Узел двойной проводник («заячьи уши»)




Узлы

Рецензент заслуженный мастер спорта по альпинизму, заслуженный тренер РСФСР, Захаров П. П.

 

«ГУРИЯ» ЗУГДИДИ 1992


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Узлы.. 2

От авторов.. 4

Вместо предисловия.. 5

Узлы... 6

Описание узлов.. 8

Узел встречный (рис. 1в). 9

Прямой узел (морской). 10

Узел шкотовый. 12

Узел брамшкотовый применяется.. 13

Узел грейпвайн.. 14

Встречная восьмерка. 15

Узел проводника. 16

Узел восьмерка. 16

Узел двойной проводник («заячьи уши»). 17

Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт), 18

Схватывающий узел (прусс). 19

Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий.. 20

Узел булинь (обвязочный, беседочный). 20

Узел стремя (выбленочный). 21

Узел Бахмана. 22

Узел удавка. 23

Узел маркировочный.. 23

Узел проводника «повышенной надежности». 24

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА... 26

 


 

От авторов

Не секрет, что в период перехода к рынку альпинист­ская и туристская система подготовки кадров переживает кризис в связи с сокращением (а по сути полным отсут­ствием) дотаций и переходом на самоокупаемость, что делает ее для многих малодоступной. Однако, несмотря ни на что, многие люди планируют совершение спортив­ных путешествий, а для этого нужна подготовка. Полу­чить подготовку по такой важной теме, как узлы, самостоятельно, и поможет эта брошюра.

Кроме того, в современных условиях изменяется роль преподавателя. Из основного источника знаний он пре­вращается (или, по крайней мере, должен превратиться) прежде всего, в организатора деятельности. Помощь в ор­ганизации самостоятельной деятельности по изучению узлов окажет эта брошюра. Авторы старались написать ее не просто в форме учебного пособия, а в форме самоучи­теля.

Нужно отметить, что последняя известная нам печат­ная работа, посвященная непосредственно узлам, выхо­дила более десяти лет назад и давно уже стала библиогра­фической редкостью (к тому же и посвящена была мор­ским узлам, а не узлам в горовосхождении).

Авторы приносят свои извинения за цену брошюры, к сожалению, сделать ее сейчас дешевле оказалось невозможно.

Авторы выражают благодарность за помощь в написа­нии и издании этой брошюры Захарову П. П., Одинцо­вой Т., Кожину В., Ворожцову А., Лянге С. и другим. Мы будем рады всем откликам, любым конструктивным за­мечаниям и пожеланиям. Пишите нам по адресу: 107078, г. Москва, а/я 430, туризм, Ахапкину.


 

Вместо предисловия

На первый взгляд предлагаемая читателю методиче­ская разработка всего лишь на одну, да к тому же очень узкую тему, может показаться и неполной, и слишком краткой.

Не будем спешить с выводами.

В наше трудное время, когда такое испытанное изда­тельство, как «Физкультура и спорт», отказалось от выпу­ска методической и учебной литературы по туризму и альпинизму, любая публикация на эти темы должна вос­приниматься как определенный успех.

Давайте договоримся и о том, что критиковать можно все, что угодно. А в это время (когда мы будем занимать­ся критикой) люди идут в горы. Идут в горы новички, ко­торым нужны учебные пособия, появляются новые моло­дые инструктора и тренеры, которым нужны пособия для обучения тех же новичков. Вот и получается, что несво­бодное от мелких недостатков пособие, появившись в свет накануне очередного летнего сезона, оказалось как нельзя ко двору. Авторам вполне удались и рисунки — они наглядно иллюстрируют текст материала.

Именно поэтому стоит сказать слова благодарности в адрес начинающих авторов, которые вопреки многим предупреждениям об ожидающих их на этом пути неудачах, все же взялись, сделали и главное — выпустили в. свет, пусть малое, но полезное пособие. И пожелаем им нового успеха на этом, ныне очень тернистом, пути.

П. П. Захаров


Узлы

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпи­низме, спелеологии, скалолазании и при высот­ных работах, берут свое начало в морских узлах. Тех, кто хочет ознакомиться с морскими узлами, отсылаем к специальной литературе. *

* 1) Григорьев В. В., Грязнов В. Н. Судовые такелажные работы, М, Транспорт 1967

2) Бивис Б., ДжерманК. Современный трос в морской практике, Л, Судостроение 1980

3) Скрябин Л. Морские узлы, М, Транспорт 1981

4) Марквардт К. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII в, перевод с немецкого. Л, Судостроение, 1991

 

Из всех морских узлов, а их около четырех ты­сяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не явля­ются саморазвязывающимися.

Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:

1) Группа узлов для самостраховки (сюда вхо­дят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)

2) Основные (применяются для связывания веревок).

3) Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успе­хом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (за­виснув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамиче­ского стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоми­нание последовательности действий).

2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомне­ваешься в правильности рисунка лучше перевя­зать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они за­вязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбиниро­ванным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и переги­бом отдельных волокон в районе узла, а при мок­рой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы без­опасности в горах. Перевод с болгарского. Моск­ва, ФиС, 1981 г.

Ниже приводится описание узлов с иллюстра­циями и методическая разработка занятия по уз­лам. Рекомендуется изучать узлы именно в дан­ной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осу­ществить принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестно­му». На практике горовосходитель использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туриста­ми в течении многих лет (в частности тур. сек­ции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа тур. подготовки при Калининском, Красногвар­дейском, Кировском, Гагаринском РТК.. На лич­ном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.


 

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терми­нологии. Неподвижный конец (тот вокруг кото­рого вяжут) мы будем называть коренным кон­цом, а движущийся в процессе вязки (тот кото­рым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем назы­вать грузовыми концами.


Узел встречный (рис. 1в).

 

Рис. 1. Встречный узел.

 

Сейчас применя­ется только на плоских лентах для их связыва­ния. На одной ленте завязывается обычный кон­трольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), по­сле чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико.На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекоменду­ется.


 

Прямой узел (морской).

 

Рис. 2 г. Прямой узел

 

Применяет­ся для связывания вере­вок одинакового диа­метра, сейчас на прак­тике почти не исполь­зуется, т. к. недостаточ­но надежен. Вместо не­го используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

Рис. 2 а.

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

Рис. 2б

Воз­можен и другой способ завязывания прямого уз­ла (рис. 2в).

Рис. 2 в.

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла на­против друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

 

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).


Узел шкотовый.

Применяется для связыва­ния веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают верев­ку меньшего диаметра (рис. 3 а),

Рис. 3 а.

затем соверша­ют рабочим концом обнос вокруг петли и пропу­скают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).

Рис. 3 б.

После этого узел очень аккуратно расправля­ют и затягивают, обязательно завязывая конт­рольные узлы (рис. З в).

Рис. 3 в. Шкотовый.


 

Узел брамш­котовый применя­ется

Для связыва­ния веревок разно­го диаметра, на­дежнее шкотового из-за большего трения. Начало его вязки такое же, как у шкотового (рис. За, б), но соверша­ется еще один об­нос рабочим кон­цом вокруг петли, затем рабочий ко­нец пропускается между петлей и рабочим кон­цом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и за­тягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

Рис. 4 а. Рис. 4 б. Брамшкотовый


 

Узел грейпвайн

Применяется для связы­вания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослаб­ления всего 0,95 (т. е. теряется всего 5% прочности — других узлов с таким коэф­фициентом ослабле­ния нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Од­нако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Бли­жайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завя­зываемых последова­тельно концами пра­вой и левой веревок (рабочие концыпо10—20 см).При за­вязывании полуузла работает только конец одной веревки. Способ вязки аналогичен ткацкому узлу.

 

— две веревки складываются вместе навстре­чу друг другу связываемыми концами, правая вы­ше левой (рис. 5а)

Рис. 5 а.

 

— конец правой веревки загибаем на 90° по­верх левой к себе (рис. 56)

Рис. 5 б, в.

 

— заводим конец вниз и охватываем обе ве­ревки, относительно этого витка конец смещает­ся в сторону правой веревки, вновь загибаем ко­нец к себе (рис. 5в)

— еще раз заводим конец вниз, проводя вто­рой охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

Рис. 5 г.

 

— параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеи­ми витками в сторону левой веревки и затягива­ем полуузел (рис. 5г, д)

Рис. 5 д.

 

Аналогично завя­зываем второй полу­узел:

— конец левой ве­ревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

Рис. 5 е.

 

— заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового по­луузла (рис. 5ж)

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

— вновь заводим конец вниз и охваты­ваем обе веревки, смещая конец в сто­рону готового полууз­ла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж)

— параллельно ложбине, образованной пра­вой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его

(рис. 5з)

— потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, по­сле завязывания обязательно должен быть рас­правлен.Под нагрузкой сильно затягивается, по­сле чего нелегко развязывается.При развязыва­нии следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развя­зать его, затем выдернуть веревку из второго по­луузла и развязать его.

 

 

Встречная восьмерка

применя­ется для связывания веревок одинаково­го диаметра. Пер­вый этап ее вязки состоит в завязыва­нии на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка просле­живается рабочим концом (рис. 6б).

Рис. 6 а, б, в.

Встречная восьмерка.

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

 

 

Узел проводника

вяжется на концах вере­вок для закрепления на рельефе или на страхо­вочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» (рис. 7а),

Рис. 7 а, б.

по­сле сего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачивается на 180°, вынимается во вторую петлю и затягивается (рис. 76). Для закрепления веревки и в не­которых других слу­чаях узел проводни­ка завязывается од­ним концом. Для этого делается конт­рольный узел, затем

Рис. 7 в. Проводник. Рис. 7 в. Проводник (одним концом).

рабочий конец обносится вокруг того, за что кре­пится веревка (камень, выступ, дерево и т. д.) и рабочим концом прослеживается завязанный раньше контрольный узел аналогично встречно­му узлу (рис. 7г). Узел проводника обязательно требует контрольного узла, т. к. трение в нем не­достаточно велико (рис. 7в) и на практике часто заменяется восьмеркой, однако изучать его стоит для лучшего усвоения восьмерки и двойного про­водника.

 

 

Узел восьмерка

применяется так же как и узел проводника, но является более надежным и не требует контроль­ного узла, т. к. тре­ние в нем велико. Первый этап его вязки такой же, как и узла провод­ника (рис. 7а), но рабочая петля об­носится на полный оборот, т. е. на 360° и выни­мается в то же отверстие (рис. 8а).

 

 

Рис. 8а.

 

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминаю­щий восьмерку, поэтому легко запоминается. Так же как и проводник узел может быть завязан одним концом.

Рис. 8 б. Восмерка.

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

 

применяется в случаях, когда из узла должно вы­ходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасатель­ном деле для транспортировки пострадавшего.

Первый этап его вязки похож на начало завязывания узла проводника, но из петли вы­нимается сдвоенная веревка (похоже на заячьи или осли­ные уши, (рис. 9а)), затем пет­ля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим паль­цем, а узел затягивается (рис. 96),

 

Рис. 9 а. Рис.9 б.

 

после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, т. к из-за перекручивания веревки могут легко возникнуть ошиб­ки. Двойной проводник очень надежен и имеет большое тре­ние в узле, поэтому не требует контрольных узлов (рис. 9в),

 

Рис. 9 в. Двойной проводник.

 

под нагрузкой сильно затяги­вается.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: