Выступление на педсовете
«Психологические особенности агрессивного поведения подростков»
Исследование агрессивности подростков
Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком.
Наиболее остро агрессивное поведение проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.
Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений. В связи с этим в регуляцию взаимоотношений между людьми включается система оценок действий и поступков друг друга, а также собственных усилий, предпринимаемых по отношению к другим людям.
Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между подростками, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между подростками и неконструктивным способом их разрешения.
Опросники, применение которых более эффективно в условиях массового обследования, могут дать значительный результат на этапах индивидуальной работы с подростками. Именно тогда они выполняют функцию подтверждения или опровержения выявленных в процессе наблюдения данных, дополняют исследование новыми материалами, что в конечном итоге может помочь специалисту сделать точные, действительно связанные с реальностью выводы.
|
Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребёнка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого
лица.
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена: взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти реакции характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
|
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по
отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и
приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,
угрозы).
8. Чувство вины (аутоагрессия) - выражает степень убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.
Физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности.
При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное. С точки зрения общества, состояние уже наступило и речь идёт только об указании способа его выражения, что создаёт акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;
|
в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.
Опросник Басса-Дарки включён практически во все руководства по психодиагностике. В большинстве изданий обработка результатов завершается подсчётом «сырых» баллов и далее нет никаких указаний на то, как их интерпретировать – какой уровень считать низким, средним, высоким.
Учитывая всё вышеизложенное, для проведения качественного исследования среди подростков я обратилась к опыту стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки [А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова, 2008 г, с. 35-45].
Исследование
Таким образом, групповое диагностическое исследование проводилось 4 марта 2014 г. в МОУ СОШ №17 г. Воскресенск. В нём приняли участие 35 подростков из 9-а и 9-б классов. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Цель диагностики: выявить уровень и формы агрессивных и враждебных реакций.
Обработка результатов
Все бланки были проверены на пригодность. Все результаты были обработаны в соответствии с ключом (см. приложение № 1) и занесены в таблицу. Были учтены коэффициенты для умножения на «сырые» баллы, полученные по шкалам опросника, диагностические значения преобразованных баллов по всем шкалам опросника и диагностические значения для индексов агрессивности и враждебности (см. приложение № 2).