Особенности творчества Караваджо, Рембрандта, Веласкеса
В XVII в. сложились два типа взаимоотношений национальной школы и ее лидера. В одном случае великий мастер концентрировал в своем искусстве наиболее характерные качества школы, являясь ее безусловным лидером. Такова роль Рубенса в живописи Фландрии и Бернини в скульптуре и архитектуре Италии. В другом случае виден явный контраст между крупнейшим художником национальной школы и прочими, составляющими большинство, мастерами. Таково положение Караваджо в Италии, Рембрандта в Голландии и Веласкеса в Испании, создавших внестилевую форму художественного мышления.
Творчество Караваджо
Вне всяких стилей стоит творчество Микеланджело Караваджо (1571-1610), целью которого было изображение реальности. Караваджо отвергал школу как систему подготовки живописцев и ставил во главу угла индивидуальные способности, которым нельзя ни научить, ни подражать. Сама жизнь была объявлена им предметом искусства, и римские живописцы, покидая мастерские, без труда находили на улицах образцы для подражания. По существу это было «второе открытие мира» после того коренного перелома, который знаменовала собой эпоха Возрождения.
Караваджо был первым художником, кто уравнял в своем творчестве жанры живописи. Хорошо выполненная картина с изображением цветов не уступала, по его мнению, картине, написанной на религиозный или мифологический сюжет, ни по затратам труда, ни по эстетической значимости. И хотя ведущим остался высокий жанр исторической картины, включавшей композиции на исторические, мифологические и библейские сюжеты, картины на бытовые темы и натюрморт получили право на существование.
Особенности изображения действительности у Караваджо
Такое смелое обращение к предметам реальной действительности напрямую было связано с отказом от декораций, композиции, перспективы, т.е. некоего идеала, господствовавшего в итальянской живописи начиная с эпохи Ренессанса. Караваджо был предан только «натуральности», чего он достигал в своих полотнах благодаря живому колориту, рельефному изображению и особому свету.
Объектами его изображения были люди из народа, и Караваджо начал почти программную демократизацию Священной истории, утверждая, что подлинных героев и святых следует искать «на дне» жизни, на больших дорогах, в придорожных тавернах, среди крестьян и бродячих философов. Неприкрашенная действительность, запечатленная на его полотнах, балансировала почти на грани сознательного пристрастия к низменному и уродливому.
Это пристрастие не было случайным, так как в XVII в. только народная жизнь представлялась многим мыслящим людям средоточием жизни нации, где вызревало социально типичное.
В то же время рамки охвата художником внешнего мира очень сузились: объектом познания стал только человек, ради которого Караваджо совершенно отказался от пейзажного фона. Он создал непробиваемую пелену мрака и стал писать только черный фон со странно выделяющимися на нем бледными лицами.
Особенности колорита на картинах Караваджо
При всем том колорит оставался одним из главных достижений художника, который добивался остроты звучания отдельных цветовых пятен за счет использования двух абсолютных тонов - черного и белого. Белый освещал, а черный оттенял излюбленные цвета караваджиевской палитры - красный, оранжевый, зеленый, серо-желтый, оливковый, коричневый. Особенно хорошо это видно на его картинах «Вакх», «Гадалка», «Шулеры», «Юноша, укушенный ящерицей».
Визитной карточкой художника, особенностью его творческого почерка является знаменитый каравадживский луч - сфокусированный световой пучок, выхватывающий из мрака предмет и акцентирующий на нем внимание. Этот луч как бы имеет за краем рамы свой источник, сближая живопись Караваджо с театром, построенным на контрасте освещенной сцены и погруженного в темноту зала.
Картинами с таким сценическим светом - тенеброзо - являются «Лютнист» и «мисте-риальные» драмы с трагическим подтекстом, написанные им для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», «Христос в Эммаусе». Их трагический смысл - в обыденности происходящего.
Идея картины «Призвание апостола Матфея» в том, что Бог может призвать человека в любой момент, даже греховный, когда он менее всего ожидает этого. Матфей был сборщиком податей, и Караваджо изобразил его в караульном помещении, в убогой обстановке; вместе с Христом и св. Петром в помещение врывается жесткий луч света, это луч реального света и одновременно знак Божественной милости. В картине нет внешнего развития действия, но вспышка света означает, что выбор сделан и Матфей пройдет весь путь, уготованный ему Богом, до мученической смерти, которая превратится в апофеоз на полотне «Мученичество святого Матфея».
Караваджо был художником, отказавшимся от поисков «прекрасного» во имя суровой правды жизни. Он явился создателем нового взгляда на живопись, нового живописного языка, новой живописной структуры.
Его гениальными преемниками в русле внестилевой линии стали Рембрандт в Голландии и Веласкес в Испании.