Их виды и основные причины возникновения




Осложнение – это замедление (приостановление) непрерывного цикла буро- вых работ, вызванное влиянием природных и/или геологических факторов.

Различают следующие основные виды осложнений:

1) поглощение буровых и тампонажныхрастворов;

2) нефтегазоводопроявления;

3) нарушение устойчивости стенокскважины;

4) жёлобообразование;

5) сероводороднаяагрессия;

6) растепление ММП и их обратноепромерзание;

7) осложнения при бурении спродувкой.

Основными причинами возникновения осложнений являются:

1) горно-геологические факторы (АВПД, АНПД, наличие агрессивных флюи- дов идр.);

2) технико-технологические факторы (несоответствие проекта реальным условиям бурения, нарушение технологии бурения идр.);

3) организационные факторы (низкая квалификация буровой бригады, нару- шение трудовой дисциплины идр.).

Основными средствами предупреждения осложнений являются:

1) правильный выбор конструкции скважины, режимов и способов бурения, долот,КНБК;

2) правильный подбор бурового и тампонажного растворов, их свойств и па- раметров, а также их оперативноерегулирование;

3) постоянный технологический и геофизический контроль за состоянием ствола скважины с использованием методовпрогнозирования.

Следует отметить, что несвоевременно или неправильно ликвидированное осложнение может явиться причиной аварии.

Авария – это нарушение технико-технологического цикла строительства сква- жины, вызванное потерей поперечной и продольной подвижности бурильного ин- струмента или его поломкой с оставлением в стволе скважины его элементов, а также различного инструмента и оборудования, для извлечения которых требуется проведе- ние специальных ловильных работ.

Для разработки наиболее эффективных мер по предупреждению и ликвидации аварий их подразделяют на виды. Вид аварий – это характерные, часто повторяющи- еся и существенно не отличающиеся друг от друга аварии, которые согласно [60] подразделяются на восемь видов:

1) аварии с бурильнойколонной;

2) прихваты бурильныхколонн;

3) аварии с обсаднойколонной;

4) аварии из-за неудачногоцементирования;

5) аварии сдолотами;

6) аварии с забойнымидвигателями;

7) аварии в результате падения в скважину постороннихпредметов;

8) прочиеаварии.


Согласно проведенному анализу аварийности в нефтегазоразведочных экспе- дициях и буровых предприятиях, работавших на севере Тимано-Печорской провин- ции в различные периоды, но на одних и тех же или соседних площадях и месторождениях, установлено, что аварии распределяются следующим образом:

 

Виды аварий 1971-1978 гг. 2000-2001 гг. 2012-2013 гг.
1. Аварии с бурильной колонной 49 (46%) 22 (42%) 5 (42%)
2. Прихваты колонны бурильных колонн 33 (31%) 12 (23%) 3 (25%)
3. Аварии с обсадными колоннами 10 (9%) 9 (17%) 2 (17%)
4. Аварии с долотами 3 (3%) 7 (13%) 1 (8%)
5. Аварии с забойными двигателями 4 (4%) - -
6. Прочие аварии 7 (7%) 3 (5%) 1 (8%)
Всего аварий за указанный период 106 (100%) 53 (100%) 12 (100%)

 

Полученные данные подтверждают исследования, проведённые И. П. Пустовойтенко [60], в которых отмечено, что наибольшее число аварий связано с элементами бурильной колонны(38%).

Аварии с бурильной колонной – слом и оставление в скважине частей или эле- ментов колонны труб (ведущих, бурильных, насосно-компрессорных и утяжелённых труб, переводников, муфт, замков, центраторов, амортизаторов, калибраторов, шла- мометаллоуловителей).

Прихваты бурильных и обсадных колонн – непредвиденная потеря продольной и поперечной подвижности колонны труб.

Аварии с обсадной колонной – это аварии со спускаемыми, спущенными и за- цементированными обсадными колоннами.

Аварии из-за неудачного цементирования связаны с недоподъёмом в затрубном пространстве цементного раствора, с негерметичностью труб, с оставлением в обсад- ной колонне цементного раствора, для удаления которого требуются дополнительные работы, с прихватом затвердевшим цементным раствором колонны бурильных труб, на которых спускалась секция обсадных труб или хвостовик.

Аварии с долотами – оставление в скважине долота, бурильной головки, рас- ширителя, а также их элементов и частей.

Аварии с забойными двигателями – оставление в скважине турбобура, электро- бура, винтового двигателя или их узлов вследствие поломок или разъединения с бу- рильной колонной.

Аварии в результате падения в скважину посторонних предметов происходят в ре- зультате падения в скважину различных инструментов, приспособлений и их частей (вкладыши ротора, роторные клинья, параллели ПКР, челюсти АКБ, ключи и т. д.).

Прочие аварии – это аварии, которые произошли при проведении промыслово- геофизических исследований в скважине (обрывы и прихваты кабеля, приборов, шаб- лонов, торпед, перфораторов), при падении и разрушении вышек, оснований, элемен- тов талевой системы, при возникновении взрывов и пожаров на буровых и при открытом фонтанировании.

Началом аварии считается момент её возникновения, а окончанием – восста- новление условий для продолжения бурения.

Основными причинами аварий считаются:

1) несвоевременная или неправильная ликвидацияосложнения;

2) технико-технологические факторы (нарушение технологии бурения, требо- ваний ГТН идр.);


3) организационные факторы (нарушение трудовой дисциплины идр.);

4) брак оборудования иинструмента.

Основными средствами предупреждения аварий являются:

1) строгое соблюдение при бурении ГТН, технологического проекта и режим- но-технологическойкарты;

2) контроль над соответствием параметров бурового раствора технологиче- скому проекту;

3) соблюдение трудовойдисциплины;

4) предупреждение и своевременная ликвидацияосложнений.

Согласно опыту бурения установлено, что самое большое число аварий проис- ходит во время передачи вахты и в первый час после её приёма, поэтому при приёме вахты необходимо:

1) при бурении приподнять бурильную колонну не менее чем на 15 м и с по- мощью ГИВ и манометра давления убедиться в её целостности и в нормальном состо- янии стволаскважины;

2) получить от предыдущей вахты сведения о длине и компоновке бурильной колонны, технологическом состоянии ствола скважины (интервалы осыпей, сужений, поглощений, жёлобообразований), распоряженияхмастера;

3) проверить исправность лебёдки, ротора, насосов, ПВО,противозатаскивателя;

4) осмотреть талевый канат, тормозные ленты, элеваторы, состояние клиньев и челюстей машинных ключей иАКБ;

5) сообщить немедленно об обнаруженных неисправностях бурильщику и ма- стеру и приступить к ихустранению;

6) проверить качество и количество промывочнойжидкости.

Любая возникшая авария должна быть расследована в течение 72 часов с мо- мента её возникновения. Расследование аварий осуществляется специальной комис- сией, которая назначается буровым предприятием. Комиссия должна:

1) установить причины возникновения аварии ивиновников;

2) наметить необходимые мероприятия по предупреждению подобных аварий вдальнейшем;

3) составить и подписать акт об аварии в трёх экземплярах по установленной форме (прил.1).

Кроме этого, техническая служба предприятия под руководством главного ин- женера осуществляет:

1) составление плана работ по ликвидации аварии с указанием ответственных исполнителей исроков;

2) назначение ответственного за выполнение планаработы;

3) контролирование процесса ликвидацииаварии.

При возникновении аварии в результате брака оборудования и инструмента предприятие предъявляет рекламацию заводу-изготовителю.

Авария должна быть зарегистрирована в буровом журнале в течение 24 часов со времени её возникновения. После ликвидации аварии на скважине в течение 24 ча- сов составляется акт о ликвидации аварии (прил.1).

Время ликвидации аварии может составлять от нескольких часов до несколь- ких месяцев и даже вплоть до ликвидации скважины.

Аварийность на буровом предприятии можно оценить с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициент аварийности (число аварий на 1 000 мпроходки):


K =1000 × A, (1.1)

a H

г

где А – число аварий за исследуемыйпериод;

Нг – проходка за исследуемый период, м.

2) коэффициент тяжестиаварий:

K = Ta, (1.2)

т A

где Та – потери времени на ликвидацию аварий,ч.

3) потери времени на 1 000 м проходки(ч):

T =1000× Ta, (1.3)

п H

г

4) потери условной проходки из-за аварий(м):


На = Нг


× Та

Т


, (1.4)


к

где Тк – календарное время бурения скважины,ч.

5) процент аварийного времени(%):

П = Та ×100%, (1.5)

а Т


6) убытки от аварий(руб.):


к

С = Сч × Та, (1.6)


где Сч – стоимость 1 ч работы при ликвидации аварии,руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: