Искусство Киевской и Суздальской Руси X-XIII веков. Каменное зодчество и монументальная живопись




 

Древнекиевская архитектура имела глубокие национальные традиции. Но с принятием христианства она испытала большое влияние византийского и частично романского искусства, в том числе в области культовой архитектуры. Однако мастера-русичи не слепо копировали византийские образцы, а дополняли их местными элементами, мастерски вписывая в природный ландшафт. Каменное культовое строительство началось с возведения в Киеве в 989-996 гг. церкви Богородицы (в народе её называли Десятинной). Около 1037 г. в Киеве строилось немало величественных сооружений. Всемирно известным памятником того времени является Софийский собор в Киеве с его прекрасной композицией, мозаиками, фресковыми росписями. В 30-х гг. 11 в. был сооружён и главный въезд в Киев - Золотые Ворота с надвратной церковью.

Во второй половине 11 - начале 12 в. в Киеве и других городах строили многочисленные церкви и монастырские соборы. Каменные церкви и дворцовые сооружения конца 11 - начала 12 в. выявлены раскопками в Переяславе-Хмельницком. В 12 в. продолжалось строительство каменных церквей в Киеве (Кирилловская церковь, середина 12 в.), Чернигове (соборы Борисоглебский, Успенский Елецкого монастыря, Ильинская церковь), Владимире-Волынском (Успенский собор, 1160 г.). К стилистическому направлению конца 12 - начала 13 в. принадлежат церкви Василия в Овруче и Пятницкая в Чернигове. Во 2-й половине 12 в. в Галицкой земле развивалась белокаменная архитектура. От тех времён сохранилась церковь Пантелеймона в с. Шевченково близ Галича с резными порталами. Ко второй половине 13 - началу 14 в. относятся несколько церквей во Львове, впоследствии перестроенных (Николаевская церковь и др.).

Наряду с каменной церковной архитектурой развивалась монументальная и станковая живопись: фрески (живопись водными красками по сырой штукатурке), мозаика (изображения, сделанные из цветного камня или кусочков цветного стекла, вдавленных в штукатурку), рисование икон. Одним из первых выдающихся иконописцев Руси был Алипий Печерский. Получила распространение и книжная миниатюра, представляющая богатый материал для изучения культуры и быта Киевской Руси. Древнейшие миниатюры известны из Остромирова Евангелия (1056-1057 гг.) и из “Изборников” Святослава (1073 г., 1076 г.). Одновременно развивалась светская архитектура. Князья и бояре возводили пышные хоромы и дворцы (деревянные и каменные). Самое древнее каменное светское сооружение, известное под названием “дворец княгини Ольги”, было открыто археологами на Старокиевской горе. В летописи это сооружение упоминается под 945 г.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30х - начале 50х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов - собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Дата архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Огромный пятинефный собор с большими хорами "палатами", светлыми и широкими, имел купол с не обычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Софийский собор был тридцатикупольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символического смысла. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о четырёх евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене централь ной апсиды, - сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет Её одеяния - мафория, окутывающего Её голову и плечи, символизировал страдание.

Если древние фрески едва-едва проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непрозрачного стекла - смальты) так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь - символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, коренастые фигуры исполнены внутренней энергии, руки с распростёртыми пальцами застыли в жесте прошения; огромные глаза обращены к Христу. В красках мозаичных апостольских одеяний много света. Они ждут причастия - таинства соединения с Христом, обновления внутренней духовной жизни Его Кровью и Телом, претворившимися из хлеба и вина. А в нижнем ряду мозаичных изображений, открывающемся в проёмах предалтарной преграды, даны образы великих Отцов и Учителей древней Церкви.

При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.

При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.

Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский окончательно перебрался во владимирскую резиденцию. Он делал всё, чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Такие ворота возводились во всех крупных городах христианского мира, начиная с Константинополя, в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом. На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не менее массивные и торжественные.

Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли несёт на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.

В 1185-1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери - Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры. Успенский был шестистолпным одноглавым крестово-купольным храмом с притвором. По словам летописца, «Бог привёл мастеров из всех земель», в числе которых были и пришельцы с романского Запада, присланные к князю Андрею якобы императором Фридрихом Барбароссой. Расширенный при Всеволоде Большое гнездо, брате Андрея, собор приобрёл более монументальный вид с протяжёнными фасадами, расчленёнными на пять прясел, и пятью куполами.

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников. Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведён Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества.

Еще сильнее и яснее выступает западное влияние в Чернигове, где киевское искусство в соединении с западным дает новое течение, близкое Владимиро-Суздальскому искусству. Старший храм Чернигова, выстроенный в первой половине XI в., повторяет план Десятинной церкви и, возможно, был начат мастерами Владимира I, которые имелись в распоряжении его сына, черниговского и тьмутараканского князя Мстислава, знаменитого своим поединком с Редедею. В этом древнейшем из дошедших до нас архитектурных сооружений Киевской Руси заметно, кроме того, влияние Востока. Черниговский собор сооружался довольно медленно. В 1036 г., в момент смерти Мстислава, Черниговский собор был возведен «яко на кони стояще (рукою) досящи». Возможно, что Мстислав, выстроивший в 1022 г. в Тьмутаракани церковь богородицы, вывез из Тьмутаракани мастеров, перенесших в Черниговский собор некоторые типичные для Востока приемы декорировки стен. Роль Тьмутаракани - одного из крупнейших русских центров, непосредственно связанных с Кавказом и Малой Азией - в истории русского искусства, повидимому, была чрезвычайно велика. К сожалению, полное исчезновение памятников искусства Тьмутараканского княжества не позволяет решить этот вопрос сколько-нибудь определенно. Другой черниговский храм - Борисоглебский (1120-1123) - своими грузными формами, толстыми стенами указывает на мастеров второго призыва. На черниговской почве сохранился и упрощенный тип храма, известный в Царьграде еще в IX в. Это - Ильинская церковь 1072 г., в конструкции которой мастера обошлись без столбов, поставив купол прямо на угловые пилоны.

Наиболее ясные черты западной архитектуры сберегли в Чернигове Елецкий и Пятницкий храмы XII в. В развалинах церкви Михаила открыта явно романская капитель и часть резной полуколонны; та и другая сделаны из серого песчаника, повидимому, холмского, привезенного из Галицкой Руси. Характер работы неровный, но жизненный; рука еще не знает циркуля, что указывает на XII в. Подобная капитель есть во Франции в Пуатье на башне церкви Марии 1123 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: