Особенности колорита на картинах Караваджо




Особенности творчества Караваджо, Рембрандта, Веласкеса

В XVII в. сложились два типа взаимоотношений национальной школы и ее ли­дера. В одном случае великий мастер концентрировал в своем искусстве наиболее характерные качества школы, являясь ее безусловным лидером. Такова роль Рубен­са в живописи Фландрии и Бернини в скульптуре и архитектуре Италии. В другом случае виден явный контраст между крупнейшим художником национальной шко­лы и прочими, составляющими большинство, мастерами. Таково положение Кара­ваджо в Италии, Рембрандта в Голландии и Веласкеса в Испании, создавших внестилевую форму художественного мышления.

Творчество Караваджо

Вне всяких стилей стоит творчество Микеланджело Караваджо (1571-1610), целью которого было изображение реальности. Караваджо отвергал школу как си­стему подготовки живописцев и ставил во главу угла индивидуальные способности, которым нельзя ни научить, ни подражать. Сама жизнь была объявлена им предме­том искусства, и римские живописцы, покидая мастерские, без труда находили на улицах образцы для подражания. По существу это было «второе открытие мира» после того коренного перелома, который знаменовала собой эпоха Возрождения.

Караваджо был первым художником, кто уравнял в своем творчестве жанры жи­вописи. Хорошо выполненная картина с изображением цветов не уступала, по его мнению, картине, написанной на религиозный или мифологический сюжет, ни по затратам труда, ни по эстетической значимости. И хотя ведущим остался высокий жанр исторической картины, включавшей композиции на исторические, мифоло­гические и библейские сюжеты, картины на бытовые темы и натюрморт получили право на существование.

Особенности изображения действительности у Караваджо

Такое смелое обращение к предметам реальной действительности напрямую было связано с отказом от декораций, композиции, перспективы, т.е. некоего идеа­ла, господствовавшего в итальянской живописи начиная с эпохи Ренессанса. Ка­раваджо был предан только «натуральности», чего он достигал в своих полотнах благодаря живому колориту, рельефному изображению и особому свету.

Объектами его изображения были люди из народа, и Караваджо начал почти программную демократизацию Священной истории, утверждая, что подлинных героев и святых следует искать «на дне» жизни, на больших дорогах, в придо­рожных тавернах, среди крестьян и бродячих философов. Неприкрашенная дейст­вительность, запечатленная на его полотнах, балансировала почти на грани созна­тельного пристрастия к низменному и уродливому.

Это пристрастие не было случайным, так как в XVII в. только народная жизнь представлялась многим мыслящим людям средоточием жизни нации, где вызрева­ло социально типичное.

В то же время рамки охвата художником внешнего мира очень сузились: объ­ектом познания стал только человек, ради которого Караваджо совершенно от­казался от пейзажного фона. Он создал непробиваемую пелену мрака и стал пи­сать только черный фон со странно выделяющимися на нем бледными лицами.

 

Особенности колорита на картинах Караваджо

При всем том колорит оставался одним из главных достижений художника, ко­торый добивался остроты звучания отдельных цветовых пятен за счет использо­вания двух абсолютных тонов - черного и белого. Белый освещал, а черный отте­нял излюбленные цвета караваджиевской палитры - красный, оранжевый, зеленый, серо-желтый, оливковый, коричневый. Особенно хорошо это видно на его картинах «Вакх», «Гадалка», «Шулеры», «Юноша, укушенный ящерицей».

Визитной карточкой художника, особенностью его творческого почерка явля­ется знаменитый каравадживский луч - сфокусированный световой пучок, вы­хватывающий из мрака предмет и акцентирующий на нем внимание. Этот луч как бы имеет за краем рамы свой источник, сближая живопись Караваджо с театром, построенным на контрасте освещенной сцены и погруженного в темноту зала.

Кар­тинами с таким сценическим светом - тенеброзо - являются «Лютнист» и «мисте-риальные» драмы с трагическим подтекстом, написанные им для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество свято­го Матфея», «Святой Матфей с ангелом», «Христос в Эммаусе». Их трагический смысл - в обыденности происходящего.

 

Идея картины «Призвание апостола Матфея» в том, что Бог может призвать человека в любой момент, даже греховный, когда он менее всего ожидает этого. Матфей был сбор­щиком податей, и Караваджо изобразил его в караульном помещении, в убогой обстановке; вместе с Христом и св. Петром в помещение врывается жесткий луч света, это луч реаль­ного света и одновременно знак Божественной милости. В картине нет внешнего развития действия, но вспышка света означает, что выбор сделан и Матфей пройдет весь путь, уго­тованный ему Богом, до мученической смерти, которая превратится в апофеоз на полотне «Мученичество святого Матфея».

 

Караваджо был художником, отказавшимся от поисков «прекрасного» во имя суровой правды жизни. Он явился создателем нового взгляда на живопись, нового живописного языка, новой живописной структуры.

Его гениальными преемниками в русле внестилевой линии стали Рембрандт в Голландии и Веласкес в Испании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: