Лекция 1. Философия и наука.




 

Философия науки–область научного знания, направленная на выявлении общих закономерностей в тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

       
 
 
   

 


Предмет философии науки по А. А. Радугину и О. А. Радугиной:

 
 


исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления;

общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний;

классификация наук, позволяющая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе;

методология научного познания;

социально-философские проблемы науки;

этико-философские проблемы научной деятельности;

проблемы взаимодействия науки и политики, взаимосвязи науки и религии.

 

 

Понятие науки

 

Основания науки:

       
   
 
 


Сознание Познавательный процесс Знание

 

Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию.

 

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.

 

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Термин «знание»:

а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

б) любая познавательно значимая информация;

в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» – с практическим отношением.

 

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на выявление закономерностей исследуемых явлений и производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства:

- ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, сразделением и кооперацией научного труда;

- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

- методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации,

- сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства, результата научного производства.

 

 

В понятие «наука» вкладывают несколько смыслов:

       
 
 
   

 

 


*Эйнштейн: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».

 

 

 

 


* Поппер ввел критерий фальсификации, полагая, что любое научной знание рано или поздно будет опровергнуто, поэтому проверка нафальсифицируемость дает гарантии, что мы имеем дело с относительно верным научным знанием.

 

М. Вебер о специфике научной работы: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет… Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным… Но быть превзойденными в научном отношении – не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас».

 

 

У В.С. Степина выделены три главных компонента оснований научной деятельности:

1. идеалы и нормы исследования,

 
 

 


2. Философские основания науки:

       
 
 
   

 

 


3. научную картину мира.

Научная картина мира (по Степину) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки.

 

 

         
 
   
 
   
 
   
 

 


Формы научной картины мира:

- общенаучная картина мира, т.е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социально-гуманитарных знаниях.

- естественно-научная картина мира,

- специальная картина мира отдельных наук.

 

 

Лекция 2.

 

 

Пять подходов относительно даты и места возникновения науки:

1) Наука органично присуща практической и познавательной деятельности человека, поэтому она была и есть всегда и везде, где есть разумно действующий человек.

2) Наука возникла в Греции в 5 веке до н.э., когда знание впервые было соединено с обоснованием.

3) Наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12 – 13 века) вместе с особым интересом к опытному знанию и математике.

4) Наука возникла в Европе в 16 – 17 веках вместе с работами Кеплера, Галилея, Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики.

5) Наука начинается с первой трети 19 века, когда исследовательская деятельность была объединена с образованием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: