самообучение), между собой могут обмениваться опытом(накопление собственного опыта).

 

11

1)Низший уровень перцептивной психики. Особенности нервной системы, моторики, сенсорики и пластичности психики у высших моллюсков и членистоногих. Основы социализации поведения.

Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для определения ПП). Эта способность определяется в эксперименте (дифферентировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность, зрение цветное, вкус обоняние.

Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная цепочка (сближение нервных узлов, у головы — три нервных ганглия — "головной мозг" — с крупными зрительными долями). Глаза очень сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но некоторые цвета путают. Есть специализированные органы химического чувства: полые волоски (на усиках и щупальцах — особенно), расположенные по всему телу. Органы слуха у некоторых насекомых, (особенно хорошо реагирут и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной обрах жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и особенностям психики (например, активные и пассивные муравьи). Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Головоногие ведут оседлый образ жизни, поселяются на определенном участке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная деятельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследуют свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют скелета, они не различают предметы по весу.

 

Социальное появляется там, где существует социум у животных.
-Защита(легче спастись в толпе)
-Еда(защита от хищников, дележ, успешная охота)
-Времяпрепровождение
-Размножение(семья-социум). Главное- коллективное воспитывание.
-Передача опыта
-Коллективный труд(разделение труда). Объединение выгодно для животных.

2) Языки животных. Искусственные языки.

Звуковой язык имеет ряд преимуществ над двумя другими. Он позволяет животным общаться, не видя друг друга (что нужно для языка поз и телодвижений) или находясь на далёком расстоянии. Использование птицами звуковых сигналов в густых зарослях позволяет им общаться, хотя видеть друг друга они не могут.

 

12

1)Высший уровень перцептивной психики Особенности нервной системы, моторики, сенсорики и пластичности психики у хордовых животных.

В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул — катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий — мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств — более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность предвидеть направление перемещения корма. Не все — около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамного подвижнее, активны круглый год (теплокровность), взаимосвязи в сфере питания определяются темии объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания — крупные животные, процесс поимки которых оченб сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах вррожденные и приобретеные элементы поведения тесносвязаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хoдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше — врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы — курицы, наиболее развиты — врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые — локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс — лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

2)«Нейросетевой разум». Номады и аниматы. Роль зоопсихологии в создании рукотворных «мыслящих существ»

Нейросетевое программирование- (самообучение), между собой могут обмениваться опытом(накопление собственного опыта).

Роль зоопсихологии: каждая наука вносила свою лепту в создание, но когда решили обратиться за помощью к психологии, то обнаружили, что там нет точностей, поэтому обратились в зоопсихологию, ибо та проводила исследования и наблюдения, и из них уже что-либо создавалось.

Аниматами называются автономные агенты, поведение которых должно следовать принципам поведения животных. Они представляют собой полезный инструмент для изучения поведения животных. Аниматы дают возможность подвергать критической проверке наши представления о том, как организовано поведение животных, а также формулировать новые гипотезы, которые можно проверить на животных. Эксперименты, проведенные с аниматами, уже позволили сформулировать некоторые принципы адаптивного поведения. В то же время, пока нет общей теоретической основы для создания аниматов.

Пример анимата. Эта разработка связана с изучением механизма ориентации самцов тутового шелкопряда в струе феромона самки. Самец воспринимает запах рецепторами, расположенными на симметричных антеннах. Самец всегда поворачивает в сторону той антенны, рецепторы которой возбуждены сильнее.

Авторы создали робота аналогичного этому шелкопряду. Робот успешно находил источник запаха, переносимого струей воздуха.

В результате появляется возможность создать робота, пригодного, в принципе, для практических целей, а также сформулировать гипотезы для лучшего понимания механизмов поведения живых организмов

 

13

1)Сравнительная и эволюционная психология. Критика концепции «ручного интеллекта»

Сравнительная психология- раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa.

Концепция ручного интеллекта-развивается на основе манипулирования какими-то частями тела, например, руками, лапами, ногами.

Сейчас точно известно, что человекообразных обезьян от других животных отличает "ручное мышление", благодаря которому и стало возможно "понимание". Можно сказать, что обезьяна мыслит руками. Это мышление в действии, оно зарождается в ходе ощупывания, разламывания и любого другого манипулирования объекта во время еды или игры. Обезьяна при этом внимательно всматривается в разрушаемый ею предмет и "постигает" механические связи между его деталями. Словом, обезьяна может понять только то, что можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Это определяет ее мышление, но и ставит предел ее умственным способностям. Остальные животные не способны и на это. Это не означает, что другие высокоорганизованные животные лишены хотя бы зачатков интеллекта, но ручное мышление свойственно только обезьянам.

 

2)Сознание и самосознание животных Орудийная и конструктивная деятельность

Супруги Гарднер взяли на воспитание шимпанзе Уошо. И был установлен первый в мире вербальный контакт. Она овладела 400 словами(способна была вести диалоги, шутить, врать и ябидничать, могла говорить о своем прошлом и рассуждать о будущем.) Амслен- ручной язык(глухонемых) т.е. искусственный язык.
Обезьяна в клетке, она должна была достать банан с помощью палки, но сначала пыталась лапами, после увидела половину палки, но не доставала, догадалась соединить 2 в 1, был шок, но достала банан.

 

14

1)0тогенез психики. Особенности пренатального, раннего постнатального и ювенильного периодов становления психики у разных животных.

Онтогенез-процесс индивидуального развития организма. Изучается формирование основных структур психики.

Периоды:

1.эмбриональный(начиная с момента оплодотворения до выхода зародыша из яйцевых оболочек)

2)постэмбриональный(от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма)

Пренатальный период.

Развитие поведения животного и человека начинается уже в эмбриональный период. Развивающийся в утробе матери или в яйце детеныш производит множество движений, которые представляют собой элементы будущих двигательных актов, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного. Так, новорожденные ягнята и козлята способны, не утомляясь, бегать в течение двух часов подряд. Эта возможность обусловлена тем, что в ходе эмбриогенеза путем упражнения сформировалась координация всех функций, в том числе и необходимых для осуществления такой интенсивной деятельности уже в самом начале постнатального развития.

Существует понятие «эмбрионального научения». Оно означает, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций.

Ранний постнатальный период.

На этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного.
Этот период развития характерен для незрелорождающихся детенышей и птенцов птенцовых птиц, которые рождаются слепыми, глухими и беспомощными. В течение постнатального периода в развитии детеныша происходят самые значительные изменения. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее спо

собное к самостоятельному существованию. Зрелорождающиеся детеныши проводят данный период в утробе матери.

ныши проводят данный период в утробе матери.к самостоятельному существованию. Зрелорождающиеся детеныши проводят данный период в утробе матери.

В течение первых недель детеныши не способны поддерживать постоянную температуру тела. Новорожденные детеныши не способны к самостоятельному мочеиспусканию и испражнению. Огромные изменения после рождения происходят в нервной системе. Так, головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины.

Ювенильный период.

По-другому этот период можно назвать игровым. Об этом периоде можно говорить только относительно детенышей высших животных, у которых развитие совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

Во-первых, игровая активность рассматривается как генеральная репетиция взрослой жизни. Например, локомоторные игры. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в "прятки", в "догонялки". Таким образом, тренируется будущее охотничье поведение.

Во-вторых, игровая активность рассматривается как растрата лишней энергии.

2)Доказательства наличии интеллекта у животных Мышление у животных

Еще очень чье-то интересное наблюдение было записано английским ученым Д.Роменс ом– современник Ч.Дарвина - что крысы якобы додумались совершенно особым способом воровать яйца. По его словам, одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а вторая тащит ее за хвост.

Наконец, самая уникальная черта, например, шимпвнзе – способность выражать свои мысли с помощью символов – слов.

 

Итак, зачатки разума у животных присутствуют, если оно:

– успешно разрешает новые для него, неожиданно возникающие задачи, решению которых оно не могло научиться заранее;

– действует не наугад, не методом проб и ошибок, а по заранее составленному плану, пусть самому примитивному;

– способно к обобщению получаемой им информации, а также к использованию символов.

Три критерия интеллектуального поведения животного:

1. Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными.

2. Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей.

3. Структурный(целостный, оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс;интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.

15

1)Особенности онтогенеза зрело- и незрелорожденных животных.

Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные.

ЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ - это детеныши, которые появляются на свет в уже почти сформировавшемся состоянии и почти сразу же становятся способными к самостоятельному выполнению жизненных функций.

НЕЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ- детеныши, рождающиеся неспособными к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.

У зрелорожденных все системы связаны с движением имеют вызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Любое поведение требует прижизненной доводки, даже врожденное. Детёныши позвоночных рождаются на разных стадиях зрелости. Крайнее незрелорождение - кенгурёнок. Незрелорождённые - большинство млекопитающих. А птенцы ряда птиц и детёныши копытных - зрелорождающиеся (почти сразу способны выполнять основные жизненные функции - опорно - локомоторные, пищедобывательные и др.) Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно - рефлекторной деятельности.

Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно - рефлекторной деятельности. Незрелорож денные, хотя им приходится труднее и они не могут жить без родительской помощи, находятся всё же в более выгодном положении: развитие нервной системы у них ещё не вполне закончено и они могут подставить свои развивающиеся врождённые формы поведения под влияние внешней среды. В рез - те врожденной формы поведения значительно модифицируются. (по Орбели). Т. о. незрелорождающиеся более прогрессивны. Психически наиболее развитые животные относятся к незрелорож денным. Наследственные формы поведения обрабат - ся при-жизненно. Но это не единственное, что определяет психическое развитие - гуси и лошади обнаруживают высокий уровень.

2)Комфортное поведение и конструктивная деятельность. Истоки человеческого интеллекта

Под комплексом комфортного поведения подразумеваются те действия животного, которое оно производит для своего удобства или удовольствия. Биологическая целесообразность этих действий не всегда объяснима и не всегда в этом нуждается. Фабри считает, что комфортное поведение, служащее уходу за телом, можно рассматривать в качестве разновидности манипулирования. Объектом манипулирования в данном случае является не посторонний предмет, а собственное тело животного. Как указывает Темброк, комфортное поведение складывается из довольно сложного комплекса явлений. К нему относятся все движения, связанные с очисткой поверхности кожи: отряхивание, разные формы груминга (чистка, чесание, облизывание и т.п.), потягивание, купание (в воде или в песке, земле), а также позы сна и отдыха. Практически все эти формы движения имеют ярко выраженный видовой характер и особенности. Вместе с тем они легко воспроизводятся в порядке образования условного рефлекса. Так, например, некоторые исследователи при изучении условно рефлекторных механизмов используют рефлекс отряхивания.

Конструктивная деятельность животных - манипулирование предметами, в результате которого животное при помощи хватательных эффекторов сооружаем комплексный объект - гнезда, жилища, хатки, норы и др. Конструктивная деятельность животных в некоторых случаях выступает важнейшей частью интеллектуального поведения животных (например, решение животными экспериментальной задачи при помощи орудия - орудийное (ручное) мышление приматов и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: