Тема 3: Механизм управления дебиторской задолженностью




Дебиторская задолженность является наиболее динамичной составляющей оборотных активов предприятия, на масштабы и динамику которой может влиять финансовый менеджер. Доля оборотных активов, авансированных в этот актив в 2014 г., составляет, по данным Федеральной службы государственной статистики от 32 до 63% в зависимости от отрасли экономики. Это связано с необходимостью конкурировать на рынках сбыта продукции. Предоставляя покупателям выгодные условия покупки производимых товаров и услуг, предприятие создает дебиторскую задолженность. Применение современных механизмов и методов управления дебиторской задолженностью может значительно снизить неэффективность для предприятия ее формирования и поддержания.

3.1 Основы управления дебиторской задолженностью

Под управлением дебиторской задолженностью понимается система принятия и реализации решений относительно величины дебиторской задолженности, приводящая к оптимизации денежных потоков предприятия при минимизации совокупных затрат по управлению дебиторской задолженностью за определенный период. Элементами этой системы являются факторы, определяющие величину дебиторской задолженности, цели, задачи, принципы, алгоритм, методы и инструменты управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью на многих российских предприятиях оказывается низко эффективным, т. е. часто возникают ситуации, когда предприятие, имея высокую прибыль, не обладает денежными средствами. Поскольку большинство предприятий работает по методу начисления, то при отгрузке товаров прибыль лишь формируется и отражается в финансовой отчетности, но не существует в реальном выражении до того момента, пока соответствующая денежная сумма не поступит на расчетный счет в банке.

Таким образом, дебиторская задолженность это сумма долгов перед предприятием за реализованные им товары, работы, услуги. Однако с точки зрения финансового управления дебиторскую задолженность следует определять как отложенный во времени потенциально положительный денежный поток (т. е. в настоящее время это определенный запас денег, часть которого при определенных хозяйствующими субъектами условиях будет вовлечена в реальный оборот в будущем); кроме того, возникновение дебиторской задолженности невозможно без инвестирования капитала, следовательно, необходимо формировать и использовать для этих целей некий условный денежный фонд на принципах возвратности, срочности и платности.

Первый этап управления дебиторской задолженностью – составление реестра дебиторской задолженности с классификацией задолженности по видам, срокам и т.п.

 

Таблица 7.1 - Классификация дебиторской задолженности по критерию «причина возникновения»

Вид дебиторской задолженности Причина возникновения дебиторской задолженности
1. Задолженность покупателей «заказчиков Предоставление покупателям (заказчикам) отсрочки платежа за товары, работы, услуги (коммерческого кредита)
2. Прочая дебиторская задолженность, в том числе
Векселя к получению Получение обеспечения в счет предоставленного коммерческого кредита
Задолженность дочерних и зависимых обществ Совершение хозяйственных операций с аффилированными лицами
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в УК Формирование собственного (уставного) капитала компании
Авансы выданные Предоплата за товары, работы, услуги, поставляемые поставщиками
Прочие дебиторы 1. Совершение хозяйственных операций с физическими лицами 2. Переплата (суммы к возмещению) по налогам и сборам 3. Прочие расчеты с юридическими лицами

 

Следующим часто используемым критерием является «срок задолженности ». Согласно ему, дебиторскую задолженность подразделяют на:

краткосрочную дебиторскую задолженность, т. е. задолженность, подлежащую погашению в течение одного года;

долгосрочную дебиторскую задолженность, т. е. задолженность, подлежащую погашению через год или более.

В последнее время в финансовой практике появилось такое понятие, как «качество дебиторской задолженности ». Как правило, под ним понимают соотношение двух параметров, а именно финансовое состояние дебитора (юридическое или физически лицо, имеющее долг перед поставщиком за поставленные товары, работы, услуги) и полнота, правильность составления пакета документов, подтверждающих факт образования и неоплаты долга этого дебитора на конкретную. Если дебитор не может погасить долг или у предприятия нет документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности то говорить о наличии запаса потенциально положительного денежного потока невозможно - его нет. Поэтому наиболее важной с точки зрения финансового управления является классификация дебиторской задолженности по критерию «качество задолженности» В этом случае она делится на:

текущую дебиторскую задолженность, т. с. сроки погашения такой задолженности в соответствии с условиями договора еще не наступили;

просроченную дебиторскую задолженность, т. е. долг дебитора остается неоплаченным после наступления срока, установленного договором.

В свою очередь, просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную (т. е. не обеспеченную залогом, поручительством, банковской гарантией) и безнадежную задолженность (т. е. нереальную к взысканию задолженность в связи с истечением срока исковой давности (три года) или наступлением какого-либо другого события, установленного гражданским законодательством Российской Федерации).

На втором этапе рассчитываются критериальные оценки анализа дебиторской задолженности.

Рассмотрим основные показатели, используемые при этом, их назначение и методики их расчета.

Первый показатель, доля оборотного капитала, авансированного в дебиторскую задолженность, позволяет оценить уровень дебиторской задолженности и ее динамику. Он рассчитывается по следующей формуле:

(3.1)

где — доля оборотного капитала, авансированного в дебиторскую задолженность, средняя сумма дебиторской задолженности в периоде; СС — средняя сумма оборотных активов предприятия в периоде.

Показатель периода обращения дебиторской задолженности или, как его иногда называют, период инкассации дебиторской задолженности характеризует влияние дебиторской задолженности на финансовый цикл предприятия:

(3.2)

где — период обращения дебиторской задолженности, дней; S — объем продаж предприятия за период; Т — продолжительность периода.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (скорость обращения дебиторской задолженности) () показывает, сколько оборотов совершает оборотный капитал, авансированный в дебиторскую задолженность, в течение определенного периода. Рассчитывается этот показатель по формуле:

(3.3)

Коэффициенты доли видов дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности и срока их возникновения («возраста») позволяют оценить качество дебиторской задолженности. Для расчета этих коэффициентов необходимо предварительно определить суммы дебиторской задолженности, относящиеся к просроченной задолженности, а из них — соответственно суммы безнадежных и сомнительных долгов. Заметим, что получение этих данных является наиболее сложным при расчете рассматриваемых коэффициентов, так как требует развернутого, систематически осуществляемого, аналитического учета со стороны предприятия. Методика расчета коэффициентов проста и понятна:

(3.4)

где – коэффициент доли вида дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности, — средняя сумма просроченной, безнадежной или сомнительной задолженности в периоде.

Средний срок возникновения просроченной, сомнительной или безнадежной задолженности ( определяется по методике, аналогичной той, что применяется для определения периода обращения дебиторской задолженности:

(3.5)

Также на этом этапе реализации алгоритма управления дебиторской задолженностью целесообразно определить абсолютный и относительный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность. Для этого сопоставляют сумму дополнительной прибыли, полученной предприятием за счет увеличения объема продаж путем предоставления отсрочки платежа, с дополнительными расходами на авансирование капитала и обслуживание прироста дебиторской задолженности и величиной безнадежных долгов. Абсолютный эффект рассчитывается по формуле:

(3.6)

где – абсолютный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность; — изменение прибыли, полученной предприятием за счет увеличения объема продаж путем предоставления отсрочки платежа за период; дополнительные расходы на авансирование капитала и обслуживание прироста дебиторской задолженности за период; ОР — средняя величина безнадежных долгов в периоде.

Относительный эффект от авансирования капитала в дебиторскую задолженность ( позволяет оценить эффективность управления дебиторской задолженностью. Он рассчитывается по формуле:

(3.7)

Рассмотренная система показателей позволяет оценить качество дебиторской задолженности в целом, однако для текущей, каждодневной работы финансового менеджера этих данных недостаточно, так как неясно, на какого именно дебитора необходимо воздействовать. В связи с этим в рамках корпоративных финансов был разработан такой инструмент анализа дебиторской задолженности, как реестр старения дебиторской задолженности. В его основе лежит распределение задолженности каждого дебитора по срокам возникновения.

Следующий этап управления дебиторской задолженностью предполагает выбор инструментария, с помощь которого и будет осуществляться непосредственное управление дебиторской задолженностью. Современная финансовая наука предлагает множество таких методов и инструментов, и в зависимости от функционального назначения их можно сгруппировать следующим образом:

• инвестиционные методы и инструменты;

• инкассационные методы и инструменты;

• методы и инструменты рефинансирования.

Результаты применения этих методов и инструментов зависят от нескольких факторов: от традиций, сложившихся в конкретной отрасли; степени влияния компании на рынок товаров; достоверности маркетинговой информации; доступности и стоимости финансовых источников; типа выбранной кредитной политики; соотношения себестоимости и цены продукции.

Напомним, что под методом управления дебиторской задолженностью понимается совокупность приемов или операций, подчиненных решению конкретных задач, а под инструментом - договор или любой регламент, в результате исполнения которого будет изменяться состояние дебиторской задолженности.

Еще одним наиважнейшим этапом управления дебиторской задолженностью является регламентация использования этих методов и инструментов и формирование кредитной политики предприятия.

3.2 Инвестиционные методы. Оценка допустимых объемов инвестиций в дебиторскую задолженность

Определить необходимый объем инвестиций в дебиторскую задолженность позволяют инвестиционные методы и инструменты управления дебиторской задолженностью. На первый взгляд кажется совершенно излишним тратить ресурсы на определение объемов вложения капитала в дебиторскую задолженность, достаточно определить ее величину. Однако если вспомнить, что величина дебиторской задолженности зависит от количества и цены реализуемого товара, а цена, в свою очередь, — от себестоимости товара, работ, услуг и заложенной нормы прибыли, то становится очевидным, что совершенно не нужно привлекать ресурсы для финансирования той части дебиторской задолженности, которая приходится на прибыль компании. Объем вложений в дебиторскую задолженность всегда меньше величины дебиторской задолженности, отраженной в балансе.

Обратим внимание, что прогнозирование объема вложений в дебиторскую задолженность не тождественно планированию дебиторской задолженности, но инвестиционные методы могут использоваться в обоих случаях.

Финансовая наука предлагает несколько методов для определения величины инвестиций в дебиторскую задолженность. Выбор конкретного метода зависит прежде всего от имеющейся информации, ее достоверности и, не в последнюю очередь, от профессионального уровня сотрудников предприятия, их личных предпочтений.

Самыми простыми методами являются метод прямого счета и аналитический метод. Как правило, ими пользуются финансовые менеджеры стабильно функционирующих предприятий. При этом аналитический метод, в отличие от метода прямого счета, позволяет оценить динамику и влияние различных факторов на изменение уровня авансирования капитала в дебиторскую задолженность. Однако в обоих методах не учитывается временная стоимость денег и рентабельность планируемых вложений. Учесть эти факторы позволяют метод сценариев и модифицированный метод приведенной чистой стоимости, основная сложность применения которого связана с проблемой выбора требуемой нормы доходности. Кратко рассмотрим каждый из методов

Метод прямого счета предполагает, что объем инвестиций в дебиторскую задолженность зависит от себестоимости дневного объема продаж товаров, работ, услуг на условиях отсрочки платежа и срока этой отсрочки. Заметим, при применении этого метода могут использоваться как прогнозные иные, так и данные бухгалтерского учета; в последнем случае предполагается экстраполяция сложившейся тенденции на будущее. Математически метод прямого счета можно представить следующим образом:

(3.8)

где — объем инвестиций в дебиторскую задолженность; С — себестоимость единицы товара, работы, услуги; Р — цена реализации единицы товара, работы, услуги; С/Р — доля себестоимости единицы товара, работы, услуги в цене реализации; S — нетто-выручка от реализации товаров, работ, услуг на условии отсрочки платежа за период Т, Т — период прогнозирования; t — период отсрочки платежа по товарам, работам, услугам.

Аналитический метод предполагает, что для определения объема инвестиций в дебиторскую задолженность следует выполнить три шага. Во-первых, на основе данных бухгалтерского учета необходимо рассчитать фактический объем авансирования оборотного капитала в дебиторскую задолженность в базисном периоде. Во-вторых, выявить спектр факторов, влияющих на объем инвестиций в дебиторскую задолженность; среди них могут быть такие, как объем продаж в кредит в прогнозном периоде и/или инфляционные ожидания. В-третьих, определить объем инвестиций в дебиторскую задолженность путем корректировки фактической величины в базисном периоде на влияние выявленных факторов. Заметим, этот метод может реализовываться на другой информационной базе, например среднеотраслевые значения, данные конкурентов. Математически этот метод может быть представлен следующим образом:

( 3.9)

где — объем инвестиций в дебиторскую задолженность впланом периоде; - объем инвестиций в дебиторскую задолженность в базисном периоде; - объем продаж в плановом периоде; — объем продаж в базисном периоде; — изменение объема продаж в кредит в прогнозируемом периоде; — ожидаемое изменение уровня инфляции.

Следующий метод.модифицированной приведенной чистой стоимости” используется финансистами редко, так как считается достаточно трудоемким. Дополнительным фактором, сдерживающим его широкое применение на практике, является проблема выбора требуемой нормы доходности. Она может соответствовать доходности краткосрочных государственных бумаг или банковского депозита на срок, равный периоду прогноза, средневзвешенной стоимости капитала млн стоимости собственного или заемного кашляла в зависимости от источника финансирования дебиторской задолженности, рентабельности бизнеса.

В то же время этот метод позволяет принимать решения в области управления дебиторской задолженностью с учетом временной стоимости денег, что особенно необходимо предприятиям с длительным периодом оборачиваемости дебиторской задолженности.

Самым надежным из рассматриваемой группы методов и инструментов управления дебиторской задолженностью является метод сценариев.

Исходной информацией для метода сценариев могут служить фактические значения прибыли и параметров авансирования капитала в дебиторскую задолженность или размер прибыли при осуществлении продаж на условиях полной предоплаты. Для различных сочетаний параметров вложений капитала в дебиторскую задолженность определяются прибыль от изменения объемов продаж, планируется сумма дебиторской задолженности, методом прямого счета определяется объем инвестиций в эту дебиторскую задолженность, а также прямые или альтернативные издержки, вызванные изменением объема инвестиций в дебиторскую задолженность. После этого по результатам сопоставления прибыли от дополнительных объемов продаж с прямыми и/или альтернативными издержками выбирают оптимальное сочетание параметров инвестирования в рассматриваемый актив. Этот метод позволяет решить проблему выбора оптимального периода предоставления коммерческого кредита.

3.3 Методы инкассации и рефинансирования дебиторской задолженности

Одной из задач финансовых менеджеров предприятия является возврат денежных средств, инвестированных в дебиторскую задолженность, реализовать которую можно используя такие группы методов, как инкассационные и рефинансирования.

С помощью инкассационных методов и инструментов обеспечивается своевременность исполнения дебиторами обязательств по предоставленному коммерческому кредиту. Методы же и инструменты рефинансирования дебиторской задолженности позволяют компании, во-первых, досрочно получить денежные средства,инвестированные в дебиторскую задолженность, а во-вторых, передавая дебиторскуюзадолженность третьим лицам, управлять качествомэтого актива.

Перечень методов и инструментов, образующих эти группы, представлен в таблице 6.

 

Таблица 7.2 - Классификация методов и инструментов управления дебиторской задолженностью

Группа согласно классификации Метод Инструмент
Инвестиционные 1. Метод прямого счета 2. Аналитический метол 3. Модифицированный метод чистой приведенной стоимости 4. Метод сценариев  
Инкассационные 1. Анализ платежеспособности конкретного клиента 2. Метод присвоения и изменения кредитного рейтинга 3. Расчеты размера скидки за ранний платеж 1. Стандарты кредитоспособности 2. Инкассационная политика 3. Система мотивации персонала, участвующего в управлении дебиторской задолженностью
Рефинансиро-вания Инжиниринг инструментов рефинансирования 1. Страхование 2. Выпуск краткосрочных ценных бумаг 3. Дисконтирование счетов (договор цессии) 4. Договор факторинга; форфейтинг 5. Секьюритизация

 

Рассмотрим наиболее важные с точки зрения эффективного управления дебиторской задолженностью инкассационные методы и инструменты и методы рефинансирования.

Процедура анализа платежеспособности каждого конкретного покупателя начинается со сбора информации, ее анализа и в конечном итоге принятия решения о предоставлении кредита.

В качестве источника информации западные финансисты советуют использовать финансовую отчетность покупателя, рейтинги кредитоспособности и отчеты о кредитных операциях, предоставляемые различными информационными финансовыми агентствами, банковские проверки и собственный опыт компании. К сожалению, для большинства российских организаций в настоящее время доступным является только последний из вышеперечисленных способов получения информации о покупателе. Имея на руках финансовую отчетность претендента, необходимо произвести ее анализ с использованием финансовых коэффициентов.

Кроме анализа финансовой отчетности финансовому менеджеру следует обязательно исследовать бизнес компании в целом. Это позволит определить качество выпускаемой дебитором продукции, стадию его жизненного цикла, достигнутые и потенциальные позиции на рынке, стратегию компании, тактику достижения целей, отношение к собственным дебиторам. Все это в совокупности позволит определить «добросовестность» потенциального покупателя. Однако для принятия решения, предоставлять коммерческий кредит или нет, полученной в ходе такого анализа информации недостаточно. Предприятию необходимо сформировать критерии оценки платежеспособности и присвоения кредитных рейтингов, что позволит ему поддерживать расходы на управление дебиторской задолженностью на заданном уровне. Для этого целесообразно использовать такой инструмент, как стандарты кредитоспособности.

Стандарты кредитоспособности - это документ, регламентирующий требования к уровню кредитоспособности претендента на получение товаров в кредит.

Эффективность инструмента «стандарты кредитоспособности» напрямую зависит от того, насколько четко прописан регламент и как жестко сотрудники его придерживаются. Важно, чтобы эти правила были понятны не только менеджерам предприятия, но и ее клиентам.

В соответствии с методом расчетов размера скидки за ранний платеж компания заранее определяет и объявляет величины скидок при досрочной оплате дебиторского долга. Как правило, компании увязывают получение скидки при досрочной оплате с условиями кредита. На Западе широко распространена формула «d/n неттоТ». Это означает, что покупатель заплатит на d% меньше от суммы отгрузки (на величину скидки), если выплата производится в течение n дней от даты отгрузки. Но покупатель должен заплатить всю сумму полностью, если платеж совершается в течение T дней. В этом случае он не пользуется предоставленной скидкой.

В основе выбора клиента между возможностью использовать и не использовать скидку, а продавца — предоставлять ее или не предоставлять лежит стоимость денег. Нетрудно понять, что только те покупатели, которые получают относительно высокий процентный доход на свои средства, если они у них есть, могут пойти на то, чтобы не платить раньше. Поэтому, для того чтобы понять, будет ли покупателем принято решение об использовании скидки, размер скидки, указанный в процентах от суммы поставки, пересчитывают в годовую ставку. В то же время скидки, пересчитанные в годовые ставки, могут использоваться как показатель дополнительных расходов на управление дебиторской задолженностью или как стоимость предоставляемого коммерческого кредита.

Для того чтобы перевести величину скидки в годовую ставку, необходимо воспользоваться одной из трех ниже представленных формул:

(3.10)

где г — это величина скидки, пересчитанная в годовую ставку, %; d— величина скидки, процент от суммы поставки; Т— период отсрочки платежа, дней; n — срок, в течение которого можно воспользоваться скидкой.

 

Эта формула проста в применении и соответствует схеме простого процента. Интерпретируя полученные результаты, следует ориентироваться на то, что покупатели обладают собственными средствами, а следовательно, воспользуются скидкой, только если доход по их вложениям будет ниже годовой ставки предоставленной скидки.

Для интерпретации формулы предположим, что скидку решила предоставлять своим клиентам компания Русский камень на условиях «2/5 полностью 40». Это условие предоставления скидки означает, что если покупатель решит оплатить товар в течение пяти дней с момента его получения, то он сможет воспользоваться скидкой и заплатить на 2% меньше стоимости, указанной в расчетных документах. Если он предпочтет воспользоваться отсрочкой платежа, то будет обязан заплатить до истечения 40-го дня всю сумму долга по этой поставке. Пересчитаем размер скидки в годовую ставку по представленной выше формуле:

Таким образом, покупатель воспользуется скидкой, если доход по его средствам ниже 21%.

Второй вариант расчета соответствует схеме сложного процента:

Эту формулу следует использовать при расчете годовых издержек компании на использование такого метода управления дебиторской задолженностью, как скидки, так как она построена на формуле сложных процентов и в полной мере позволяет учесть временную стоимость денег.

Используя данные предыдущего примера, рассчитаем годовую ставку предоставляемой скидки по этой формуле:

Полученный результат означает, что издержки компании Русский камень на предоставление 2%-ной скидки за досрочное погашение дебиторской задолженности составляют 23,5% от сгенерированного за год в результате досрочной оплаты денежного потока.

Третий вариант расчета в тех же обозначениях:

r (3.11)

Формула проста для понимания и использования, однако не учитывает временную стоимость денег. Согласно ей, покупатель воспользуется коммерческим кредитом (отсрочкой платежа) в том случае, если уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту будет превышать годовую ставку предоставляемой скидки, иначе ему выгоднее оформить кредит и воспользоваться скидкой.

Для компании Русский камень годовая ставка предоставляемой скидки по этой формуле составит:

 

Таким образом, если покупатели компании Русский камень пользуются капиталом, стоимость которого выше, чем 18,25%, то они вряд ли воспользуются скидкой; отсрочка платежа, предоставляемая компанией Русский камень, позволит им снизить расходы на привлечение капитала.

Под инкассационной политикой следует понимать комбинацию методов, которую использует компания для своевременного возврата причитающихся платежей. При формировании инкассационной политики важно, чтобы комплекс мероприятии, регулируемый ею, был понятен прежде всего клиентам фирмы. Дебиторы, сталкивающиеся с финансовыми проблемами, всегда будут стремиться отсрочить выполнение платежей компаниям-кредиторам, не имеющим эффективных методов взимания задолженности. В то же время поставщик, решительно настаивающий на исполнении платежей в соответствии с условиями договора и готовый прекратить отправку товара или предпринять реальные меры по взысканию долгов, с большей вероятностью может добиться полной и своевременной оплаты выставленных счетов.

Действенным инструментом при управлении дебиторской задолженностью является система мотивации персонала, участвующего в управлении дебиторской задолженностью. Человеческий фактор может играть очень важную роль в управлении дебиторской задолженностью. Этот фактор связан не только с клиентами, но и с сотрудниками компании, например менеджерами по продажам. Чаще всего именно они поддерживают теплые «человеческие» отношения с клиентами. Однако такая дружба иногда приводит к нарушению платежной дисциплины со стороны клиента. Кроме того, часть зарплаты этого персонала зависит от выручки, и, стремясь ее увеличить, менеджеры забывают, что товар нужно не только продать, но и мучить за него деньги.

Наиболее распространенными методами и инструментами рефинансирования в практике российских финансовых менеджеров являются такие, как цессия, факторинг и выпуск краткосрочных ценных бумаг, например векселей. Обратим внимание, что в 90-е гг. прошлого столетия с их помощью был отлажен механизм приобретения контроля над другими предприятиями. Сегодня, когда интересы собственников связаны с расширением производственных мощностей, наращиванием оборотов, стабилизацией денежного потока и ростом капитализации компаний, на первый план выходит проблема рефинансирования не только просроченной дебиторской задолженности, но и текущей. Рассмотрим кратко эти наиболее распространенные инструменты рефинансирования.

Дисконтирование счетов предполагает продажу третьему лицу с дисконтом права требования по одному или нескольким счетам.

Договор факторинга уступка дебиторской задолженности финансовому учреждению в обмен на немедленное финансирование и услуги по управлению дебиторской задолженностью конкретных покупателей.

Дисконтирование счетов (более известно как договор цессии) и договор факторинга регламентируются гл. 21 «Перемена лиц в обязательстве» и гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требовании» Гражданского кодекса РФ.

Форфейтинг (экспортный факторинг) аналогичен договору факторинга, но в этом случае возникновение уступаемой дебиторской задолженности в обязательном порядке связано с экспортной операцией.

Выпуск краткосрочных бумаг позволяет компаниям произвести заимствования на короткие сроки с помощью инструментов денежного рынка. Например, выпустить в обращение собственные векселя, продать акцептованные банком векселя или аккредитивы и т.д.

Заметим, одним из факторов применения инструментария рефинансирования дебиторской задолженности является прогресс в области развития и совершенствования рыночной инфраструктуры (фондовых рынков, страховых компаний, банковской системы и т. д.). В результате этого прогресса создаются новые финансовые инструменты. в том числе позволяющие экономическим субъектам рефинансировать дебиторскую задолженность. например секьюритизация.

Секъюритизация — это финансирование путем превращения активов в высоколиквидные ценные бумаги.

Рассмотрим суть этого инструмента. Предприятие-поставщик осуществляет поставку товаров, работ и услуг покупателям на условии отсрочки платежа, тем самым формируя дебиторскую задолженность. Для ускорения ее инкассации предприятие-поставщик создает новую компанию специального назначения и передает на ее баланс свои активы в виде дебиторской задолженности. Компания специального назначения, в свою очередь, выпускает ценные бумаги, обеспеченные дебиторской задолженностью, и основную часть дохода от их выпуска перечисляет предприятию-поставщику. При этом покупатели дебиторской задолженности исполняют свои обязательства по оплате товаров, работ. услуг в адрес компании специального назначения в сроки, установленные договором.

Таким образом, предприятие-поставщик получает возможность вернуть авансированные в дебиторскую задолженность денежные средства раньше, чем это предусмотрено договорными обязательствами с покупателями. Кроме того, секъюритизация позволяет снизить средневзвешенную стоимость капитала и сохранить денежные потоки в случае банкротства предприятия-поставщика. При этом на фондовом рынке обращаются достаточно надежные в ликвидные ценные бумаги, котировки которых часто выше, чем у ценных бумаг, не обеспеченных ее секьюритизированными активами.

Задания для практического занятия

Теоретические вопросы:

1. Дайте определение понятию «дебиторская задолженность».

2. На какие группы делят дебиторскую задолженность?

3. Опишите методы управления дебиторской задолженностью.

Задачи для самостоятельной работы:

Задача 3.1. Компания имеет объем продаж 100 млн. руб. в год. В среднем оплата за продукцию производится через 4 дня. Новая схема получения оплаты позволит сократить этот срок до 2 дней. Для этого необходимо затрачивать 75 000 руб. в год. Рассчитайте среднюю сумму дебиторской задолженности до и после внедрения системы. Примет ли компания новую систему, если стоимость капитала 10% в год.

Задача 3.2. Фирма имеет объем продаж 73 млн. руб. В среднем задержка платежей составляет 5 дней. Новая схема позволит уменьшить задержку до 3 дней. Рассчитайте среднюю сумму дебиторской задолженности для разных схем. Примет ли компания новую систему, если она стоит 40 тыс. руб.в год и стоимость капитала – 10% в год.

Задача 3.3. Имеет ли компании расширять кредит на новую группу покупателей, если объем продаж при этом возрастет на 1 млн. руб. в день, безнадежная дебиторская задолженность составит 5% от объема продаж, средний срок инкассации выручки 50 дней. Затраты фирмы составляют 80% объема продаж и доходность 20% в год. Необходимо учесть влияние налога на прибыль.

Задача 3.4. Выгодно ли фирме предоставлять кредит покупателям, если период оборота дебиторской задолженности составляет 60 дней, безнадежные долги 2% и стоимость капитала 20% в год. Затраты фирмы составляют 80% от объема продаж, который равен 100 тыс. руб. в день.

Задача 3.5. Компания имеет объем продаж 600 млн. руб. в год и при условии «0/0 – 30» имеет период инкассации 45 дней. Компания может предложить условие «0/0 – 60». После этого период инкассации составляет 75 дней, а объем продаж увеличится на 15%.

Издержки компании составляют 80% от продаж. Следует ли компании увеличить срок кредита, если стоимость капитала 20% годовых, а налог составляет 20%.

Задача 3.1. Составьте реестр старения дебиторской задолженности на 01.01 для компании Пластиковая упаковка. Компания производит флаконы из полимерного сырья под шампуни и реализует их трем компаниям. Условиями договора предусмотрена отсрочка платежа на 20 дней. Дебиторы в целом соблюдают платежную дисциплину, однако компания Лотос по декабрьским отгрузкам задержала платежи и предоставила гарантийное письмо, согласно которому она планирует оплатить эти поставки 20.01. Данные об отгрузке товара представлены в таблице.

Наименование дебитора Дата отгрузки Сумма долга по товарной накладной, руб. j
Компания Лотос 15.11  
Компания Лотос 17.11  
Компания Лотос 20.11  
Компания Лотос 01.12  
Компания Лотос 02.12  
Компания Орхидея 03.12  
Компания Орхидея 15.12  
Компания Орхидея 30.12  
Комлалия Василек 14.12  
Компания Василек 18.12  

 

Задача 3.2. Верны или неверны следующие утверждения:

♦ дебиторская задолженность возникает, если предприятие реализует продукцию на условиях 100%-ной предоплаты;

♦ предприятие с высокой рентабель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: