Отличия правового статуса конкурсных кредиторов, кредиторов и уполномоченного органа в деле о банкротстве
Под кредиторами понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В числе кредиторов законодатель особо выделяет конкурсных кредиторов, легальное определение которых также приведено в ст. 2 Закона N 127-ФЗ и к числу которых отнесены только кредиторы по денежным обязательствам*(1).
В силу ст. 2 Закона N 127-ФЗ неконкурсными кредиторами являются, во-первых, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; за причинение морального вреда; имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения); авторы результатов интеллектуальной деятельности, перед которыми должник имеет обязательства по выплате вознаграждения; во-вторых, учредители (участники) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из этого участия; в третьих, уполномоченные органы, которые собственно кредиторами в гражданско-правовом смысле не являются, поскольку их требования вытекают из публичных правоотношений.
По своему правовому положению статус конкурсных и неконкурсных кредиторов в деле о банкротстве существенно отличается. Именно конкурсные кредиторы наделены правом инициировать процедуру банкротства должника, участвовать в собрании кредиторов и представлять свои интересы комитетом кредиторов, определять дальнейшую судьбу должника и т.п. Неконкурсные кредиторы такой возможности лишены. Их влияние на ход процедур банкротства ограничено рамками отдельных, как правило, процессуальных полномочий, поскольку они не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона N 127-ФЗ). Например, они могут обжаловать отдельные действия (бездействие) других участников конкурсного процесса, если таковые нарушают их права и законные интересы (смотрите, к примеру, постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по делу N А12-14310/2009).
Таким образом, основное отличие конкурсных кредиторов от неконкурсных заключается в возможности определять саму судьбу конкурсного процесса путем принятия решений: о выборе процедур несостоятельности, о назначении арбитражного управляющего, о расходах по делу о банкротстве и т.д. (п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ).
|
Конкурсный кредитор это кредитор по денежным обязательствам, за исключениями, перечисленными в Законе о банкротстве
Уполномоченный кредитор не является конкурсным кредитором. Участвует в деле о банкротстве не в своих интересах, а от имени и на основании поручения соответствующего органа власти и представляет интересы публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) в связи с наличием у такого субъекта прав требования к должнику об уплате обязательных платежей либо по денежному обязательству
|
Способы защиты прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля по ФЗ №249
Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
|
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.