МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

Кафедра Технологии и организации питания и услуг

 

 

Одобрено кафедрой:

Протокол №

«» 20__г.

Зав. кафедрой

 

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

 

(Приложение к рабочей программе дисциплины)

 

 

Для направления:19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, академический бакалавриат

 

 

 

Пермь 2015
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения.

 

 

Автор – составитель:

Силайчев П.С., к.х.н., зав. кафедрой Технологии и организации питания и услуг

 


 

Тематика контрольных работ и ТРЕБОВАНИЯ к их выполнению

 

Цель выполнения контрольной работы – контроль самостоятельной работы студента по дисциплине, закрепление теоретических знаний и умение их применять при решении практических заданий.

1.1.Требования к содержанию контрольной работы:

- творческий характер;

- самостоятельный подход к изложению материала;

- систематизация теоретического материала с использованием различных литературных источников, включая дополнительную
литературу по профилю специальности;

- наличие ссылок на номер первоисточника, указанного в списке рекомендуемой литературы, и страницы;

- наличие схем и рисунков;

- для записи химических превращений и структурных изомеров
необходимо приводить структурные формулы;

- для записи пространственных изомеров использовать проекционные формулы;

- при решении практических заданий необходимо использовать современные обозначения физических и химических величин с указанием размерности в соответствии с принятой международной системой единиц СИ;

- органические соединения должны быть названы в соответствии с современной международной номенклатурой ИЮПАК (заместительная или радикало-функциональная).

1 .2. Требования к оформлению контрольной работы:

- объём работы не должен превышать 20-24 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста формата А4; на страницах необходимо оставлять поля, а после ответов по заданию несколько свободных строчек для замечаний и рекомендаций преподавателя-рецензента;

- страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение) является первой страницей контрольной работы (не нумеруется);

- на 2-ой странице дается содержание работы; далее следуют наименования заданий и ответы на них (ответы даются в том же порядке, что и вопросы в данном студенту варианте);

- в конце контрольной работы приводится список использованной
литературы и иных источников информации в алфавитном порядке;

- рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок; небрежность в изложении и оформлении не допускается.

 

К решению задач и упражнений студент-заочник должен приступать лишь после основательного изучения соответствующего раздела с использованием рекомендованной литературы и других источников информации.

Ответам на практические задания должно предшествовать изложение кратких теоретических положений, правил, определений и любой другой материал, необходимый для аргументации ответа на задание (справочный, экспериментальный и т.д.), при этом необходимо ориентироваться на название раздела.

Ответы на практические вопросы студент должен излагать кратко, но с исчерпывающим обоснованием, логическим построением и анализом приводимых параметров или констант органических соединений.

Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований, или не полностью, не засчитывается и возвращается студенту на доработку. В случае выполнения работы не по своему варианту, она также не засчитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом таблицы.

Контрольная работа является одним из условий допуска студента к экзамену. Работа с оценкой "незачтено" должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

До экзамена студент может подойти к преподавателю и ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, указанными в контрольной работе.

 

Выбор варианта контрольной работы

Варианты контрольных работ и задания по ним распределяются между студентами в соответствии с приведенной таблицей. Выбор варианта соответствует первой букве фамилии студента.

Первая буква фамилии Вариант Первая буква фамилии Вариант
А   П  
Б   Р  
В   С  
Г   Т  
Д   У  
Е,Ё   Ф  
Ж   Х  
З   Ц  
И   Ч  
К   Ш  
Л   Щ  
М   Э  
Н   Ю  
О   Я  

Вариант 1

1. В склянках без этикеток находятся жидкие вещества: муравьиная кислота, уксусная кислота и сорбиновая кислота. Какие реагенты можно использовать, чтобы идентифицировать эти кислоты? Приведите наиболее рациональный ход анализа, уравнения реакций и укажите идентификационные признаки.

2. Напишите структурные формулы всех изомерных ароматических углеводородов ряда бензола, имеющих состав С10Н14. Чем обусловлена структурная изомерия у аренов? Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре.

3. Расположите в порядке возрастания кислотных свойств следующие вещества: фенол, молочная кислота, метанол, уксусная кислота. Ответ аргументируйте теоретическим материалом, справочными константами, экспериментальным материалом.

4. Установите строение соединения состава C4H10O, если известно, что оно взаимодействует с металлическим натрием, а при взаимодействии с муравьиной кислотой в присутствии каталитических количеств концентрированной серной кислоты образует трет.-бутилформиат; при окислении в жестких условиях образуются ацетон и муравьиная кислота.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 2

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы глицерина и формальдегида. Каким одним реагентом можно идентифицировать эти вещества. Ответ аргументируйте. Приведите уравнения реакций, условия и идентификационные признаки.

2. Напишите структурные формулы изомерных карбонильных соединений состава C5H10О. Укажите виды структурной изомерии. Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК.

3. У какой карбоновой кислоты из каждой пары сильнее выражены кислотные свойства: а) пропановая и 2-хлорпропановая б) пропановая и бутановая в) 2,2-диметилпропановая и пентановая? Ответ аргументируйте теоретическим материалом, справочными константами (Ka и pKa, смысл их численного значения).

4. Установите строение углеводорода состава C9H10, если известно, что он обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия, а при нагревании с водным раствором перманганата калия образует терефталевую кислоту.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 3

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы фруктозы, яичного альбумина и крахмала. Какие реагенты можно использовать для идентификации этих веществ? Ответ аргументируйте, приведите идентификационные признаки.

2. Какие виды структурной изомерии характерны для аминов? Напишите структурные формулы изомерных аминов состава С4Н11N. Назовите изомеры по международной номенклатуре ИЮПАК.

3. Расположите в ряд по возрастанию кислотных свойств следующие карбоновые кислоты: хлоруксусная, фторуксусная, уксусная, муравьиная. Ответ аргументируйте теоретическим материалом, справочными константами.

4. Установите структурную формулу углеводорода состава C9H12, если известно, что этому составу отвечает несколько тризамещенных бензола, а при каталитическом монохлорировании одного из них образуется только одно производное.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 4

1. В склянках без этикеток находятся растворы мальтозы и сахарозы. Какие реагенты можно использовать для идентификации содержимого склянок? Ответ аргументируйте. Приведите наиболее рациональную последовательность анализа. Напишите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки.

2. Данывещества: циклобутан, ацетилен, гептан, бутен-2, бутен-1, циклогексан, 2,2,3-триметилбутан, бутадиен-1,3, пентин-1. Напишите структурные формулы. Выберите среди них: пары изомеров; пары гомологов. Ответ аргументируйте. Укажите виды структурной изомерии.

3. Определите направление реакции электрофильного присоединения бромоводорода к бутену-1 и 3,3,3-трифторпропену. Ответ аргументируйте с позиций электронной теории.

4. Установите строение углеводорода состава C9H10, если известно, что он обесцвечивает бромную воду, при окислении по Вагнеру дает фенилпропандиол-1,2; при окислении в жестких условиях образует бензойную кислоту.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 5

1. В склянках без этикеток находятся: бромэтан, водные растворы формальдегида и этиленгликоля. Какие реагенты можно использовать для идентификации содержимого склянок? Приведите наиболее рациональную последовательность анализа, напишите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки.

2. Найдите среди приведенных ниже формул такие, которые отличаются лишь способом написания, изображая одинаковые вещества:

а) (CH3)2CH – CH – CH2OH б) СH3 – CH – CH3

| |

СH3 СH3 – CH – CH2OH

 

CH3 CH3

| |

в) СH3 – C – CH3 г) СH3 – CH – C – CH3

| | |

CH2 – CH2OH СH3 OH

 

СH3

|

д) (CH3)3C ­– CH2 ­– CH2OH е) СH3 – C – CH2OH

|

СH3

Есть ли среди приведенных спиртов изомеры? Ответы аргументируйте теоретическими положениями.

3. Какую связь называют водородной (Н-связь)? Какие классы органических соединений склонны к образованию Н-связей?

Объясните, почему уже первые члены гомологического ряда предельных одноатомных спиртов CnH2n+1OH – жидкости? Как объяснить повышение температур кипения спиртов по сравнению с соответствующими газообразными алканами?

Объясните, почему первые три члена указанного гомологического ряда спиртов неограниченно смешиваются с водой? Ответ аргументируйте теоретическими положениями.

4. Установите строение углеводорода состава C4H8, если известно, что он присоединяет бромоводород с образованием третичного галогенопроизводного, которое в условиях реакции Вюрца позволяет получить 2,2,3,3-тетраметилбутан.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 6

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы алифатического и ароматического аминов, карбоновая кислота. Какие реагенты можно использовать для идентификации этих классов соединений? Приведите уравнения реакций и идентификационные признаки.

2. Сколько структурных изомеров нециклического строения соответствует составу С5Н10. Существуют ли такие структурные изомеры, для которых возможна еще и геометрическая изомерия? Ответ аргументируйте теоретическими положениями о явлении изомерии органических соединений.

3. Расположите в ряд по возрастанию кислотных свойств следующие карбоновые кислоты: уксусную, хлоруксусную, йодуксусную, фторуксусную. Ответ аргументируйте теоретическим материалом, справочными константами.

4. Галогенопроизводному углеводорода состава C4H9Br отвечает несколько структурных изомеров. Установите строение соединения, если известно, что при каталитическом гидрировании образуется 2-метилпропан, а в условиях реакции Вюрца из него можно получить 2,5-диметилгексан.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 7

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы яичного белка, глицерина и уксусного альдегида. Каким одним реагентом можно идентифицировать содержимое склянок? Приведите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки.

2. Укажите соединения, изомерные между собой:

а) пропаналь;

б) бутин-1;

в) циклобутан;

г) пропановая кислота;

д) бутен-1;

е) бутадиен-1,2;

ж) этанол;

з) этаналь;

и) метилацетат;

к) метилэтиламин;

л) 2-аминопропановая кислота;

м) диметиловый эфир;

о) пропанон.

Ответ аргументируйте теоретическими положениями о явлении изомерии органических соединений. Среди выбранных пар изомеров укажите вид структурной изомерии.

3. Нарисуйте схему строения молекулы бутана с обозначением осей σ-связей и величины валентных углов. Покажите образование σ-связей С–С и С–Н. Подсчитайте число s- и sp3-гибридных орбиталей, участвующих в образовании σ-связей.

Ответ аргументируйте теоретическими положениями о гибридизации орбиталей валентных электронов атома углерода типа sp3, его пространственном строении и приведите механизм образования ковалентных σ-связей.

4. Углеводороду состава C5H12 отвечает несколько структурных изомеров. Установите строение углеводорода, если известно, что его углеродный скелет содержит четыре первичных и один четвертичный атом; при его мононитровании в условиях реакции Коновалова образуется одно нитропроизводное, а не смесь изомеров.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 8

1. В склянках без этикеток находятся этанол, водные растворы этиленгликоля и фенола. Какими реагентами можно идентифицировать эти вещества? Приведите уравнения реакций, укажите наиболее рациональную последовательность анализа и идентификационные признаки.

2. Напишите структурные формулы изомерных галогеноалканов состава С4Н9Вr. Какие виды структурной изомерии характерны для галогенопроизводных указанного состава? Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ аргументируйте теоретическими положениями о явлении изомерии.

3. Определите направление реакции электрофильного присоединения хлороводорода к пропену, пропину и пропеновой кислоте. Ответ аргументируете с позиций электронной теории.

4. Углеводороду состава C6H10 отвечает несколько структурных изомеров. Установите строение углеводорода, если известно, что он обесцвечивает бромную воду; при окислении раствором перманганата калия дает пентановую кислоту и оксид углерода (IV); при добавлении аммиачного раствора оксида серебра дает осадок, а при его гидратации в условиях реакции Кучерова образуется гексанон-3.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 9

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы аминокислоты, карбоновой кислоты и ее натриевой соли. Каким образом можно идентифицировать содержимое склянок? Приведите уравнения реакций и укажите идентификационные признаки.

2. Элементный состав карбоновых кислот C4H8O2 и C4H6O2. У какого состава больше изомеров? Ответ аргументируете теоретическими положениями о явлении изомерии карбоновых кислот. Назовите изомеры по Международной заместительной номенклатуре ИЮПАК.

3. Сравните пространственное строение молекул пропена и пропина, исходя из характера гибридизации орбиталей и строения атомов углерода. Укажите межвалентные углы С–Н и С–C связей. Подсчитайте число орбиталей, участвующих в образовании связей, типа s-, p-, sp-, sp2 и sр3-гибридных. Проведите анализ химических свойств и укажите те реакции, по которым можно отличить эти углеводороды.

4. Установите принадлежность вещества состава C5H10O к определенному классу кислородсодержащих соединений. Определите строение этого соединения, если известно, что в условиях внутримолекулярной дегидратации преимущественно образуется 2-метилбутен-2, а при окислении перманганатом калия в кислой среде образуется смесь ацетона и уксусной кислоты.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 10

1. Как доказать, что в составе молока есть белок (казеин) и углевод (лактоза), имея в распоряжении только щёлочь и сульфат меди? Ответ аргументируйте.

2. Какие виды структурной изомерии характерны для спиртов? Напишите структурные формулы изомерных спиртов состава С5Н12О. Назовите изомеры по заместительной номенклатуре ИЮПАК. Укажите первичные, вторичные и третичные спирты. Ответ аргументируйте.

3. Сравните пространственное строение молекул пентадиена-1,3 и пентадиена-1,4. Укажите межвалентные углы С–Н и С–С связей, тип гибридизации и строение атомов углерода, образование d- и p-связей. Объясните причину образования различных продуктов при монобромировании этих алкадиенов (н.у.). Ответ аргументируйте соответствующими теоретическими положениями.

4. Составу C4H10 соответствует несколько изомерных соединений. Установите строение углеводорода, если известно, что его можно получить действием избытка металлического натрия на йодэтан, а при его монохлорировании на свету преимущественно образуется вторичное галогенопроизводное.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 11

1. В склянках без этикеток находятся токсичные вещества: метанол, хлороформ, этиленгликоль. Какими реагентами можно установить содержимое склянок? Напишите уравнения реакций и укажите идентификационные признаки.

2. Напишите структурные формулы изомерных кислородсодержащих соединений состава С4Н10О. Укажите тип и виды изомерии. Назовите изомеры по применяемым международным номенклатурам ИЮПАК (заместительной и радикало-функциональной).

3. Расположите следующие кислоты в порядке возрастания кислотных свойств: бутановая, 2-хлорпропановая и 2'-метилпропановая. Ответ аргументируйте теоретическими положениями об электронном влиянии заместителей на относительную силу кислот путем индуктивного эффекта (понятие «индуктивный» эффект (J-), его направление (+J или -J)).

4. Установите строение аминокислоты состава С5Н11О2N, если известно, что она взаимодействует с соляной кислотой и гидроксидом натрия; с этиловым спиртом в условиях реакции этерификации образует соединение С7Н15О2N. Исследуемое вещество при нагревании выделяет аммиак и переходит в соединение, при окислении которого образуются ацетон и щавелевая кислота.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 12

1. В склянках без этикеток находятся бензол, стирол (винилбензол) и гексан. С помощью какого одного реагента можно установить содержимое склянок? Приведите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки.

2. Чем обусловлена изомерия у диеновых углеводородов? Приведите структурные формулы изомеров алкадиенов состава С5Н8. Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ аргументируйте.

3. Сравните пространственное строение молекул этилена и бензола, исходя из типа гидридизации орбиталей атома углерода и его строения. Покажите образование d- и p-связей, межвалентные углы С–Н и С–С связей. Чем объяснить, что для алкенов характерны реакции электрофильного присоединения, а для аренов - реакции электрофильного замещения? Какими общими реагентами можно отличить жидкие алкены от бензола?

4. Установите строение кислородсодержащего соединения состава С5Н12О, образующегося в качестве одного из токсичных побочных продуктов спиртового брожения. Известно, что это соединение при температурной каталитической дегидратации дает продукт состава С5Н10, окисление которого в условиях реакции Вагнера сопровождается образованием 2-метилбутандиола-1,2.

Ответ аргументируйте теоретическими положениями о переходе в спирт-сырец «сивушных масел». Строение побочного продукта подтвердите соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 13

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы глицерина, уксусной кислоты и глюкозы. Какие реагенты можно использовать для установления содержимого склянок? Приведите наиболее рациональную схему анализа, напишите уравнения реакции и укажите идентификационные признаки.

2. Напишите структурные формулы изомерных карбоновых кислот состава C5Н10O2. Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ аргументируйте.

3. Дайте определение понятию «кислотность» и характеристику константе кислотности (Ка) и силовому показателю кислотности (рКа) органических соединений кислотного характера.

У какого соединения из каждой пары сильнее выражены кислотные свойства:

а) 4-хлорбутановая кислота и 2-хлорбутановая кислота;

б) уксусная кислота и хлоруксусная кислота;

в) фторуксусная кислота и хлоруксусная кислота;

г) 2-метилпропановая кислота и бутановая кислота.

Значения рКа карбоновых кислот соответственно:

а) 4,52 и 2,90;

б) 4,76 и 2,87;

в) 2,57 и 2,87;

г) 4,87 и 4,88.

Ответ аргументируйте, используя электронные представления на основании положений о направлении индукционного эффекта (J-эффект) заместителей и факторов, от которых зависит его сила. Покажите графически направление действия (+ J или – J) индукционного эффекта.

4. Кислородсодержащим соединениям состава С4Н10О отвечает несколько изомеров. Установите строение соединения, если известно, что оно взаимодействует с металлическим натрием; окисляется при нагревании с оксидом меди (II) на медной проволоке с образованием продукта, окрашивающего фуксинсернистую кислоту в розовый цвет. Если исследуемое вещество нагревать с концентрированной серной кислотой, то образуется углеводород, при окислении которого раствором перманганата калия в жестких условиях образуется муравьиный альдегид и пропановая кислота.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

Вариант 14

1. В склянках без этикеток находятся твердые вещества: трихлоруксусная кислота и щавелевая. Каким образом можно установить содержимое склянок? Ответ мотивируйте. Укажите идентификационные признаки.

2. Напишите структурные и проекционные формулы изомерных карбоновых кислот состава С5Н8О2. Укажите типы изомерии. Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ мотивируйте.

3. Укажите, какие изомеры образуются преимущественно при:

а) нитровании хлорбензола

б) алкилировании толуола

в) сульфировании нитробензола

г) бромировании бензойной кислоты

д) нитровании 3-нитробензолсульфокислоты.

Отсвет аргументируйте с позиций электронного влияния заместителей в реакциях электрофильного замещения и правил ориентации.

4. Кислородсодержащим соединениям состава С4Н10О соответствует несколько индивидуальных веществ (изомеров). Установите строение соединения этого состава, если известно, что его можно получить двумя способами: каталитической гидратацией алкена состава С4Н8 и из бромметана, магния и пропанона в условиях реакции Гриньяра. Известно, что при окислении исследуемого вещества хромовой смесью образуется кетон и муравьиная кислота.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 15

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы пропионового альдегида (пропаналь) и акролеина (пропеналь). Как можно установить содержимое склянок? Приведите уравнения реакций, укажите идентификационные признаки. Ответаргументируйте.

2. Даны вещества: циклогексен, ацетилен, гексин-2, 3,3-диметилбутин-1, бутадиен-1,3; октадиен-2,4; октан, гептен-3. Выберите для гексадиена: а) гомологи; б) изомеры. Напишите структурные формулы. Ответ аргументируйте. Для найденных пар изомеров укажите вид структурной изомерии.

3. Какие изомеры образуются преимущественно в реакции сульфирования: а)этилбензола; б)нитробензола; в) бензолсульфокислоты; г) 2-метилбензолсульфокислоты? Ответ аргументируйте с позиций электронного влияния заместителей в реакциях электрофильного замещения в бензольном кольце и правил ориентации.

4. Углеводороду состава С9Н10 отвечает несколько изомерных соединений. Установите структуру соединения, если известно, что оно обесцвечивает бромную воду; при окислении раствором перманганата калия в кислой среде образует бензойную кислоту, а при хлорировании на свету дает 1-хлор-1-фенилпропан.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 16

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы глюкозы, глицерина и сахарозы. Какими реагентами можно установит содержимое склянок? Приведите уравнения реакций и идентификационные признаки.

2. Чем обусловлена структурная изомерия у аминокислот? Напишите структурные формулы изомеров состава C4Н9О2N, назовите их по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК.

3. Образование каких мононитросоединений следует ожидать при нитровании: а) 1,3-диметилбензола; б) 4-метилбензойной кислоты; в) м-нитробензолсульфокислоты; г) 4-хлортолуола? Ответ аргументируйте с позиций электронного влияния заместителей в реакциях электрофильного замещения в бензольном кольце и правил ориентации (имеет место согласованная или несогласованная ориентация?).

4. Установите структурную формулу углеводорода состава С6Н14, если известно, что при его бромировании образуется преимущественно вторичное монобромпроизводное, которое при сплавлении с натрием в условиях реакции Вюрца позволяет получить 5,6-диметилдекан.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 17

1. Как химическим способом отличить подсолнечное, льняное и конопляное масла от минерального (машинного, трансформаторного, солярового)? Ответ аргументируйте, исходя из химической природы пищевых и технических масел.

2. Что является причиной существования веществ в виде двух геометрических изомеров? Напишите проекционные формулы изомеров для бутендиовой и октадецен-9-овой кислот. Какие тривиальные названия имеют соответствующие геометрические изомеры и какие из них обладают биологической активностью? Ответ аргументируйте.

3. Расположите в ряд по увеличению основных свойств диэтиламин, анилин и аммиак. Ответ аргументируйте с позиций электронного влияния заместителей путем индуктивного (J-) и мезомерного (М) эффектов и справочными показателями основности (pKв или Кв).

4. Установите структурную формулу углеводорода состава С6Н14, если известно, что он содержит два третичных атома углерода, а при его хлорировании на свету образуется преимущественно только одно третичное монохлорпроизводное.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 18

1. В склянках без этикеток находятся жидкие вещества: бензол, гексан и пентин-2. С помощью какого одного реагента можно установить содержимое склянок? Приведите уравнения реакций и укажите идентификационные признаки. Ответаргументируйте.

2. Известно, что в состав пищевого жира входят пальмитиновая, стеариновая и линолевая кислоты. Выведите возможные изомеры триацилглицеринов, могущих присутствовать в этом масле. Назовите их по применяемой номенклатуре.

3. Напишите уравнения реакций электрофильного присоединения бромоводорода к следующим соединениям: 3,3-дихлорпропен, пропен, пропин. Ответ аргументируйте с позиций электронного влияния заместителей индукционным путем (понятие «индуктивный» эффект (J-) и определение его направленности (+J или -J)).

4. Установите строение кислородсодержащего соединения состава С6Н14О, если оно содержит третичный атом углерода; при окислении оксидом меди (II) на медной проволоке образуется продукт, который при добавлении фуксинсернистой кислоты дает розовое окрашивание; известно, что это соединение при проведении внутримолекулярной температурной дегидратации дает углеводород, при окислении которого в жестких условиях кислым раствором перманганата калия образуется 2-метилпропановая кислота.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 19

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы яичного белка, фруктозы и глицерина. Какими реагентами можно установить содержимое склянок? Ответ аргументируйте. Приведите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки, а также наиболее эффективную последовательность операций определения.

2. Напишите структурные формулы изомерных соединений состава С4Н10О. Укажите тип и виды изомерии. Назовите изомеры по международной номенклатуре ИЮПАК.

3. Укажите, в какие преимущественно положения будет вступать нитрогруппа при нитровании: а) м-нитробензола; б) п-хлоризопропилбензола; в) о-нитрофенола? В каких из приведенных соединениях проявляется согласованная ориентация? Ответ аргументируйте с позиций электронной теории влияния заместителей на распределение электронной плотности в бензольном ядре.

4. Установите строение кислородсодержащего вещества состава С5Н10О, если известно, что оно дает положительную реакцию с аммиачным раствором оксида серебра. При действии на исследуемое соединение водородом (в момент выделения) из него получается 2-метилбутанол-1.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 20

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы глицерина и формальдегида. Каким одним реагентом можно идентифицировать эти вещества. Ответ аргументируйте. Приведите уравнения реакций, укажите условия и идентификационные признаки.

2. Какие виды структурной изомерии характерны для карбонильных соединений общей формулы CnH2nO? Приведите структурные формулы для состава C5H10O. Назовите их по Международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ аргументируйте теоретическими положениями о явлении изомерии органических соединений.

3. У какой карбоновой кислоты из каждой пары сильнее выражены кислотные свойства: а) пропановая и 2-хлорпропановая б) пропановая и бутановая в) 2,2-диметилпропановая и пентановая? Ответ аргументируйте теоретическим материалом (дайте определение понятию «индуктивный» эффект (J-эффект); определение его направленности (+J или -J) и объясните, от каких факторов зависит относительная сила J-эффекта), справочными константами кислотности (рКа и Ка).

4. Установите строение кислородсодержащего соединения состава С5Н10О2, если известно, что оно взаимодействует с гидроксидом натрия с образованием вещества состава С5Н9О2Na. Это последнее при сплавлении с твердым гидроксидом натрия дает углеводород нормального строения С4Н10. Исследуемое вещество является оптически активным.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями и теоретическим материалом о явлении оптической активности органических соединений.

 

Вариант 21

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы аминокислоты, карбоновой кислоты и ее натриевой соли. Каким образом можно идентифицировать содержимое склянок? Приведите уравнения реакций, укажите условия их проведения и идентификационные признаки.

2. Приведите структурные формулы изомеров алкадиенов состава С5Н8. Назовите изомеры по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Укажите виды изомерии. Ответ аргументируйте.

3. Сравните пространственное строение молекул пропана и пропена, исходя из типа гибридизации орбиталей валентных электронов атомов углерода. Покажите образование σ- и π-связей в этих молекулах. Укажите межвалентные углы С-С и С-Н связей. Сколько орбиталей валентных электронов типа s-, p-, sp2- и sp3-гибридных участвует в образовании ковалентных связей? Почему для алканов характерны реакции замещения, а для алкенов – присоединения (приведите реакции). Ответ аргументируйте анализом энергетических характеристик связей.

4. Установите строение азотсодержащего органического вещества состава С3Н7О2N, если известно, что оно при нагревании с раствором нингидрина в ацетоне дает фиолетовое окрашивание и обладает амфотерными свойствами, а при нагревании выделяет аммиак и образует вещество состава С3Н4О2, обнаруживающее кислотные свойства.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 22

1. В склянках без этикеток находятся растворы мальтозы и сахарозы. Какими реагентами можно идентифицировать эти вещества? Ответ аргументируйте. Приведите уравнения реакций и идентификационные признаки.

2. Напишите структурные и проекционные формулы изомеров углеводорода состава С4Н8. Укажите типы изомерии. Назовите по международной заместительной номенклатуре ИЮПАК. Ответ аргументируйте теоретическими положениями о явлении изомерии органических соединений.

3. Расположите в ряд по возрастанию кислотных свойств следующие карбоновые кислоты: хлоруксусная, фторуксусная, уксусная, муравьиная. Ответ аргументируйте теоретическим материалом (о влиянии заместителей в молекулах путем индуктивного эффекта (J-) (понятие «индуктивный» эффект и его направленность (+J или -J)), справочными константами (рКа и Ка; смысл их численного значения).

4. Установите строение углеводорода состава С10Н12, если известно, что при нагревании он окисляется раствором перманганата калия до одноосновной карбоновой кислоты, обесцвечивает бромную воду, а при действии водного раствора перманганата калия в условиях реакции Вагнера дает 1-фенилбутандиол-2,3.

Ответ аргументируйте соответствующими химическими превращениями.

 

Вариант 23

1. В склянках без этикеток находятся водные растворы глицерина, уксусной кислоты и глюкозы. Какие реагенты можно использовать для установления содержимого склянок? Приведите наиболее рациональную схему анализа, напишите уравнения реакции и укажите идентификационные признаки.

2. Чем обусловлена структурная изомерия у соединений состава СnН2n+2О? Какие виды структурной изомерии возможны? Напишите структурные формулы изомерных кислородсодержащих соединений состава С4Н10О. Назовите изомеры по Международной заместительной номенклатуре ИЮПАК.

3. Расположите в порядке возрастания кислотных свойств следующие вещества: фенол, хлоруксусная кислота, метанол, уксусная кислота. Ответ аргументируйте теоретическим материалом, справочными константами, экспериментальным материалом.

4. 0,033 г спирта, в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: