Методические указания
По реализации накопительной балльно-рейтинговой системы по дисциплине «История» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое, профиль Практическая психология и педагогика
Составитель: В.М.Кириллов, д.и.н.,
профессор кафедры ГиСЭН
Учебно-тематический план дисциплины
«История»
Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Вид работы | Форма обучения |
Очная | |
1 семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 (3 зач. ед.) |
Контактная работа, в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа, в том числе: | |
Изучение теоретического курса | |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | |
Подготовка к экзамену |
Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины | Всего часов | Контактная работа | Самост. работа | ||
Лекции | Практич. занятия | Из них в интеракт. форме | |||
1. Введение. История как наука | |||||
2. История Древней Руси | |||||
3. История Средневековой Руси | |||||
4. История России в XVIII–XIX вв. | |||||
5. Россия в начале ХХ в. | |||||
6. История Советской России. | |||||
7. Россия в 90-е гг. XXв. – начале XXI в. | |||||
8. Подготовка и сдача экзамена | |||||
Всего | 24 | 12 |
Практические занятия
№ темы | Наименование практических работ | Кол-во ауд. часов |
1. | Создание централизованного Российского государства | |
2. | Модернизация Российской империи в XVIII веке | |
3. | Формирование русского национального самосознания и духовные поиски общества в XIX в. | |
4. | Отмена крепостного права и либеральные реформы 1860 – 1870-х г. | |
5. | Российская революция 1917 г. | |
6. | «Сталинская модернизация» народного хозяйства в конце 20-х - начале 30-х гг. | |
7. | Власть, общество и человек в СССР в 20-е - 30-е гг. | |
8. | Политическое и духовное развитие советского общества в 1950-х - начале 80-х гг. ХХ века. | |
9. | СССР в период «перестройки» |
В ходе реализации накопительной балльно-рейтинговой системы учёт успеваемости производится на основе:
– результатов эспресс-опросов (студент может получить по максимуму 50 %);
– учебно-исследовательской активности студентов (студент может получить по максимуму 50 %);
– итоговой аттестации по предмету (отметка «экзамен» выставляется, если по результатам экспресс-опросов, оценки учебно-исследовательской активности, и баллов, полученных на экзамене, студент набирает 41 % и более от максимального количества баллов).
Количество баллов, необходимых для получения экзаменационной отметки по дисциплине «История», представлено в таблице:
Число зачетных единиц | Число пар (2 часа) ауд. занятий | Максимальное число баллов по результатам: | Максимальное число баллов, полученных по оценке текущей успеваемости (столбцы 3+4) | Для допуска к итоговой аттестации необходимо | Количество баллов, необходимых для получения экзаменационной отметки | |||
Экспресс-опросов | Оценка учебно-исследовательской активности студентов | отлично | хорошо | неудовлетворительно | ||||
50 % | 50 % | 100 % | более 25 % | 61 % и более | 41 % и более | 25-40% | ||
29-47 | ||||||||
Экспресс-опросы по дисциплине «История» проводятся в течение 5–7 минут в конце каждого учебного занятия (лекции или семинара). Студенту предлагается письменно определить понятия или ответить на вопросы по теме занятия. Обычно предлагается три варианта. Список проверяемых понятий и вопросов представлен в приложении 1. За каждый экспресс-опрос студент может получить максимально 3 балла в случае правильного ответа на все вопросы.
- 1 балл выставляется в случае выполнения студентом от 21 % до 50 % учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса. Это не менее одного верно выполненного задания.
– 2 балла выставляется в случае выполнения студентом от 51 % до 80 % учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса. Это два верно выполненных задания
– 3 балла выставляется в случае выполнения студентом от 81% до 100 % учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса. Все предложенные задания должны быть выполнены верно.
Учебно-исследовательская активность отслеживается на семинарах в процессе следующих видов деятельности:
– учебно-научный доклад, продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме – до 15 баллов в зависимости от качества выступления;
– выполнение локального учебно-исследовательского проекта – до 15 баллов в зависимости от качества выступления;
-- индивидуальное устное сообщение продолжительностью 5-7 мин. по отдельной логически завершенной теме – до 10 баллов в зависимости от качества выступления;
Участие в учебной дискуссии (устное рецензирование ответов сокурсников и др. формы фрагментарного участия в занятии) – до 5 баллов в зависимости от активности и качества участия в дискуссии;
-- развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе – до 5 баллов в зависимости от качества ответа.
Студентам могут быть добавлены баллы за результаты научно-исследовательской работы, участие и призовые места на олимпиадах и конкурсах по профилю учебной дисциплины (см.: Положение «О реализации в НТГСПА НБРС». Н.Тагил, 2012).
Материалы к семинарским занятиям представлены в пособии, которое в электронном виде выдается студентам
Основные вопросы экзамена отражены в программе учебной дисциплины.
Итоговая аттестация студентов по предмету на экзамене с учетом использования результатов НБРС
Студент, набравший 61% от максимального количества баллов по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности, не имеющий при этом ни одного пропуска учебных занятий без уважительной причины и не более 5% однобалльных оценок, освобождается от сдачи экзамена с получением отметки «отлично» по предмету.
Отметка выставляется, если по результатам экспресс-опросов, оценки учебно -исследовательской активности студентов, и баллов, полученных на экзамене, студент набирает 41% и более от максимального количества баллов.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если по результатам экспресс-опросов, оценки УИАС, и баллов, полученных на экзамене, студент набирает менее 41% от максимального количества баллов, т.е. от 25 до 40%.