Поражение на Литл-Бигхорн 1 глава




Роберт Ларсон

Красное Облако: воин и государственный деятель лакота

Глава 1

"Древние Пути"

 

В мае 1908г старый, полуслепой вождь сиу посетил ранчо одного из своих друзей, капитана Джеймса Кука. Вождь и его сопровождающие разбили лагерь на лесистом берегу Ниобрары, которая протекала через владения Кука в западной Небраске; прохладная тень лесов резко контрастировала с голыми холмами Соснового Хребта. Этот восьмидесятилетний, сгорбленный и покрытый морщинами человек был Красным Облаком, когда-то одним из самых мощных и известных индейских лидеров этой страны. За сорок лет до этого, его имя признавали и уважали и белые и индейцы. В течение многих лет холмы вокруг ранчо Кука были частью обширной территории, известной как страна Красного Облака.

Красное Облако не испытывал никакой неприязни к Куку, который был одним из тысячи нарушителей, живущих теперь в индейской стране, разводя рогатый скот, где когда-то бродили бизоны. Кук был настоящим другом, человеком, которого Красное Облако однажды поддержал как индейского агента в резервации Пайн-Ридж, где оглала Красного Облака, одно из семи племен огромной западной конфедерации сиу, жили в течение многих поколений. В знак доказательства доброй воли, 13 мая Красное Облако отправил письмо, написанное его племянником, Филиппом Ромеро, в котором Красное Облако характеризовал Кука не только как хорошего друга, но и человека, слова которого уважали все люди Красного Облака.

В этом письме старый вождь просил Кука сохранить свой портрет, написанный одним из его друзей, Бесси Сандес Батлером, выпускником Чикагского Художественного Института. Комментируя этот портрет, написанный за семнадцать месяцев до его смерти, он просил Кука сохранить его, чтобы дети Красного Облака и дети Кука "могли увидеть лицо одного из последних вождей, который жил до прихода белых, захвативших нашу страну и заставивших нас отойти от старых путей, которыми мы следовали в течение многих лет".

Возможно, Красное Облако не знал все особенности, но "старые пути", о которых он говорил в своём воспоминании, включали бесчисленные события в истории сиу. Большинство этих путей начинались в лесах Миннесоты, продвигаясь на Высокие равнины к западу от сотого меридиана. Это были тропы эпического переселения, которое заняло более двух столетий, переселения, которое, в значительной степени было забыто людьми Красного Облака. Часть наследия сиу, которую Красное Облако мог вспомнить особенно ярко, конечно – это его собственная жизнь. Это было богатое собрание воспоминаний старого вождя: захватывающие охоты на бизонов, подготовка к военному походу, чувство свободы, предоставленное лошадью, и знанием, что трудолюбивые женщины племени могли быстро разобрать лагерь, чтобы кочевая община могла переместиться к новому месту, где дичь была обильна. Действительно, жизнь Красного Облака охватила самые великолепные годы его народа, когда конные воины сиу доминировали в регионе от Миссури до Бигхорн, и от Репабликан до Йеллоустон.

Жизнь Красного Облака также захватила трагический упадок могущества его народа; в конце девятнадцатого столетия их Золотой Век закончился, и они были вынуждены поселиться в резервации, которая включала только скромную часть их однажды огромной территории. Красное Облако был одним из самых заметных лидеров сопротивления этому упадку, и имел причины чувствовать его последствия больше, чем любой другой сиу.

Стареющий оглала, вероятно, мог оценить трагедию своего народа ещё больше, если бы его знания их отдаленного прошлого не базировалось исключительно на устной традиции. Письменные документы могли обеспечить его более полной картиной, но этого также было недостаточно. Историк Джордж Хайд, в Народе Красного Облака, отметил, что в течение двадцати лет после пересечения Миссури, во время Американской Революции, фактически не было никакой точной информации об их действиях, кроме перечней зим.

Перечни зим были своего рода письменностью, которую имели сиу и некоторые другие племена равнин. Пиктограммы, нарисованные на оленьей или бизоньей шкуре, изображали один главный случай, произошедший в течение каждого года. Хотя часть этих перечней зим сообщает о событиях 1700-ых годов, более доступны события девятнадцатого столетия. В то время как все эти пиктографические отчеты показывали важные события в жизни сиу, описание только одного случая ограничивает их ценность. Однако каждый перечень зим описывал, по крайней мере, одно событие жизни в течение данного времени. Например, перечень зим брюле Железной Раковины 1857 год называет годом Охоты на Быков Бизона, потому что этот год отметил разрушение бизоньих стад, состоящих исключительно из быков. Сиу, родившиеся в 1857г, могли сказать, что они родились в год Охоты на Быков Бизона.

Конечно, было несколько письменных источников, которые, могли улучшить память Красного Облака. Они включали наблюдения французских, английских, испанских и американских торговцев, трапперов и путешественников. Эти источники имели тенденцию отражать ценности и приоритеты европейских и американских наблюдателей, а не ценности и приоритеты сиу; таким образом, они, также несовершенны.

Если бы старый вождь был жив сегодня, его историческая память могла извлечь выгоду из археологических раскопок, сделанных после его смерти в 1909г. Тем не менее, любопытно, что его знания событий жизни в Миннесоте не могли существенно улучшиться. Фактически, единственное согласие, которого достигли сегодняшние историки, этнологи и антропологи об этой более ранней эпохе заключается в том, что сиу, вероятно, прибыли в Миннесоту с юга. Поскольку они принадлежали большому языковому семейству сиу, некоторые ученые считают, что предки современных сиу (после того, как они, по-видимому, пересекли Берингов пролив), возможно, прибыли из юго-восточной части Соединенных Штатов. Катавба, например, известное племя на востоке, говорившее на диалект сиу, жило в Каролине. Другие учёные определили местонахождение ранних сиу в долине Огайо, где они много лет были охотниками и собирателями. Во времена Колумба, интенсивное давление мощной конфедерации ирокезов, вынудило их переместиться на север и запад, к истокам Миссисипи, где они начали жизнь в лесах Миннесоты. Дополнительные свидетельства этих "старых путей", не намного больше проливают свет на события тех лет, чем слова самого вождя.

Чтобы понять, насколько сами сиу воспринимали своё историческое происхождение – нужно обратиться к термину Семь Огней Совета. Согласно племенной традиции, сиу представляли ассоциацию семи кочевых племен. Эти огни совета скрепили свободную конфедерацию в союз. Совет огней, вокруг которого они были организованы, в конечном счете, стал символом этой свободной конфедерации. Семь племен сиу входили в эту конфедерацию: мдевакантон, сиссетон, вахпекуте, вахпетон, янктон, янктонаи и тетон. Санти сиу, многие из которых все еще живут в Миннесоте, прослеживают своё происхождение от первых четырех племён Семи Огней Совета. Тетоны, или западные сиу, люди Красного Облака, стали самыми многочисленными из сиу и мигрировали на запад; фактически их название переводится как " Обитатели Равнин ". Все племена, принадлежащие Семи Огням Совета, говорили на языке сиу, и все называли себя одним и тем же именем, которое переводится как "союзники". Санти использовали слово дакота, янктоны и янктонаи – накота, а тетоны – лакота. В последние годы термин лакота стал более популярным в обозначении тетонов, так как они использовали и предпочитали именно это слово.

Историю сиу после их прибытия в северную Миннесоту, в течение шестнадцатого столетия диктовали три европейских вещи: оружие, лошадь и оспа. Из этих трех вещей, оружие имело самое первое воздействие. Приобретение европейского оружия к концу 1600-ых годов было одной из главных причин для перемещения лакота на запад; очевидно, обеспечение адекватной поставки продовольствия было также важным фактором.

Оружие очень изменило образ жизни сиу. В течение ранних лет, в лесах верхней Миссисипи, жизнь была довольно проста. Сиу, подобно большинству индейцев этой области, были лесным народом, охотясь в лесу и собирая дикий рис на болотах. Возможно, они выращивали маис, но это не было главным экономическим занятием; древние сиу не были известны своим земледелием, как их союзники девятнадцатого столетия – шайенны. Поскольку они были агрессивны и многочисленны, то одержали верх в жестокой конкуренции с алгонкинскими племенами, живущими около них, с которыми они вели почти постоянную войну.

Но их доминированию в этой области, в конечном счете, был брошен вызов. Прибытие французов и англичан в Северную Америку вынудило многие племена переместиться на запад, таким образом, увеличив население обширных лесных районов, смежных с Великими озерами, включая область вокруг озера Милл Лакс в северной Миннесоте, где было сконцентрировано большинство сиу. К середине семнадцатого столетия влияние этих европейцев стало более явным, поскольку французские торговцы вошли в регион в поисках мехов. Тем не менее, англичане имели большее воздействие на жизнь лесных племен. Новая Франция базировалась на торговле мехом; поэтому, французам было выгодно сохранять среду обитания, в которой процветали пушные животные. Англичане из густонаселенных Тринадцати Колоний, прежде всего, были земледельцами, и когда они вторглись во внутренние районы континента в больших числах, самой сущности первобытного леса пришёл конец.

Даже прежде, чем европейцы прибыли в область Великих озер в значительных числах, их влияние распространялось через товары. Французы, например, высоко оценивая меха, которые имели большой спрос в Европе, охотно обменивали их на огнестрельное оружие, алкоголь, безделушки и инструменты для домашнего хозяйства. Англичане также торговали оружием; эффект от этой торговли был еще более разрушительным. Вооруженные английским оружием, Пять Племён Конфедерации Ирокезов опустошили местность ниже Великих озер, вынудив многие племена той области переместиться на север и запад. Алгонкинские племена, особенно в Канаде, получили тот же самый пакет товаров, который был предложен ирокезам. Хотя их традиционный образ жизни также был подвергнут опасности, слишком тонкой, чтобы понять изначально, они также нетерпеливо скупали европейские мушкеты, которые давали им решительное преимущество перед такими воинственными конкурентами, как сиу.

Вероятно, французские отчеты представляют лучшие свидетельства о преимуществе, полученном от владения европейским оружием. Они указывают, что до появления огнестрельного оружия, влияние сиу в области к западу от Великих озер было очень сильно и продолжало расширяться. Фактически, французский торговец Николас Перрот показал, что до 1650г сиу провели разрушительные набеги на своих соседей кри, живущих к северу. Появление европейского оружия значительно изменило старое равновесие сил. В 1674г отряд кри, вооружённых огнестрельным оружием, устроил резню посланников сиу в Су-Сент-Мэри. Их жертвы могли защищаться только кремневыми ножами и другим примитивным оружием.

Когда англичане достигли Великих озер, племена, которые уже были усилены французской торговлей, существенно улучшили своё положение. В 1684г большая флотилия каноэ кри спустилась по реке Хейс в Гудзонов залив, чтобы торговать с англичанами; кри особенно интересовались приобретением оружия и боеприпасов. Поскольку большинство этого оружия использовалось против сиу, эта новая торговля сделала сиу еще более уязвимыми.

Кри не были единственными индейцами, получившими выгоду от ранних контактов с европейцами. Чиппева, расположенные к востоку и северу от сиу, в верхней части полуострова Мичиган, также приобрели оружие, которое они могли использоваться против сиу. Эти индейцы, также известные как оджибва, оказались между ирокезами с одной стороны, которых они называли " Настоящие Гадюки ", и сиу с другой, которых они называли " Маленькие Гадюки ". Поскольку сиу не были вооружены европейским оружием, чиппева вынудили их испытать крайне неприятное чувство, заставив отступить на запад и юг. На языке чиппева – Маленькие ГадюкиНадовесью (Nadoweisiw), последний слог которого был искажен французами в слово Сиу, хотя оно означает "враг".

Независимо от давления чиппева и кри, их самые близкие союзники, ассинибойны, вероятно, были особенно ответственны за перемещение сиу на равнины. Ассинибойны первоначально принадлежали сиу, и были расположены между кри и янктонаями. Поскольку эти два соседа постоянно находились в состоянии войны, ассинибойны стали объектом жестокого давления с обеих сторон. Так как их выживание было под угрозой, они нуждались в торговле с кри. Когда янктонаи узнали об этой торговле, то приняли ответные меры против своих братьев сиу, особенно когда услышали, что ассинибойны и кри вступали в браки. Оказавшись в таком положении, ассинибойны присоединились к кри, поставив безопасность выше факторов крови и традиции. В конечном счете, ассинибойны стали самостоятельным племенем, которое, вооружившись европейским оружием и объединившись с кри, развязало долгую войну с сиу.

Из-за этой войны сиу начали медленное отступление на юг, к реке Миннесота. Янктонаи и янктоны были первыми. Янктонаи, будучи географически наиболее близкими к кри, неохотно оставили свои охотничьи угодья между истоками Миссисипи и Красным Озером. Это перемещение поставило тетонов, или лакота, которые жили к югу от них – около современного Саук Рапидс, Миннесота, в опасное положение.

После 1670г янктонаи достигли изгиба реки Миннесота около озера Лебедя – естественного места разделения всех двигающихся на запад сиу. Здесь им предстояло сделать трудный выбор. Следовать вверх по реке Миннесота к ее истокам, на запад, или пересечь реку и двигаться в прерии? Лесные берега Миннесоты были для них знакомой страной, но перемещение на юг также имело свои преимущества. Область к югу от реки изобиловала большими стадами бизонов. Ценность этих животных была признана почти немедленно; мало того, что они обеспечивали обильным продовольствием, их шкуры также были превосходным источником для одежды и жилища. Следовательно, янктонаев и янктонов, отступивших на юг от кри и ассинибойнов, огромные стада бизонов тянули в богатые, в значительной степени нетронутые прерии к югу от Миннесоты. Очевидно янктонаи, исторически старшая или родительская группа, направились на запад, вверх по реке Миннесота, в то время как янктоны пересекли реку и направились на юг, заняв земли между рекой Кимберлит, притоком Миннесоты, и известным карьером Катлинит, в юго-западной Миннесоте.

Лакота двигались тем же самым маршрутом. Хотя неясно, предшествовали они или следовали за янктонаями и янктонами в этом перемещении, большинство свидетельств указывают на последнее предположение. Впервые лакота появляются в 1680г, живущие у Саук Рапидс, на Миссисипи. Но уже к 1700г они присоединились к янктонаям и янктонам в новом движении сиу на юг. Фактически, лакота стали авангардом переселения сиу на Великие равнины. Другие племена Семи Огней Совета также были вынуждены оставить свои традиционные охотничьи земли. В 1735г многие санти, которые были подвержены нападению чиппева, достигли изгиба реки Миннесота. Они, также, разделились; члены более консервативной, родительской группы этих восточных сиу, следовали на запад вверх по реке, в то время как остальные пересекли реку, вступив в прерии южной Миннесоты.

Оглала, одно из наибольших племен лакота, настаивали на пересечении реки после того, как они достигли ее изгиба. Эти люди рассеялись по прерии в поисках убежища на речных берегах Кимберлит. Французский торговец, который встретил их, когда они зимовали около его частокола в 1780г, назвал оглала и людей, и их лагеря, как Деревня, Разделенная на Множество Маленьких Групп. Этот термин соответствует факту, что оглала означает "рассеянные" или "разделённые".

В своём походе через реку, оглала объединились с Обожженными Бедрами, позже известными как брюле. Это племя лакота находилось к югу от оглала, двигаясь на запад вместе с ними. В конечном счете, лакота разделились на семь различных племен, из которых брюле и оглала стали наиболее предприимчивыми, по крайней мере, в этот ранний период. Другие пять племён осторожно следовали вверх по Миннесоте к ее истокам, двигаясь параллельно брюле и оглала в их смелом движении на запад.

Эти более консервативные племена, которые следовали вверх по реке Миннесота, вероятно, включали родительские группы тех лакота, которые оставили свою родину на севере из-за нападений кри и ассинибойнов. То, что они следовали более знакомым лесным ландшафтом вдоль реки, где водилась более традиционная дичь, типа оленей, и где можно было ставить капканы на бобров для торговли мехом – важный признак их консерватизма. Действительно, их более дерзкие родственники оглала и брюле называли их саоне – Стрелки Среди Деревьев. Это название также применялось к янктонаям, которые до конца девятнадцатого столетия редко отклонялись слишком далеко от берегов Миннесоты.

Хотя саоне, или северные лакота, двигались на запад намного медленнее, чем оглала и брюле, они, в конечном счете, достигли истоков Миннесоты, долгое время живя вокруг Большого Каменного Озера перед перемещением к Миссури, где они собирались выше по реке от оглала и брюле. Одним из этих пяти северных племен было миниконжу, или Те, Кто Сеют Возле Воды, группа, которая согласно этнологу Гарри Андерсону, была наибольшей из саоне, когда Льюис и Кларк достигли Верхней Миссури в начале 1800-ых годов. Другим племенем саоне было Дважды Кипятящие или Два Котла. Когда все лакота наконец пересекли Миссури, чтобы жить на Великих равнинах, миниконжу и Два Котла расположились к северу от брюле, которые жили к юго-востоку от оглала.

Другими членами перемещающихся саоне были сихасапа, или черноногие сиу, и итажипчо или Без Луков (лучше известные под французским названием санс арк). Пятое племя саоне называлось хункпапа, или Те, Чей Лагерь во Входе. Это название было очень престижным, потому что вход всегда был почётным местом в лагерной стоянке сиу. Хотя хункпапа позже получили известность из-за своей роли в Сражении Литл-Бигхорн, они, вероятно, были последними лакота, которые переместились за Миссури в поисках нового дома на Северных Равнинах.

Движение племён на равнины после разделения у изгиба Миннесоты сначала было медленным. Большие стада бизонов располагались к югу от реки. Но без лошадей, охота на этих животных не всегда была легкой. Мужчины племени объединялись в большие отряды, подкрадывались к стадам, накрывшись шкурой волка, приближаясь достаточно, чтобы атаковать. Они могли вспугнуть животных и гнать их к крутым ущельям, где женщины могли забить и разделать искалеченные тела. Перемещение лагеря также было медленным и тяжелым. Женщины и дети часто переносили все принадлежности лагеря. Собаки считались рабочими, а не домашними животными. Оборудование лагеря было упаковано на их спины или привязано к шестам травуа.

Но были и другие причины для медленного продвижения сиу. Изобилие бизонов ниже реки Миннесота держало их близко к старым домам на севере. Торговые ярмарки у слияния Миннесоты и Миссисипи также препятствовали сиу отклоняться слишком далеко на запад. К началу восемнадцатого столетия эти ежегодные ярмарки стали все более и более важными, так как сиу начали приобретать необходимое оружие и боеприпасы. Но их медленный марш на запад, в конечном счете, затронул весь регион. Например, к 1750г многие ярмарки стали проводиться у истоков Миннесоты, чтобы привлечь западных сиу.

Приобретя оружие на этих ярмарках, оглала и брюле начали нападать на другие сиу-говорящие племена – айова и ото, которые в 1700г занимали земли по реке Кимберлит. Эти два племени отступили на запад, присоединившись к омаха, которые жили по берегам Биг-Сиу, в современных штатах Айова и Южная Дакота. Омаха уже были изгнаны из района карьера Катлинита в юго-западной Миннесоте после 1680г. Поскольку янктоны выступали в качестве агрессора, это подтверждает, что янктонаи и янктоны предшествовали оглала и брюле в раннем движении на запад. В конечном счете, омаха, айова и ото нашли убежище на берегах Миссури. Но этот новый дом на западе не застраховал их от нападений сиу. Когда оглала и брюле достигли Дакоты, они совершали периодические экспедиции против этих и других племен Миссури, их военные отряды часто использовали Биг-Сиу и Литл-Сиу для передвижения.

До 1760 года племена лакота не достигли восточного берега Миссури в больших количествах. Стимулом для этого главного шага, который совершили оглала и брюле, даже невзирая на отдалённость ярмарок на Миннесоте, было истощение бизоньих стад на равнинах реки Кимберлит. Когда-то многочисленные, эти стада быстро истощались, потому что множество восточных сиу, или санти, теперь охотились там. Следовательно, эти два племени лакота были вынуждены мигрировать на запад, обходя янктонов, которые имели достаточно дичи у истоков Де-Мойна. Хотя оглала и брюле первыми вошли в долину реки Джеймс, они оставили её и переместились дальше к Миссури.

Когда эти племена достигли Миссури, то столкнулись с одним из самых главных препятствий – кэддо-говорящим племенем арикара. Эти индейцы жили в хорошо-укрепленных деревнях по Миссури, простирающихся от Пирра в Южной Дакоте до устья Кроу-Крик. В отличие от оглала и брюле, которые стали исключительно охотниками на бизонов, арикара выращивали маис, кабачки, бобы и подсолнечник. Если их урожай был неудачным, они могли пополнить запасы продовольствия охотой. Подобно сиу, арикара стали квалифицированными охотниками на бизонов, совершая две большие охоты в год. Посадив свои зерновые культуры весной, они оставались в деревнях до первой прополки, а затем отправлялись на охоту. Осенью они собирали урожай перед началом второй охоты.

В дополнение к арикара, лингвистическое семейство кэддо включало несколько племен квалифицированных земледельцев, типа пауни, уичито и кэддо. К 1700-ым годам регион равнин был одной из трех основных сельскохозяйственных областей, помимо Востока и Юго-Запада. Действительно, к тринадцатому столетию ряд засух изгнал большинство жителей из этой области. Одним из первых племен, которое возвратилось на равнины, было пауни. Пауни переместились из восточного Техаса в Небраску приблизительно к 1300г и, подобно арикара, занимались охотой на бизонов и сельским хозяйством. Их успех в приспособлении к этой окружающей среде, фактически, поощрил другие племена возвратиться на Великие равнины.

Прибытие оглала и брюле к Миссури привело к войне с арикара, которая продолжалась почти целое поколение. В ранних контактах с этими более оседлыми людьми, сиу прогнали их вверх по реке, проводя ту же самую агрессивную тактику, которая имела успех против племен омаха, айова и ото – используя огнестрельное оружие, которое кри, ассинибойны и чиппева применили против них. Но к концу восемнадцатого столетия ряд событий разрушил их преимущество. С одной стороны, французское оружие и боеприпасы стали недостаточными после поражения Франции во Франко-Индейской Войне. Сиу не могли оправиться от этой задержки, пока английские торговцы не заполнили вакуум. С другой стороны, арикара начали процветать в своём новом доме на Миссури. Фактически, к 1760г население деревень арикара достигало приблизительно двадцати тысяч, сделав их самым многочисленным среди племен Миссури – превышая численность сиу в два раза. Кроме того, сельскохозяйственная деятельность укрепила их точку опоры на Миссури настолько, насколько могли это сделать внушительные земляные стены и частокол из кедровых бревен. Возможно, самым важным из всех аспектов сопротивления арикара вторжению сиу, было появление лошади.

Лошади, которые, в конечном счете, изменили жизнь индейцев Равнин, были завезены на юго-запад испанцами. Но их широкое распространение произошло после восстания пуэбло в 1680г, когда испанцы были изгнаны из Нью-Мексико почти на тринадцать лет. Индейцы пуэбло, будучи оседлыми земледельцами, не видели никакой ценности в этих животных, но их кочевые соседи, апачи и юты, быстро оценили все преимущества. Эти племена начали приобретать лошадей, совершая набеги и торгуя. В конечном счете, лошади достигли обширных равнин на севере и востоке, где многие племена скоро оценили их важность для транспортировки, охоты и войны.

Однако полная интеграция лошади в жизнь индейцев Равнин происходила медленно. Потребовалось целое поколение прежде, чем это могло случиться; старые индейцы, например, обычно сопротивлялись переменам, которые эта новая подвижность могла обеспечить. Однако, использование лошади постепенно распространялось по Великим равнинам, достигнув Ред-Ривер в 1690г. Одним из первых племен в этой области, получившим этих животных, было уичито; к 1719г две деревни уичито в современной Оклахоме, обладали стадом в триста голов. Пауни также были среди первых, получивших лошадей; к 1714г, фактически, они уже считались превосходными наездниками. Они покупали животных у уичито или угоняли у апачей, которые бродили слишком близко к их западным границам. Они также торговали с множеством племен, которые были изгнаны на Великие равнины сиу, типа омаха, айова и ото.

Кайова, которые в конце восемнадцатого столетия жили и охотились в Блэк-Хилс, вероятно были главным источником лошадей для арикара. Действительно, до 1790г кайова часто посещали деревни арикара, обменивая лошадей и испанские товары на маис, и другие необходимые изделия. Из-за лошадей, приобретенных у кайова, для оглала и брюле скоро стало очевидно, что арикара больше не были людьми, которых они могли легко победить. Конные, и вооруженный испанским холодным оружием, к 1760г арикара насчитывали приблизительно четыре тысячи воинов, и могли легко разбить маленькие пешие отряды сиу, независимо от того, что сиу обладали огнестрельным оружием. Кроме того, сиу фактически не могли штурмовать огромные крепости, построенные арикара; они часто удовлетворялись захватом нескольких лошадей и скальпа или кражей маиса с полей своего врага. В течение этих лет, фактически, лакота приходили как просители, выпрашивая маис, тыквы или табак. Но они никогда не были скромными просителями; арикара знали, что эти же самые люди могли возвратиться как враги.

Изменило равновесие сил между сиу и арикара появление оспы. Этнолог Джон Юерс, который вел хронику воздействия этой болезни на черноногих после прибытия белых торговцев в их страну, записал страдания, вызванные этой болезнью. Например, в 1781 году оспа уничтожила больше половины населения племени пиеган. Во время эпидемии оспы 1837 года, больше двух третьих из шести тысяч черноногих умерли от страшной болезни. Оспа была не единственной болезнью, полученной черноногими; скарлатина и корь обрушились на них в 1837, 1864 и 1865гг. Поскольку их деревни были более доступны для посторонних, арикара заразились оспой раньше других; с 1772 по 1780гг они пострадали от трех разрушительных эпидемий, которые уничтожили четыре пятых населения и сделали их особенно уязвимыми перед агрессивными сиу.

Но и племена лакота не имели иммунитета к европейским болезням. Согласно перечню зим брюле, индейцы Равнин пострадали от эпидемий оспы в 1779-80, 1780-81, и 1801-1802гг. Поскольку они жили кочевыми группами, их потери были небольшими, по сравнению с арикара, хидатса и манданами, которых часто посещали европейцы. В течение девятнадцатого столетия большие эпидемии, типа 1837 года, вдвое сократили население племен Равнин. Лакота, многие из которых бродили в стране к западу от Миссури, понесли значительно меньшие потери. Действительно, благодаря кочевому образу жизни, лакота выросли в числе приблизительно с восьми с половиной тысячи в 1805 году до двадцати пяти тысяч к 1850-ым.

Из-за разрушительного воздействия оспы, арикара отступили вверх по Миссури, позволив оглала, брюле и их союзникам янктонам обосноваться на всём протяжении Миссури – ниже Большого Изгиба в современной Южной Дакоте. Тем временем, саоне, пять племен северных лакота, вышли к Миссури выше арикара. Их перемещение на запад было значительно медленнее, чем оглала и брюле. Жизнь рядом с кри и ассинибойнами было одним из факторов для вялого продвижения; с 1725 по 1750гг они были заняты постоянной войной с этими племенами. Однако к 1770-ым, они вместе с янктонаями переместились в земли, смежные с Миссури. Арикара теперь имели враждебных сиу и на севере и на юге. Их перемещение вверх по реке продолжилось, обеспечив оглала довольно безопасным участком, чтобы пересечь Миссури и возглавить дальнейшее движение на запад. В 1786 году арикара обосновались около слияния Шайенн-Ривер и Миссури, прямо на пути приближающихся племен саоне.

Хотя перемещение на запад этих северных лакота было отсрочено на десять лет новым домом арикара, оглала на юге, теперь пересекли Миссури с совершенной безнаказанности. Имея точку опоры на западном берегу, большинство из них поднималось по Бэд-Ривер, одинокому потоку, истоки которого начинаются приблизительно в 120 милях к востоку от Блэк-Хилс. Окружающая страна была слишком сурова даже по меркам дакота. Река, которая переполнялась весной и высыхала летом, образовывала водоемы солоноватой воды, из-за которых, вероятно, она получила своё название. Высокие, сухие равнины, через которые она протекала, зеленели травой в начале весны, но уже к концу мая высыхали и жухли. Летом в прерии часто случались пожары, оставляя обширные обуглившиеся участки. Но обилие дичи вдоль реки могло объяснить, почему оглала следовали по этой реке, а не вдоль Уайт-Ривер, к югу от них, которую брюле использовали для своего похода на запад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: