Симптомы неблагополучия. Эмоционально-оценочные




Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у подростков показало, что наиболее выражена у них склонность к прямой физической агрессии (78 баллов) – 30% подростков обладают очень высоким уровнем, 40% - высоким уровнем и 22% - повышенным уровнем. Эти подростки готовы применить физическую силу против другого лица. Они считают, что люди, которые их постоянно изводят, стоят того, чтобы щёлкнуть их по носу; они дают сдачи, когда их кто-нибудь бьёт; когда они злятся, то могут ударить кого-нибудь; временами они не могут справиться с желанием причинить вред другим людям; если для защиты своих прав им надо применить физическую силу, то они применяют её. Настораживает тот факт, что только лишь 8% подростков обладают средним уровнем данного вида агрессии.

Косвенная агрессия тоже имеет высокий уровень в данной группе подростков (68 баллов) – 50% обладают очень высоким уровнем, 12% - высоким и 30% - повышенным уровнем. Эти подростки иногда сплетничают о людях, которых не любят; когда они раздражаются, то хлопают дверями и могут раздражаться настолько, что кидаются предметами; от злости они иногда бывают мрачными; они обижаются, когда что-то получается не так как они хотят; они способны на грубые шутки; могут проявлять вспышки гнева и иногда выражают свой гнев тем, что стучат по столу кулаком. Надо отметить, что только 8% подростков имеют средний уровень косвенной агрессии.

Как показало исследование, одной из наиболее выраженных оказалась такая форма проявления агрессии как раздражение (59 баллов): 28% имеют очень высокий уровень, 30% - высокий уровень и 20% - повышенный. Средний уровень раздражения имеют только 20% опрошенных.

Учащиеся легко раздражаются, но легко и успокаиваются, они строги к чужим недостаткам, но не замечают своих; они довольно раздражительны и часто раздражаются из-за мелочей; их может охватывать ярость, когда над ними надсмехаются; они расстраиваются, если к ним относятся хуже, чем они того заслуживают; иногда люди их раздражают просто своим присутствием; они часто чувствуют себя, как пороховая бочка, готовая взорваться, они бывают грубы по отношению к тем людям, которые им не нравятся.

В данной группе мы можем говорить о повышенном уровне вербальной агрессии (72 балла) – 24% подростков обладают очень высоким уровнем, 24% - высоким и 44% - повышенным уровнем. Это значит, что если они не одобряют поведения друзей, то дают им это почувствовать; они часто бывают не согласны с людьми, не могут удержаться от спора, если люди не согласны с ними; они требуют, чтобы люди уважали их права и когда злятся, то могут прибегать к «сильным» выражениям; если их кто-то раздражает, то они готовы сказать всё, что они о них думают; часто просто угрожают людям, хотя и не собираются приводить угрозы в исполнение, а в споре часто повышают голос; они очень прямолинейны и не скрывают плохого отношения к людям. Лишь 6% подростков обладают средним уровнем вербальной агрессии.

Негативизм имеет повышенный уровень в данной группе (66 баллов): 16% подростков обладают очень высоким уровнем, 30% - высоким уровнем и 28% повышенным уровнем. У 22% подростков средний уровень негативизма.

Если их не попросят по-хорошему, они не выполнят просьбу, если им не нравится установленное правило, им хочется его нарушить; они поступают наперекор тем людям, кого они не принимают и делают всё, чтобы они не зазнавались; если кто-то выводит их из себя, они не могут удержаться и промолчать.

Также мы можем говорить о повышенном уровне подозрительности в группе (57 баллов): 44% имеют очень высокий уровень, 12% - высокий и 22% - повышенный уровень. А 20% подростков имеют средний уровень подозрительности.

Они считают, что знают, что люди говорят о них за спиной; они держатся настороженно с людьми, которые относятся к ним несколько более дружественно, чем они ожидают; они полагают, что многие люди их не любят и завидуют им, иногда им кажется, что над ними беспричинно смеются, они постоянно думают о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для них, они полагают, что большинство людей говорят неправду; они считают, что у них есть враги, которые хотят им навредить и что некоторые люди намеренно пытаются разозлить или оскорбить их.

Уровень обиды у подростков также повышенный (55 баллов): 20% обладают очень высоким уровнем, 20% - высоким уровнем и 40% - повышенным. Только 18% подростков имеют средний уровень данного вида реакции.

Испытуемые считают, что не всегда получают то, что им положено; другие (а не они) умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами в жизни, их немного огорчает их судьба, они часто видят людей, которые им не нравятся; иногда их гложет зависть, хотя они стараются и не показывать этого, они полагают, что если бы все знали, что они чувствуют, их бы считали людьми, с которыми нелегко ладить; иногда они чувствуют, что жизнь поступает с ними несправедливо.

Диагностируя достаточно высокие уровни выраженности данных признаков у подростков, надо отметить, что они обладают повышенным уровнем и чувства вины(аутоагрессии) – 72 балла: 32% подростков имеют очень высокий уровень, 20% - высокий и 30% - повышенный уровень. То есть, совершая плохие поступки, они испытывают угрызения совести, а, значит, есть над чем работать.

Таким образом, если им случается обмануть кого-нибудь, они испытывают мучительные угрызения совести; иногда им на ум приходят мысли, которых они стыдятся; их угнетает то, что они мало делают для родителей, им хочется, чтобы их ошибки были прощены; они делают много такого, о чём впоследствии сожалеют, их огорчают неудачи, они часто думают, что живут неправильно и надо что-то менять в жизни.

Что касается индекса агрессивности и индекса враждебности, которые были подсчитаны по соответствующей шкале, умножены на коэффициент и подставлены в формулы, а результат был сверен с таблицей, то они также имеют высокий уровень.

Индекс агрессивности (73 балла): 22% подростков имеют очень высокий уровень, 38% – высокий, а 34% - повышенный. И лишь только у 6% средний уровень, а это всего 3 человека из большой группы.

Индекс враждебности (59 баллов): 26% обладают очень высоким уровнем, 20% - высоким и 42% - повышенным уровнем. 4 подростка (12%) имеют средний уровень.

Подводя итоги вышесказанному, надо отметить, что большинство подростков имеют высокую степень выраженности агрессивности, а это может привести к конфликтности личности, неспособности на сознательную кооперацию. Можно сделать прогноз о возможности проявления открытой мотивационной агрессии. Эти подростки обидчивы, враждебны, у них чувство горечи, гнева на весь мир, они убеждены, что в их неудачах виновны другие люди, только не они сами и уверены, что окружающие их люди намерены причинить им вред.

Таким образом, подростки обладают высоким уровнем проявления агрессивных реакций.

При интерпретации данных необходимо помнить, что каждый человек должен обладать определённой степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, неумению отстаивать свои интересы и т. п. Чрезмерное же развитие данной черты начинает определять весь облик личности, влиять на мотивацию, способность к самоконтролю и возможность дальнейшего развития.

В связи с вышесказанным хотелось дать рекомендации по выявлению симптомов неблагополучия и по общению с агрессивными детьми.

Симптомы неблагополучия

Эмоционально-оценочные:

· не понимают чувств и переживаний других людей;

· не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;

· чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;

· ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны;

· обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;

· во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Поведенческие

· легко теряют контроль над собой;

· проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);

· демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);

· раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;

· отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);

· намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Физические

· страдают головными болями, мускульным напряжением;

· отличаются угрюмым, тоскливым настроением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: