Логистика ориентированная на спрос DDT - Demand-driven Techniques




Логистика ориентированной на спрос DDT — Demand-driven Techniques / Logistics. Эта технология разрабатывалась как модификация концепции RP («планирование потребностей») с целью улучшения реакции системы дистрибьюции фирмы на изменение потребительского спроса. Наиболее известными являются следующие четыре варианта концепции: rules based reorder (RBR), quick response (QR), continuous replenishment (CR) и automatic replenishment (AR).

В конце 1990-х годов появились усовершенствованные версии концепции DDT— Effective Customer Response (ECR) — «Эффективная реакция на запросы потребителей»и Vendor Managed Inventory (VMI) — «Управление запасами поставщиком», основанные на новых возможностях логистических информационных систем и технологий.

Технология RBR опирается на одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на концепции точки возобновления заказа — reorder point (ROP) и статистических параметрах спроса (расхода) продукции. Эта технология применяется для определения и оптимизации страховых запасов в целях выравнивания колебаний спроса.

Эффективность метода в значительной мере зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался большой популярностью у логистических менеджеров. Так как прогнозы потребительского спроса на готовую продукцию не отличались высокой точностью, практического применения технология RBR в логистике не находила. Возрождение метода связано с революцией в информационных технологиях, когда появилась возможность получать и обрабатывать информацию о спросе из каждой точки продаж в реальном масштабе времени с помощью современных телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем.

Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно сократившие продолжительность производственно-логистических циклов. RBR используется в основном для регулирования страховых запасов. Применяются и другие DDT-ориентированные методы.

Стандартный метод определения потребительского спроса основывается на некоторых статистических формах контроля, в том числе на частоте и объеме повторных заказов. Производственный уровень запасов снижается до определенной точки — ROP. Логистическая технология RBR базируется на вычислении ожидаемого времени выполнения заказа (рис. 1.). Объем заказа при этом рассчитывается, как правило, по формуле экономичного (оптимального) размера заказа ЕОQ.

Альтернативные методы включают регулярный обзор уровня запасов за фиксированные интервалы времени между заказами, когда объем заказа определяется исходя из запланированного уровня пополнения запасов (рис. 2.)

Рис. 1. Иллюстрация примечания правила RBR

Рис. 2. Система возобнавления заказа с фиксированной периадичностью

Методология и техника логистической системы пополнения запасов в дистрибьюции с использованием точки возобновления заказа или стандартных систем контроля параметров заказа отрабатывалась на протяжении многих лет. Также существуют многочисленные варианты программного обеспечения этих методов. Однако все они имеют один существенный недостаток — они зависят от точности прогнозирования спроса. Это часто происходит тогда, когда спрос на один продукт зависит от спроса на другой продукт, куда первый входит как составная часть второго продукта.

Например, спрос на комплектующие для сборки телевизоров зависит от спроса на готовые телевизоры. Пример такого рода зависимости спроса показан на рис. 3. Здесь показано, как постоянные отгрузки готовой продукции в каналы распределения могут в конкретный момент преобразоваться в спрос на заводе-изготовителе готовой продукции, применяющем логистическую технологию RBR.

Аналогичная ситуация может возникнуть в многоуровневой дистрибутивной сети, где спрос каждого уровня агрегируется на следующем уровне распределения. Такой случай иллюстрирует рис. 4.

Общая черта этих примеров состоит в том, что спрос на каждом уровне ЛС зависит от спроса на предыдущем и последующем уровнях. Спрос называют зависимым, когда он образуется непосредственно из спроса на запасы комплектующих или продукции более низкого уровня дистрибьюции. И наоборот, спрос на один вид комплектующих является независимым, когда он не влияет на спрос на другие комплектующие, т.е. этот спрос не является функцией спроса на другие изделия.

Это различие крайне важно, поскольку независимый спрос можно прогнозировать (с использованием традиционных методов), тогда как зависимый спрос должен быть рассчитан на основании спроса на предыдущих и последующих уровнях логистической цепи.

Пример (рис. 2.) иллюстрирует тот факт, что прогноз спроса на заводе должен быть основан на данных спроса отдельных региональных центров. Однако это только часть конечного спроса, если прогнозы делаются на основании динамики фактических складских остатков. В большинстве случаев спрос будет зависеть от розничной торговли или спроса посредников, поэтому поставщикам также необходимо делать прогнозную оценку спроса.

Рис. 3. Точка возобнавления заказа и зависимый спрос

Еще одна особенность технологии RBR состоит в том, что при использовании для расчета размера заказа модели EOQ размер заказа будет больше величины запасов, которые действительно ежедневно требуются в соответствии с полным циклом заказа (кроме последнего дня). Например, если оптимальная партия поставки (EOQ) составляет 100 ед. и ежедневно используется 10 ед., тогда в первый день цикла следует закупать 90 ед., во второй день — 80 ед. и так далее.

В этом случае необходимо иметь дополнительные страховые запасы, величина которых учитывается при формировании заказа и обеспечивает бесперебойное производство при изменении спроса на комплектующие на всем протяжении логистического цикла и/или изменения самого цикла. В результате если в оптимальную партию поставки не включать страховые запасы, то непроизводительные запасы возрастут, что приведет к росту потребности в оборотном капитале.

Рис. 4. Пример неравномерного спроса на заводе

Логистические технологии QR, CR и AR базируются на методологии «быстрого реагирования» на предполагаемый спрос путем концентрации или быстрого пополнения запасов в точках рынка, близких к прогнозируемому расширению спроса. Эти технологии имеют много общего, так как в основном нацелены на максимальное сокращение времени реакции ЛС на изменение спроса, в них также предусмотрены превентивные решения по управлению запасами готовой продукции, предвосхищающие динамику спроса.

Технология QR (метод быстрого реагирования) позволяет устанавливать логистическую координацию между розничными магазинами и оптовиками с целью улучшения продвижения готовой продукции в дистрибутивных сетях в ответ на предполагаемое изменение спроса. Эта технология реализуется путем мониторинга продаж в розничной торговле (например, с помощью сканирования штрих - кодов) и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам и от них — производителям готовой продукции. Информационная поддержка обеспечивает разделение QR-процесса между розничными торговцами (ритейлерами), оптовиками и производителями.

Совершенствование информационных технологий способствуют снижению неопределенности в сроках доставки готовой продукции, производстве и пополнении запасов, открывая возможности для максимальной гибкости взаимодействия партнеров в интегрированных логистических сетях. Технологии QR позволяет сокращать запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворять потребительский спрос, и в то же время значительно ускорить оборачиваемость товара (запасов).

Логистическая технология CR («непрерывного пополнения запасов») является модификацией технологии QR и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью CR является создание эффективного логистического плана, направленного на непрерывное пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Ежедневная обработка информации об объемах продаж у ритейлеров и отправок готовой продукции у оптовиков позволяет поставщику продукции рассчитывать суммарную потребность по количеству и ассортименту.

Затем между поставщиком, оптовиками и ритейлерами достигается соглашение на пополнение их запасов готовой продукции, о чем подписывается обязательство о закупках. Поставщик на основе обработки информации о продажах и прогнозе спроса непрерывно (или достаточно часто) сам или через оптовых посредников пополняет запасы у ритейлеров. В некоторых случаях для сокращения времени пополнения запаса применяется метод сквозного фрахта или прямой доставки готовой продукции ритейлерам, минуя оптовиков.

Для эффективной работы CR-ориентированных ЛС необходимо выполнять два основных условия:

во-первых, должны быть обеспечены достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции;

во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

Дальнейшей модификацией методов QR и CR стала логистическая технология AR — метод «автоматического пополнения запасов». Метод AR обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции набором необходимых правил для принятия решений о товарных атрибутах и категориях. Категория содержит информацию о размерах, цветах и сопутствующих товарах, обычно представленных одновременно в определенной торговой точке розничной сети.

Применяя метод AR, поставщик может удовлетворить потребности ритейлера в товарной категории, устранив необходимость следить за единичными продажами и уровнем запасов для быстро реализуемых товаров. Учет по товарной категории позволяет поставщикам повышать гибкость и эффективно пополнять запасы. Управление поставщиками запасов ритейлеров повышает их ответственность за надежность поставок и поддержание уровня запасов в соответствии со спросом.

С позиции ритейлеров результатом внедрения технологии AR является программа пополнения страховых запасов, позволяющая максимизировать объем продаж по каждой товарной категории. Эта стратегия позволяет также снизить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Хотя методы пополнения запасов QR, CR и AR направлены в большей степени на удовлетворение запросов ритейлеров, они выгодны и производителям, и оптовикам, установившим интегрированные отношения. Существуют две основные причины подобного альянса. Первая связана с тем, что информационные потоки, отражающие требования покупателей, процедуры заказов и графики доставки готовой продукции, дают поставщикам (производителям и оптовым торговым посредникам) возможность лучше видеть проблемы управления запасами в дистрибьюции.

Производители и оптовики могут надежнее планировать поставки, когда они знают объемы продаж и уровни запасов готовой продукции у ритейлеров, в дистрибутивных центрах и на производстве. Это лучшее видение помогает поставщикам быстрее реагировать на изменение спроса, решать вопросы об организации сбора заказов, дислокации складов и производственных подразделений.

Информированность в интегрированных логистических каналахпомогает поставщикам устанавливать производственные и распределительные приоритеты между товарами и потребителями.

Вторая основана на факторах времени и информации. Альянс между звентями логистической цепи, основанный на разделении информации и уменьшении рисков, способствует повышению операционной эффективности, установлению выгодных для всех сторон длительных партнерских взаимоотношений.

Список литературы

Сергеева В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов - инфра-м, издательский дом, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: