Науковедческие основания методологии




 

Науковедение - отрасль науки, которая изучает саму науку.

Науковедение: гносеология, логика науки, семиотика (учение о знаках), социология науки, психология научного творчества.

Гносеология - это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.

«научное познание»- общественно-исторический процесс и явля­ется предметом исследований гносеологии

«научное исследование» -субъективный процесс - как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом - ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки (методологии научного исследования).

гносеологических оснований методологии.

 

Наука- сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

три основных аспекта науки:

- наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

- наука как результат (научные знания);

- наука как процесс (научная деятельность).

 

Общие закономерности развития науки:

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Ка­кие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие науки - процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.

 

Рис. 3. Структура научного знания по В. С. Ледневу

А.И. Ракитов выделяет следующие общие для каждой научной отрасли характерные признаки:

1. Каждая отрасль науки относится к более или менее четко обособляемой совокупности объектов познания.

2. На данной совокупности объектов познания выделяются фиксированные отношения, взаимодействия и преобразования, которые образуют предмет данной отрасли.

3. В предмете выделяется относительно ограниченный, «понятный» для специалистов круг проблем. По мере развития познания их набор и содержание могут изменяться, сохраняя известную преемственность. При этом всегда сущест­вуют «стержневые» проблемы, идентичные для всех стадий развития данной отрасли познания и гарантирующие ее само- тождественность.

4. Существуют принятые внутри данной отрасли познания критерии истины.

5. Методы исследования, принятые в данной отрасли познания, подчинены решению рационально сформулированных проблем, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли.

6. Существует исходный эмпирический базис знания, то есть определенная информация, полученная в результате прямого и непосредственного чувственного наблюдения.

7. Существуют специфические для данной познавательной отрасли теоретические знания, которые не следует отождествлять с понятием теории, фигурирующим в определении гносеологического идеала науки.

8. Не существует жестко обособленного формального, искусственного языка, специфичного лишь для данной отрасли знания, хотя можно говорить о частичной профессиональной концептуализации, то есть о частичном изменении смыслов и значений терминов, их приспособлении к решению задач в системе профессиональной исследовательской деятельности.

 

Критерии научности знания

Истинность знания.Соответствие знания познаваемому предмету. Понятие «истина» подразумевает соответствие знания действительности, достоверность его содержания безотносительно к познающему субъекту и существующего независимо от него в силу своей объективности. Истинность научного знанияÞпринцип достаточного основания (в логике он называется «законом достаточного основания») является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

ИнтерсубъективностьÞобщезначимость, общеобязательность для всех людей, всеобщность научного знания. Признак интерсубъективностиÞвоспроизводимости научного знания.

СистемностьÞорганизованность научного, художественного, обыденного знания.

 

Классификации научного знания:

- по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

- по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные);

- по отношению к деятельности субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные, содержащие предписания, прямые указания к деятельности;

- по функциональному назначению фундаментальные, прикладные и разработки.

- по отнесению к формам мышления - разделение знаний на эмпирические и теоретические.

Эмпирическое знание - это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы.

Теоретическое знание - это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

 

Формами организации научного знания являются:

- факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы.

- положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений является аксиома и теорема. Аксиома - исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства и лежащее в основе доказательства других положений теории.Теорема - положение, устанавливаемое при помощи доказательств.

- понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков - свойств предметов и явлений.

- категория - предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время».

- принцип - выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия - норматива, предписания к деятельности;

- закон - существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Например, закон Ома, закон Джоуля-Ленца и т.д.

- теория.1. форма деятельности общественно развитого человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой образующая совокупную деятельность общества. 2. форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией.

Основные компонентытеории:

1) множество зафиксированных в науке фактов, проведенных экспериментов и пр., которые, хотя и получили уже некоторое описание, но еще ждут своего объяснения, теоретической интерпретации;

2) множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, принципов теории;

3) множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;

4) совокупность выведенных в теории следствий, теорем, утверждений, принципов, условий и т. д. с их доказательствами.

- метатеория - теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой-либо определенной отрасли научного знания;

- идея- высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование.

- доктрина–(концепция) - система взглядов, направлений действий, получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом - правительством, мини­стерством. Например, военная доктрина, доктрина развития жилищно-коммунального хозяйства.

- парадигма - концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

 

Этические и эстетические основания методологии

Основными функционально-структурными элементами эстетической культуры являются:

- эстетические отношения, системообразующим фактором которых выступает общественный идеал;

- совокупная система художественных ценностей;

- особый отряд людей - художественная интеллигенция,

- осуществляющий на профессиональном уровне воспроизводство художественных ценностей, а также обеспечивающий их функционирование в обществе;

- средства тиражирования и коммуникации, обеспечивающие накопление и трансляцию художественных ценностей, их включение в систему эстетических отношений;

- институты и механизмы распределения и воспроизводства эстетической культуры и эстетического воспитания.

 

Этические основания методологии.

мораль и нравственныенормами.

моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность.

 

Структурными эталонами нравственной культуры как целостной системы являются:

- культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы к осо­бенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.);

- культура чувств;

- культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципам и нормам морали);

- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения.

 

Корпоративная этика - это свод писанных и неписаных норм взаимоотношений между сотрудниками в рамках одного конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения, либо сложившиеся как традиции, либо закрепленные в нор­мативных документах - уставах, должностных инструкциях и т.д.

Профессиональная этика. Для некоторых профессий существуют помимо общечеловеческих, общенациональных этических норм еще и дополнительные профессиональные этические нормы: педагогическая этика, медицинская этика (в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: