Роль Иммануила Канта (1724 — 1804) в истории философии трудно переоценить. Этого мыслителя называют основателем немецкой классической философии, являющейся вершиной европейской рационалистической философии. Наряду с И.Кантом, другими выдающимися представителями немецкой классической философии считаются И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель
Центральная проблема философии И.Канта состояла в нахождении всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей. Кант перевернул традицию, идущую со времен античности. Считается, что он совершил в области гносеологии переворот, сравнимый по значению с революцией, проделанной Коперником в области астрономии. Данный переворот оценивается по-разному. Например, у нас в стране этот философ не пользовался признанием. Так, у страстного читателя произведений этого автора Ф.М.Достоевского, в романе “Братья Карамазовы”, его философию излагает никто иной как черт. Русский философ нач. ХХ в. П.Флоренский называл его “духом злобы поднебесной”. Практически все дореволюционные философы нашей страны пытались опровергнуть этого автора. Однако значение его столь велико, что практически вся современная философия, в той или иной степени, базируется на его идеях. Трудно найти еще одного такого мыслителя, за философское наследие которого философские направления ведут борьбу, стараются интерпретировать его философию в свою пользу, представить его мыслителем, разделяющим их взгляды.
Иммануил Кант был скромном преподавателем Кенигсбергского университета. Его жизнь бедна внешними событиями. Он никогда не покидал пределы Вост. Пруссии (хотя, великолепно зная географию, мог увлекательно рассказывать о любых уголках земли), не был женат (хотя в молодости увлекался женщинами). Зато внутренняя жизнь Канта была напряженной и содержательной.
|
В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В первый период своего творчества он выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.
Переломным для Канта был 1781 г., когда вышло в свет его главное произведение “Критика чистого разума”. Начался новый — основной, “критический” период его творчества, отмеченный великими открытиями в основных разделах философии. Во втором периоде своего творчества Кант провел в своих работах критический анализ всей предшествующей ему философии, проведя оценку возможностей и способностей человека. Этому периоду принадлежат еще две основные работы “Критика практического разума” (1788), “Критика способности суждения” (1790).
В области теории познания Кант решил труднейшую интеллектуальную задачу своего времени, которая представлялась совершенно невыполнимой: примирить притязание науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлениями философии о том, что опыт не способен стать основание для подобного знания. В гносеологии Кант преодолел ограниченность существовавших до него концепций. Вся предшествующая Канту философия отличалась одной особенностью. Процесс познания рассматривался как простая фиксация поступающих извне сигналов, источником которых могли быть материальные предметы или импульсы духовных сил. До Канта философы полагали, что человек это существо страдательное. Он пассивно воспринимает опытные данные.
|
[Данный взгляд берет свое начало в античности. Он господствовал и в средневековой философии, несмотря на то, что находился в противоречии с библейской картиной мира. В Библии, в Книге Бытия можно прочитать, что Бог дал человеку задание обрабатывать Эдемскийский сад, то есть участвовать в дальнейшем совершенствовании мира, а также дать имена всем земным тварям. Важно отметить, что дать имя, согласно древнееврейским воззрениям, означало ввести кого-либо в круг своего мира. Имена давал лишь хозяин. Именуя кого-либо, он тем самым определял каждому его место и предназначение. Таким образом, согласно Библии человек призван Богом к соучастию в творению.]
Человек является активным началом, творящим смыслы, а не пассивным созерцателем идей. Кант, воспитанный на библейской вере своих протестантских предков, вопреки статичной картине мира, берущей начало в античности, доказал активность человека в познании. До Канта познание пытались объяснить вращением субъекта вокруг объекта. Но как Коперник предположил, что не солнце вращается, а земля, так и Кант предложил считать, что не субъект, познавая, приспосабливается к объекту, но наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта. Как же пришел Кант к такому эпохальному выводу?