Философия науки–область научного знания, направленная на выявлении общих закономерностей в тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Предмет философии науки по А. А. Радугину и О. А. Радугиной:
исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления;
общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний;
классификация наук, позволяющая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе;
методология научного познания;
социально-философские проблемы науки;
этико-философские проблемы научной деятельности;
проблемы взаимодействия науки и политики, взаимосвязи науки и религии.
Понятие науки
Основания науки:
Сознание Познавательный процесс Знание
Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.
Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Термин «знание»:
а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;
б) любая познавательно значимая информация;
в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» – с практическим отношением.
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на выявление закономерностей исследуемых явлений и производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства:
- ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, сразделением и кооперацией научного труда;
- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
- методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации,
- сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства, результата научного производства.
В понятие «наука» вкладывают несколько смыслов:
*Эйнштейн: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».
* Поппер ввел критерий фальсификации, полагая, что любое научной знание рано или поздно будет опровергнуто, поэтому проверка нафальсифицируемость дает гарантии, что мы имеем дело с относительно верным научным знанием.
М. Вебер о специфике научной работы: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет… Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным… Но быть превзойденными в научном отношении – не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас».
У В.С. Степина выделены три главных компонента оснований научной деятельности:
1. идеалы и нормы исследования,
2. Философские основания науки:
3. научную картину мира.
Научная картина мира (по Степину) – целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки.
Формы научной картины мира:
- общенаучная картина мира, т.е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социально-гуманитарных знаниях.
- естественно-научная картина мира,
- специальная картина мира отдельных наук.
Лекция 2.
Пять подходов относительно даты и места возникновения науки:
1) Наука органично присуща практической и познавательной деятельности человека, поэтому она была и есть всегда и везде, где есть разумно действующий человек.
2) Наука возникла в Греции в 5 веке до н.э., когда знание впервые было соединено с обоснованием.
3) Наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12 – 13 века) вместе с особым интересом к опытному знанию и математике.
4) Наука возникла в Европе в 16 – 17 веках вместе с работами Кеплера, Галилея, Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики.
5) Наука начинается с первой трети 19 века, когда исследовательская деятельность была объединена с образованием.