в) Применение тестов в практике социально- психологического исследования.




Тестирование – это кратковременное испытание с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых псих свойств личности, группы, общности. С помощью тестирования мы можем вскрывать глубинные аспекты человека. Тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерение составляющих психических свойств. Тест должен быть научно-обоснованным. Его нужно проверить, прежде чем проводить. Классификация тестов: 1) Согласно Гуревич, и Борисовой тесты классифицируются: по форме (устные и письменные); аппаратные и бланковые; вербальные и невербальные; индивидуальные и групповые. По содержанию: тесты исследующие интеллект, тесты ислед. Способности, характеристики личности. По целям: самопознание, тесты осуществляемые диагностику, тесты профотбора. 2)Бурлачук и Морозов) Они выделяют тесты: по задачам: вербальные и практические. По процедуре: индивидуальные и групповые. По направленности: тесты исслед. IQ, способности, характеристики личности. По временным ограничениям: тесты на скорость, тесты на качество. По уровню стандартизации: высоко (тесты имеющие строгие правила) и низко(тесты не требуют строгой стандартизации) стандартизированные. По форме проведения: бланковые и аппаратные. 3)Столин выделяет: 1)Объективные тесты – это те тесты, которые направлены на выяв. объективных условий. 2)Проективные тесты – рисуночные (не сущ животное). 3)Диалогические (интерактивные) – в виде беседы, интервью. 4)Стандартные методики – тесты опросники, шкальные.

 

 

Группа - Это произвольное объединение людей по какому-либо общему признаку, по уровню образования, по разновидностью совместной деятельности. Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. К психологическим характеристикам группы отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые мнения, групповые цели. Каждая группа в психологическом плане отличается от другой. К элементарным параметрам любой группы относятся: ее состав, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и цели, система санкций. Если исследовать группу нужно учитывать какая группа выбирается в качестве исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами мы сразу задаем некоторые параметры для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. В исследованиях групп учитывается и положение индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, яв. «статус » или «позиция », обозначающие место индивида в системе групповой жизни. Статус есть всегда некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективное восприятие его другими членами группы. Вторая характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Важным компонентом положения индивида в группе яв. система «групповых ожиданий». В группе существуют 2 важных образования: групповые нормы, и групповые санкции. Все групповые норма яв. социальными нормами, т.е. представляют собой модели, эталоны, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения. В узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы совместная деятельность была возможной. Нормы группы связаны с ценностями. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Санкции могут быть 2 типов: поощрительные и запретные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Юбенг вычленил 7 различных принципов, на основе которых стоились такие классификации групп. Эти принципы были самые разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многое другое. Однако общая черта всех классификаций - формы жизнедеятельности группы. Прежде всего для соц. псих. значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и реальныелабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. Однако большое значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Малые группы- обжитое поле соц. психологии. Большие группы, но их изучение значительно сложнее. Эти группы в соц. псих. представлены неравномерно. Одни из них имеют солидную тенденцию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же- организованные, длительно существующие группы- подобно классам, нациям. Малые группы могут быть подразделены на 2 разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними условиями требования, но еще не сплоченные совместной деятельностью и группы уже сложившиеся. Группы: условные и реальные—Лаборотатрные. -–Естественные----Большие (Стихийные и устойчивые) -–Малые (становящиеся и развиты). Большие группы разделяют на 2 вида: случайно, стихийно возникшие. Сюда относится толпа, публика, аудитория. Т.е. группы сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных. В больших группах существуют регуляторы поведения- это нравы, обычаи и традиции. Как бы образ жизни группы. В рамках этого образа жизни группы приобретают особое значение интересы, ценности, потребности, язык. Обычаи, традиции играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы. Привычки и обычаи обычно складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Другим примером больших социальных групп яв. различные этнические группы. Выделяется ветвь науки- этнопсихология. Здесь рассматривается нация. Национальная принадлежность индивида яв. чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором, потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Через ближайшее окружение личность по мере развития приобщается к национальной культуре, обычаям, традициям. В психологии этнических особенностей различаются 2 стороны: наиболее устойчивая часть - психологический склад (характер, темперамент, традиции, обычаи), 2 эмоциональная сфера, куда включается национальные, или этнические чувства. Основной сферой проявления национального характера яв. разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: народное искусство и язык. Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика. Здесь важным яв. общественное мнение, убеждения., идеи. Группы существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Топа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее определяется значимостью инцидента. Масса обычно стабильное образование с довольно четкими границами. Масса может выступать не как сиюминутное образование, она может оказаться в значительной большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (демонстрации, митинга). Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутом помещении, например в лекционном зале, публику называют аудиторией. Публика собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, соблюдает нормы. Но публика остается массовым собрание людей, ив ней действуют законы масс. Достаточно здесь какого – либо инцидента и публика станет неуправляемой.

 

 

23в)Виды конфликтов. Классификация конфликтов. Конфликтная и деструктивная функции конфликты.

Конфликт происходит от понятие столкновение. Конфликт раскрывается через следующие значения:

1) состояние открытой затяжной борьбы, сражения или войны. 2)Психологическая борьба возникающая как результат одновременного функционирования импульсов, желаний или тенденций. 4)Противостояние характеру или сил. У Болдинга конфликт – это конфликт м/у отдельными личностями, м/у личностью и группой, м/у личностью и организацией, м/у группой и организацией, м/у разными группами и организациями. Здравомыслов: 1) Межиндитвидный конфликт 2)Межгрупповой 3) Внутри и межинституциональные. 4) конфликты м/у секторами общественного разделения труда. 5) М/у гос-ами. 6) М/у партиями. 7)М/у культурами и типами культур. Ансупов и Шепилов:1) Внутри личностные 2)Социальные 3)Зооконфликты (та часть мотивов которую человек не осознает). Признаки конфликтов: 1)Биполярность +и- 2)Активность, направленная на преодоление противоречий. 3)Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Конфликт выступает как биполярное яв-е противостоящее 2 началам, прояв себя в активности сторон, направленное на преодоление противоречий, причем стороны конфликта представлены активными субъектами.

Равновестная модель: (Спенсор, Дюргейн, Парсонс) Конфликт здесь деструктивен. Зигель – отразил представление о позитивных сторонах и функциях конфликта, дав начало конфликтному функционализму. Современная парадигма конфликта – это теория отражается в работах Дарендорфа. Современ. представления о конфликте:

1) Конфликт – это нормально. 2)Конфликт - это необязательно плохо. 3)К. содержит в секбе потонциально – позитивные возможности. К. – изменение, - адаптация, - выживание. 4)К-это то, с чем можно работать. Холл, Линдсей, Хиел, Зилгер, Фрейд, Хорни – нормальный конфликт – предполагает выбор м/у различными возможностями, позициями, убеждениями осуществляет

которые человек и разрешает конфликт. В Бихевиоризме- ситуационный подход к конфликту. Стимул – реакция – фрустрация -агрессия, -ситуация -конфликтное поведение. (Доллард, Миллер, Берковиц, Бандура). В когнетивной психологии-конфликт как когнетивный феномн. Не сами по себе кооперации ведут к опред. поведенческой реакции, но их представленнность в сознании. Клар -конфликт – это не просто свойства ситуации, но скорее вывод делаемый на ее основе. Виды конфликтов: 1)Внутриличностный. Это конфликты состаящие в столкновении различных личностей (мотивов, целей, в сознании индивида) 2)Мотивационные- человек оказывается перед выбором привлекательных но взаимоисключающих мотивов. 3)Когнетивный- столкновение не совместимых представлений. 4)ролевые – в одной личности не совмещение. (я хочу, я могу, я должен) 5)межличностные – ситуации разногласия м/у людьми. По Доучу: конфликт рассм. В системе: 1)Кооперация, конкуренция. 2) Распределение власти: доминантный, подчиненный. 3)Ориентация на задачу, Эмоциональная ориентация. 4)Формальный не формальный характер отношений. 5)Интенсивность, значимость. Мехгрупповые- это конфликт м/у группами людей, рассм. с(*) зрения мотивационного, ситуационного и когнетивного подхода.

 

Необихевиоризм занимались переработок. (Милер, Бондура, Уолтерс). Стимул-организм-реакция. Теория научения, Теория фрустрации и агресии. Основная проблема, проблема научения. Теория Драйва – Милер, Доллар.Основная гипотезав их работах -агрессия- это естественная, но не избежное последствие фрустрации. Ситуация научения: сигнал-

внутр. реакция- драйв-внеш.реакция- вознограждение. Драйв не само действие, а нечто внутренее, готовящее человека сделать что-либо.

Социальная когнетивная теория лич-ти: Бондура. Он обращал внимание на познавательные внутр. процессы и говорил, что люди не просто реагируют на окружение, а это взаимодействие поведения когнетивной сферы окружения и все это он назв. Взаимным детерминизмом. Модель триада: открытое поведение+----+ влияние окружения (поощрения, наказания+---+личностные факторы(вера, ожидания). Теория взаимодействия исходов (Тибо и кели) Дедическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться если участники выгадывают от него. (тебе хорошо, мне хорошо) ХомонсТеория элементарногго соц. поведения. Взаимный обмен поддержками способствует продолжению взаимодействия, а в случае не удовлетворяющих условиях прекращается. Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни) Фрейд. Психология масс и анализ человеческого Я. Где он расс. искуств. массы как войско и церковь. Адлер создатель индивидуальной психологии. Он рассм. Человека как единый самосогласующийся организм. Структура лич-ти определяет стиль жизни. Фром - гуманистическая теория. Розбавляет психоаналитическую теорию. Рассм. Соц. контекст и рассм. 5 соц. типов характера: 1) продуктивный (идеальный). 2) рецеитивный 3) эксплуатирующий 4) накапливающий 5)рыночный. Хорни -проблема социальной обусолвленности характеру человека по его неврозу. Интеракционализм Мильд - ролевые теории, теории референтной группы. Положения интеракционализма: сознание имеет инструментальную природу т.е. яв. средством приспособления индивида к среде. Человеческое Я изначально формируется в ходе социального воздействия, решающее значение придается овладению символами. Символический интеракционализм представлен Брунером, Раузом. Ролевая текория- Броуз. Символический интеракционизм - люди действуют в отношении вещей на основе значения, которыми для них обладают эти вещи. Соц-ая драматургия Гомфльда -в повседневной жизни мы создаем различные имиджи себя. Понятие фасад, метод наблюдение. Теория референтной группы (Хаймен, Шериф, Келли) наше Я- это результат сравнения себя с другими. Когнитивийская (Хайден, Розенберг) Чем бьольше возможность непосредственного общения, тем больше вероятности того, что люди понравятся друг другу. Гуманистическая - (Роджерс, Маслоу) Роджерс -автор феноменологической теории лич-ти. Раскрывает я концепцию, самость. Человческое Я формируеться в непосредственном взаимод. Со значемыми другими 9родственники, друг). Основные положения: 1) открытость переживания 2) экзистанциальный образ жизни. 3)Организмическое доверие. 4) эмперическая свобода. 5) Креативность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: