Билеты по дисциплине «История телевидения»
Курс, 2019 год – Кащук А.А.
БИЛЕТ №1
1. Телевидение как социальный институт. Его связь с другими СМИ.
2. Основные модели телевещания. Общая характеристика.
Государственное вещание – программная политика разрабатывается государством, финансируется из государственного бюджета. Государственное телевидение служит рупором государственных идей, норм и принципов, фильтром информационных потоков, руководит общественным мнением. Телевидение, полностью управляемое и контролируемое государственными чиновниками, в Западной Европе появилось в послевоенный период. Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран.
Коммерческое вещание – основанное на извлечении прибыли. Финансирование за счет рекламных поступлений. Критики коммерчески ориентированного ТВ отмечают также такие его черты, как недостаточное внимание к общественно значимым проблемам государственной политики и местного самоуправления, недостаточный учет потребностей, интересов, специфических особенностей определенных категорий телезрителей. С бурным ростом кабельного телевидения, широко распространившегося за последние четверть века и предлагающего телезрителю десятки специализированных по содержанию каналов, увеличились возможности адресной доставки коммерческой рекламы.
Общественно - правовое вещание — способ организации телевещание, основанный на особой форме собственности. Общественно-правовая телекомпания не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в «общественной» собственности. Это означает то, что управление ей осуществляет совет, формируемый из уважаемых общественных деятелей (обычно представители крупных партий, общественных объединений, церкви, профсоюзов и т. д.), что позволяет производить более сбалансированную и непредвзятую программную политику.
БИЛЕТ №2
1. Основные этапы развития телевидения в мире.
Первые этапы развития телевидения
Впервые явление фотоэффекта - освобождение электронов веществом под действием электромагнитного излучения, обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году, а через год русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий это явление. В 1907 году русскому физику Борису Розингу удалось теоретически обосновать возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном и даже удалось осуществить это на практике: он смог получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки.
Первой работающей телевизионной системой считается изобретение немецкого инженера Пауля Нипкова, сделанное еще в 1884 году. Конструкция положила начало созданию так называемого механического телевидения. Пауль Нипков изобрел диск, с помощью которого изображение преобразовывалось в электрические импульсы. Это был диск с определенным числом отверстий, расположенных по спирали, напротив которого устанавливался фотоэлемент, и свет попадал на фотоэлемент через этот диск. Патент на оптико-механическое устройство («электронный телескоп») для разложения изображения на элементы при передаче и приеме телевизионных сигналов, названное диском Нипкова (применялся в первых телевизионных устройствах с механической разверткой), был получен в 1884 году. Нипков вращал диск над картинкой или объектом. Световые импульсы, проникавшие через отверстия диска, превращались фотоэлементом в электрические сигналы. Тогда количество строк на экране было небольшим - около 300, то есть свет проникал на объект через триста отверстий, и механически сканируемая телевизионная «картинка» была грубой. Благодаря диску Нипкова, в 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. Несколько позже им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.
Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях - электронном и механическом (иногда механическое телевидение называют еще и «малострочным телевидением»). Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов XX века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. На территории СССР механические телесистемы продержались несколько дольше.
Как телевещание стало массовым
Эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния начали проводиться в различных странах (США, Япония, Советский Союз) с начала 20-х гг. ХХ века. В результате в 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, являющуюся и по настоящее время главной частью большинства телевизоров.
Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.
В конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов. Позже радиолампы были вытеснены полупроводниками. Первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну единственную микросхему.
Сегодня качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое телевидение.
Телевидение в СССР и России
В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель. Первый же электронный телевизор - легендарный КВН 49 был создан в 1949 году. Он был оснащен маленьким экраном и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. В дальнейшем появилось и множество других, более совершенных моделей. В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.
Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, ее реализация стала возможна лишь к 1950 году, да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA.
Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а, следовательно, были доступны далеко не всем.
Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году.
Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х - начале 1970-х гг. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) - в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в Германии.
В Советском Союзе первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. В 1937 году был организован первый телецентр на улице Шаболовке, с 1938 года осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года - регулярное телевещание (первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)). После перерыва, связанного с Великой Отечественной войной, телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю.
В 1951 году, на базе Московского телецентра, создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В 1957 году создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению. В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 году - обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 году - передача цветного изображения из Парижа в Москву. В 1967-1970 годах введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино».
С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита». К началу 1990-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России.
В первой половине 1990-х годов началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы - общественное вещание и коммерческое вещание (существующее за счёт рекламы). В 1990 году образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). ВГТРК организовала телеканалы «Россия» (1991) и «Российские университеты» (1992-1996). В 1991 году на базе Гостелерадио созданы Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные телерадиокомпании, в том числе Московская телевизионная компания (МТК; на 3-м канале). В 1993 году основана частная телекомпания НТВ. В 1995 году, в результате реорганизации РГТРК «Останкино», 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение).
Сегодня традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. К 2015 году телевидение в России полностью перейдет на цифровой формат вещания, что позволит увеличить количество каналов в несколько раз. Специалисты отмечают, что Россия хорошо подготовлена к «цифровой революции». Уже сейчас многие российские компании выпускают цифровые передатчики, а также теле- и радиоприемники. Во многих регионах страны ведется строительство телевышек, поддерживающих цифровой формат.
2. Государственная модель телевидения.
Государственное вещание – программная политика разрабатывается государством, финансируется из государственного бюджета. Государственное телевидение служит рупором государственных идей, норм и принципов, фильтром информационных потоков, руководит общественным мнением. Телевидение, полностью управляемое и контролируемое государственными чиновниками, в Западной Европе появилось в послевоенный период. Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран.
БИЛЕТ №3
1. Рост роли телевидения в жизни россиян, телевидение как основа
формирования мировоззрения, главный способ проведения досуга.
2. Общественная модель телевидения.
БИЛЕТ №4
1. Основные функции и задачи телевидения, телевизионные жанры.
2. Коммерческая модель телевидения.
БИЛЕТ №5
1. Телевидение и зрители: проблема взаимодействия.
2. Общественно-правовая модель телевидения.
БИЛЕТ №6
1. Телевидение хрущевской «оттепели».
2. Общественная модель телевидения Европы.
БИЛЕТ №7
1. Телевидение брежневского «застоя». Эпоха Сергея Лапина.
2. Технологии телевизионного творчества.
БИЛЕТ №8
1. Телевидение СССР эпохи перестройки.
2. Конвергенция современных процессов развития телеиндустрии.
БИЛЕТ №9
1. Начало ежедневного телевизионного вещания в СССР.
2. Общественное телевидение США.
БИЛЕТ №10
1. Формирования на советском ТВ первого телевизионного контента.
2. Холдинг ВГТРК: история создания и современный этап.
БИЛЕТ №11
1. Государственная модель телевидения в Европейских странах.
2. Прямой эфир на ТВ СССР, российском ТВ: плюсы и минусы.
БИЛЕТ №12
1. Диктор телевидения. Трансформация профессии.
2. Коммерческая модель телевидения в Европе второй половины ХХ века.
БИЛЕТ №13
1. История и роль телемостов на советском телеэкране.
2. Влад Листьев: телепроекты «Поле чудес», «Тема», «Час пик» и другие.
БИЛЕТ №14
1. Центральная студии телевидения в СССР: характеристика и возможности.
2. Послевоенное телевидение Германии.
БИЛЕТ №15
1. Информационная программа «Время: история и современный этап.
2. Нишевые каналы на российском телевидении.
БИЛЕТ №16
1. Телевидение «Третьего рейха».
2. Научно-популярное телевидение СССР.
БИЛЕТ №17
1. Идеологическая функция на ЦТ СССР: программы и жанры.
2. Позиционирование российских федеральных телеканалов.
БИЛЕТ №18
1. Программы и жанры телевидения СССР.
2. Развлекательный контент в российском телеэфире.
БИЛЕТ №19
1. Становление и развитие информационно-аналитического вещания на
ЦТ СССР.
2. Общественно-правовое телевидение Германии» - АРД, ЦДФ.
БИЛЕТ №20
1. Этические и законодательные проблемы телевидения 90-х гг. ХХ века.
2. Особенности детского ТВ РФ.
БИЛЕТ №21
1. Телевидение РФ 90-х годов.
2. Процессы демассификации в развитии современного ТВ.
БИЛЕТ №22
1. Программы и жанры советского телевидения.
2. REN-ТВ – новый телепроект в российском телеэфире.
БИЛЕТ №23
1. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности.
2. Послевоенное телевидения Франции.
БИЛЕТ №24
1. Тэд Тернер и телекомпания CNN.
2. Телевидение и Интернет в России: конвергенция технологий.
БИЛЕТ №25
1. Жанр «аналитическая корреспонденция» на федеральных каналах РФ.
2. Современные тенденции развития телевидения в мире.
БИЛЕТ №26
1. Эволюция российского телевидения: жанровый аспект.
2. Программа «Вести»: история и современный этап.
БИЛЕТ №27
1. Телекомпания НТВ: история и современность.
2. Современные концепции и модели телевизионного вещания.
БИЛЕТ №28
1. Художественная публицистика на телеканалах Санкт-Петербурга.
2. Общественное телевидение РФ.
БИЛЕТ №29
1. Функциональные особенности российских развлекательных телеканалов.
2. Цифровое телевидения РФ.
БИЛЕТ №30
1. ТВ и государство: история отношений.
2. Производящие телекомпании РФ: «Красный квадрат», «ВИД», «Comedy Club Production» и другие.