Для обеспечения устойчивого поступления бюджетных доходов и соблюдения налоговой дисциплины осуществляется аудит расчетов с бюджетом, который может быть полностью выделен в самостоятельный раздел аудиторской проверки организации или осуществляться частично в ходе проверок по другим разделам. Аудит налогообложения является одним из наиболее сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым.
Для аудита расчетов с бюджетом применяются следующие методы проверок: документальная, специальная, встречная.
Налоговый аудит проводится с целью:
− соблюдения налогового законодательства;
− проверки правильности определения налоговой базы и расчета налогов;
− проверки качества постановки и ведения учета объектов налогообложения;
− обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов в бюджет;
− предотвращения проблем во взаимоотношениях с налоговой инспекцией.
В соответствии с требованиями ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Однако для некоторых пользователей бухгалтерской отчетности (собственники, кредиторы) важнее увеличить дивиденды и сохранить платежеспособность организации, чем иметь возможность реально оценивать собственное предприятие и на этой основе принимать обоснованные управленческие решения. Причем все они (за исключением налоговых органов) заинтересованы в создании больших финансовых резервов и занижении прибыли. Налоговые же органы, напротив, стремятся к тому, чтобы в отчетности была показана как можно большая сумма прибыли. Чтобы найти необходимый компромисс, аудитор должен установить соответствие проверяемой им отчетности следующим требованиям:
|
− законченность – все факты хозяйственной жизни, которые должны быть включены в бухгалтерскую отчетность, входят в нее;
− аккуратность – все учтенные факты верны в математическом отношении, и эти верные суммы правильно отнесены на соответствующие счета, суммированы и перенесены в Главную книгу;
− существование – все активы и пассивы существовали на дату составления баланса, а все отраженные факты действительно имели место в прошлом;
− разделение – все факты имели место в пределах соответствующего отчетного периода;
− оценка – выбраны и применимы соответствующие учетные измерители;
− принадлежность (права и обязанности) – на все учтенные средства предприятие имеет права, а вся кредиторская задолженность относится к его задолженности на дату составления баланса;
− представление и раскрытие – все факты хозяйственной жизни правильно классифицированы и описаны, раскрыты необходимые детали.
Источниками информации для проведения аудита налогообложения являются: распорядительные документы, определяющие общие положения учета; налоговая отчетность (декларации и регистры); финансовая отчетность; регистры синтетического бухгалтерского учета; регистры аналитического учета; первичные документы.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита, а именно:
|
1. предварительное планирование аудита налогообложения; непосредственное планирование аудита налогообложения; оценка системы внутреннего контроля предприятия по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
2. проведение аналитических процедур (аудит по существу);
3. оценка результатов аудиторской выборки; оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.
Для выполнения программы аудита по налогам на имущество, на прибыль необходимо проверить:
правильность, своевременность, полноту формирования налогооблагаемой базы, соблюдение основных принципов при ее определении;
− правильность формирования налоговых вычетов;
− обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;
− достоверность первичных документов для заполнения налоговых регистров;
− реальность включения первичных документов в соответствующие периоды.
В ходе проверки аудитор должен не только приобрести уверенность в том, что счета налоговых обязательств точно отражают текущие налоговые обязательства компании (включая проценты и штрафы), но и определить, есть ли резервы под возможные убытки или непредвиденные расходы, например из-за расхождения во мнениях с налоговыми органами.
Аудитором проверяются налоговые декларации и относящаяся к делу корреспонденция за все "открытые" годы. Если во время аудита проводится проверка доходов налоговым агентом аудитор должен потребовать от клиента отчеты, связанные проверкой, рассмотреть и оценить все указанные там доходы. Затем аудитор может проверить операции по документам (на предмет их существования или появления) и удостовериться, что переплаты и недоплаты предыдущего года правильно сосчитаны, отсроченные налоги правильно идентифицированы и вычислены (полнота и оценка), текущие подлежащие оплате счета определены и спланированы для оплаты в установленные сроки (полнота и представление).
|
Для проверки выплаты налога проверяют уведомления об обложении налогом, переписку с налоговым управлением, погашенные чеки, квитанции. Аудитор выясняет, были ли уплачены соответствующие налоги в течение года, а также проверяет обоснование полученных возмещений.
Кроме того, аудитор должен удостовериться, что клиент проверил размеры налогов, перед тем как их уплатить, и что платежи были произведены в указанные сроки. Если был взыскан процент за уплату налогов с опозданием, то следует определить период взыскания и проверить расчеты.
Должна быть подготовлена пояснительная записка по статьям отсрочки налоговых платежей за предыдущие годы и рассмотрено их влияние на текущую ситуацию. Аудитор проверяет математическую точность пояснительной записки и удостовериться, что она включает рассмотрение всех вопросов, влияющих на вычисление текущего подлежащего уплате или возмещению налога.
Если клиент претендует на льготы, то аудитор должен проверить соответствие определенным критериям, положениям закона. Часто бывают не начисленные налоги, вызывающие дополнительные обязательства, которые могут появиться в результате проверок налоговыми инспекторами деклараций за текущий и предыдущие годы. Аудитор, вынося суждение и консультируясь с налоговыми специалистами, приходит к определенному выводу по каждому решению, оказывающему влияние на задолженность по налогам. Насколько подробно аудитор будет проверять остатки счетов и нормальные деловые операции, зависит от оценки аудитором внутреннего риска, риска контроля и степени важности счетов.
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом требует от аудитора знания основных законов налогообложения, чтобы он мог оценить накопившиеся обязательства в отношении различных налогов, плательщиком которых является организация. При повторном аудите, не смотря на знание специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, аудитор должен со всей тщательностью подойти к подготовке своей работы. В основном это касается информации обо всех изменениях налоговых законов и правил, а также судебных решений со времени предыдущего аудита.