Какие преимущества дает человеку умение управлять чревом?




· Лучшее Богообщение, лучшее Богослышание, укрепление в духовной жизни, усиление ее. А духовная жизнь влияет и умственную, и на душевную, и на телесную, являясь главной и системоорганизующей в человеке.

· Человек, который умеет обуздать и управлять своим чревом, сможет мудро управлять очень многим в жизни.

· Ум постника трезв и силен, сконцентрирован на добром, Божьем.

· Постничество, как метод обуздания чрева, отсекает множество грубых страстей в человеке. Никакой другой способ не хорош так, как этот. Но проводимый не по своеволию, а при помощи Божьей, Богомудро.

· Разумное постничество, с учетом своей меры и ограничений, рождает земное долголетие и повышает качество жизни. При том условии важном, если постясь телесно будем совершать дела добрые, внимать Слову Божьему и не гордиться собой как чрево управленцем.

Чревоугодие, как корневая страсть в душе человеческой, имеет два проявления, которые выделяет авва Дорофей:

· Обжорство (по словам Иоанна Лествичника, чрево: «будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!» (Лествица, сл.14)

· Гортанобесие (тонкая эстетика и излишняя изысканность питания, выбор особых явств, большая капризность в питании).

Св. преп. авва Дорофей

Обуздание чревоугодия – целое искусство, которое совершается человеком по мудрости Божьей и помощи.

Три главные вещи здесь:

1. Нет борьбы с естеством: питаться нужно, но не услаждаться этим безмерно.

2. Нет борьбы с едой. Не еда – зло, но страстное отношение к ней.

3. Ни о еде и борьбе с ней нужно думать, но о Боге. Не едя телесно – питаться духовно.

Здесь есть две стороны:

1. Нельзя резко и грубо воевать с чревом и подавлять его. Потому что, как сказано выше, эта страсть связана с естеством. Пища, по словам преп. Максима Исповедника имеет две важные функции: питания и лечения. Что свыше этого есть сладострастие и неразумие. Стоит помнить об этом. Если подавлять – могут возникнуть телесные болезни. Это не нужно допускать.

св. преп. Максим Исповедник

(преп. Ефрем Сирин рекомендует: не часто ешь, чтобы не омрачить тебе своего ума, и не помногу принимай пищи, чтобы плоть свою не обратить и грязь).

2. Вторая сторона, на которую указывают многие святые отцы: например, свят. Василий Великий, свят. Иоанн Златоуст, преп. Иоанн Лествичник, преп. Макарий Оптинский – победа над чревом возносит человека в грех тщеславия и гордыни. «Я смог укротить чрево –я крут»: эта подсознательная мыслишка и чувство не безвредны. Отгонять их. А если не отгонять, а поступать по ней, то таким образом удаляясь от одной страсти – чревоугодия, человек привлекает две других, еще более страшных.

Преп. Лев Оптинский говорит, что стоит делать все во Славу Божью: ешь ли или воздерживаешься. И так обережешься от самовозвышения и лести других.

Святитель Иоанн Златоуст советует и в питании, и в посте возносить молитву Богу и совершать и то, и другое во славу Его.

Святой Ефрем Сирин мудро и верно уточняет:

«Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать едящих и благодарящих Господа».

Св. преп. Ефрем Сирин

Что советовали делать святые отцы, чтобы правильно управлять чревом:

1. Уповать на Бога и просить Его Мудрой помощи понимать свою меру в пище и питье. Для духовного укрепления человека в питании разумен минимализм, а в посте - оптимальность.

2. Переносить телесный голод на духовную ненасытность.

Так советуют святитель Иоанн Златоуст, преп. Силуан Афонский, свят. Игнатий Брянчанинов, преп. Макарий Оптинский. Больше читать святых книг, больше молиться в постные дни. Не давая пищу чреву, давать пищу духу.

Очень верно заметил свят. Игнатий Брянчанинов:

«Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане»

Свят. Игнатий Брянчанинов (фото из открытых источников)

3. Разумно удаляться от пищи. Не сразу отсекать всю. Не резко (резкость – один из признаков страстности).

Вчера насыщался, а сегодня совсем лишил чрева еды? Не разумно это. Иное нужно.

Сначала, как советует преп. Иоанн Лествичник, удалить утучняющую (мучную, жирную и мясную пищу – прим. автора), потом разжигающую (острые специи, кислую и острую пищи), затем услаждающую (сладости, десерты). Мы не наказываем чрево или себя, мы учимся сами быть Богомудрыми в управлении телом, и преуспевать в этом. Суть в преуспевании в Богомудрии, в управлении страстями чрева, а не в неразумной борьбе с природой.

4. Помнить о вреде страстей, их последствиях. Напоминать себе о духовном смысле постничества против чревообъядения. Сейчас я отказываюсь от малого (переедания и изысков пищи) во имя (и вот здесь все смысловое, большее: чтобы наполниться Богом, укрепить и усилить ум, управлять собой и страстями, а не быть их рабом, управлять обстоятельствами, удалиться от влияния темных грубых сил, удалиться от помыслов и зла, стать более легким, обрести больше душевной, телесной и духовной здравости). Список аргументов можно продолжить. Но помнить главное: все от Бога и в Боге, а не для самолюбования, самовозношения и безмерного самопопечения. Только такое постничество и есть Богоугодное, разумное и гармоничное, и есть добро без зла.

Какое зло порождает ненасытное чревоугодие:

· Блудные помыслы и блуд

(интересный образ приводит преп. Иоанн Лествичник: «По пресыщении нашем нечистый дух (чревоугодия) отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться» (Лествица сл.14)).

· Лень и дебелость

· Усиливает наглость (о том замечает свят. Григорий Богослов)

· Ослабление ума и потерю его концентрации («Испарение слишком обильно принимаемой пищи, <действуя> на область мозга, помрачает способность мышления, приводя сердце в смятение». Свят. Иоанн Златоуст)

· Ослабление тела («Природа знает меру, и то, что превосходит ее, уже не пища, а скорее нечистота и помет. Питай тело, но не умерщвляй его. Потому она и называется пищей, чтобы мы питали тело, а не погубляли его» Свят. Иоанн Златоуст).

· Отдаление от молитвы, Богоугодной жизни, духовной жизни.

· Внутреннее сомнение, метание, уныние и страхи, идущие от помыслов, рождаемых телесным пресыщением.

Великими постниками среди христианских подвижников были:

Преп. Герасим Иорданский (5 век от РХ). Он легко постился 40 дневными постами

Преп. Герасим Иорданский (фото из открытых источников).

Преп. Евфимий Великий (5 век от РХ). Мало вкушал и разумно, большие посты держал.

Преп. Антоний Великий (4 век от РХ). Вкушал просфору один раз в 4 дня, питался очень благоразумно.

Преп. Иоанн Лествичник (6 век от РХ). Вкушал любую пищу, дозволенную монашеским уставом, но весьма умеренно и благоразумно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: