профориентационной направленности




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

 

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» зам. директора по УР на заседании МС, протокол № ___

С. Кротовка

______________ / Кадырова С.Х. _____________/ Кузнецова О.Д. ______________/__________________

«___»__сентября___201 ___ г. «___»_сентября___201 ___ г. «___»__сентября___201 ___ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Клуба старшеклассников профориентационной направленности

«Друзья леса»

Классы 8-9

Количество часов_______34_____

Руководитель учитель биологии Сороколет Ольга Юрьевна

 

Годы

Программа клуба

профориентационной направленности

«Друзья леса»

Данная программа предусматривает содержание основных вопросов лесоведения, разработана на основе учебного пособия для учителей общеобразовательных школ «Лес и лесное хозяйство», Москва, 2016, / под общ. ред. А. П. Петрова. – М.: Всемирный банк, 2016. – 224 c.

Включение образовательного компонента в страновой план реализации программы в России на всех этапах обусловлено приоритетом укрепления кадровой политики в решении стратегических задач развития лесного сектора в условиях интенсификации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. На первом этапе объектом укрепления кадровой политики выбрано совершенствование дополнительного лесного образования, позволяющего за относительно короткие сроки в сравнительно больших масштабах повысить квалификацию как руководителей и специалистов органов государственной власти в сфере лесных отношений, так и руководящий персонал лесопромышленных предприятий. Методологической основой совершенствования дополнительного образования выбрана модульная (сетевая) организация, позволяющая создавать учебные планы и программы, в содержание которых постоянно вносятся изменения, обусловленные совершенствованием лесного законодательства. Одной из наиболее распространенных форм профессиональной ориентации молодежи школьного возраста является реализация в общеобразовательных школах программ дополнительного образования.

Применительно к ориентации молодежи на выбор лесных профессий формой дополнительного образования являются школьные лесничества, создаваемые путем взаимодействия органов государственной власти в сфере лесных отношений (лесничеств) с общеобразовательными школами. Как показывает длительный опыт функционирования школьных лесничеств, преобладающей формой получения знаний о лесе и о тех работах, которые человек осуществляет в лесу, является непосредственное участие учащихся в хозяйственной и управленческой деятельности в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Данная программа предполагает возможные варианты ответов при участии в конкурсной деятельности учащихся и состоит из следующих модулей:

❖ Деревья – основа леса

❖ Лес – растительный и животный мир

❖ Экологические и социальные услуги леса

❖ Лесовосстановление и уход за лесом

❖ Охрана лесов от пожаров

❖ Защита леса и санитарная безопасность

Модули программы Темы Практическая часть
1. Лес и человек Леса мира и Российской Федерации. Ценности и услуги леса.   Весенняя и осенняя посадка деревьев, ✦ лесопатологическое обследование лесных участков, ✦ проведение профилактических мероприятий, предупреждающих возникновение лесных пожаров, ✦ очистка лесных территорий от бытового мусора, образующегося вследствие несоблюдения населением установленных правил сбора и хранения бытовых отходов.
  Лес как духовное и национальное достояние России Сочинение на тему с условным названием «Мой лес». В сочинении: ✔ общие сведения о лесе, который окружает место проживания или школу; ✔ посещение леса: как часто, в какие сезоны, с какой целью, индивидуально или группой; ✔ успехи и разочарования в сборе дикорастущих ягод, грибов, орехов, в проведении отдыха на природе; ✔ участие в мероприятиях по посадке деревьев, предупреждению пожаров, борьбе с вредителями леса, очистке леса от бытовых отходов и мусора; ✔ семейные традиции при выборе лесных профессий; ✔ источники информации о лесе в отношении требований к пребыванию в лесах, использованию лесных ресурсов; ✔ отношение к лесу: какие вопросы вызывают наибольший интерес и требуют дополнительных знаний; ✔ какая деятельность человека в лесу вызывает наибольший интерес на предмет выбора лесной профессии. К сочинению рекомендуется прилагать снимки и видеофильмы собственного производства.
2. Деревья – основа леса   Практическое занятие 1 Тема: ДЕРЕВЬЯ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛЕСА
    Практическое занятие 2 Тема: СТРУКТУРА РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕРЕВЬЕВ В ЛЕСУ. КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ДЕРЕВЬЯМИ
    Практическое занятие 3 Тема: ОСНОВНЫЕ ХВОЙНЫЕ И ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСООБРАЗУЮЩИЕ ПОРОДЫ
    Практическое занятие 4 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ДРЕВОСТОЯ
    Практическое занятие 5 Тема: НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕРЕВЬЕВ
    Практическое занятие 6 Тема:ОТБОР ДЕРЕВЬЕВ В РУБКУ УХОДА
3. Лес – растительный и животный мир Лесная флора как растительный элемент леса Практическое занятие 1 Тема: ЛЕСНАЯ ФЛОРА КАК РАСТИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛЕСА
  Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры Практическое занятие 2 Тема: «ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЖИВОГО НАПОЧВЕННОГО ПОКРОВА КАК ЭЛЕМЕНТА ЛЕСНОЙ ФЛОРЫ
    Практическое занятие 3 Тема: ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА ПОДЛЕСКА КАК ЭЛЕМЕНТА ЛЕСНОЙ ФЛОРЫ
    Практическое занятие 4 Тема: ЛЕСНАЯ ФЛОРА КАК ИНДИКАТОР ТИПОВ ЛЕСА
    Практическое занятие 5 Тема: ИЗУЧЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ЛЕСНОЙ ФЛОРЫНА ВЫРУБКАХ
    Практическое занятие 6 Тема: ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ И НА ЛЕСНЫХ ВОДОЕМАХ
  Лесная флора как индикатор типов леса  
  Лесная фауна как индикатор леса подсчёт всех особей на данной территории, так и относительный – учитывается лишь какая-то часть особей.
4. Экологические и социальные услуги лесу Традиционное использование лесов Практическое занятие 1 Тема: ЛЕС И ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
  Социальные и экологические услуги леса Практическое занятие 2 Тема: ЛЕС В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И В РЕАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
  Лесная рекреация Практическое занятие 3 Тема: ЛЕС И РЕКРЕАЦИЯ
    Практическое занятие 4 Тема: ЛЕС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Ролевая переговорная игра «Проведение круглого стола на тему: Лес и гражданское общество» (технологическая карта изучения темы)
5. Лесовосстановление Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса  
  Выращивание посадочного материала в лесном питомнике Снегование заключается в следующем: ✔ семена замачивают в воде комнатной температуры в течение суток; ✔ извлеченные из воды семена помещают в мешки из редкой ткани или марли таким образом, чтобы толщина слоя семян не превышала 3 см; ✔ мешки с семенами раскладывают на площадке с утрамбованным снегом, накрывают еловым лапником и сверху забрасывают слоем снег толщиной 60–80 см. Срок выдерживания семян под снегом 1–2 месяца; ✔ за 2–3 суток до посева извлеченные изпод снега семена подсушивают в помещении.
  Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами Оптимальный срок посадки – весна, так как это время наиболее благоприятно для развития корневой системы. Чаще всего посадку осуществляют с использованием меча Колесова или лопаты. За лесными культурами осуществляют уходы для борьбы с зарастанием травой и древесно-кустарниковой растительностью. Осенью проводят обследование участка для оценки состояния сохранившихся растений (инвентаризацию лесных культур). Для этого закладывают пробные площади, на которых осуществляют перечет лесных культур. При необходимости делают дополнительную посадку растений взамен погибших – дополнение.
  Естественное лесовосстановление: учет и оценка Практическое занятие 1 Тема: ОЦЕНКА УРОЖАЯ СЕМЯН ОСНОВНЫХ ЛЕСНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД
    Практическое занятие 2 Тема: ОЦЕНКА УРОЖАЯ ЖЕЛУДЕЙ ДУБА
    Практическое занятие 3 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСХОЖЕСТИ СЕМЯН ХВОЙНЫХ ПОРОД
    Практическое занятие 4 Тема: ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ЛЕСНОМ ПИТОМНИКЕ
    Практическое занятие 5 Тема: СОЗДАНИЕ ЛЕСНЫХ КУЛЬТУР
    Практическое занятие 6 Тема: УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ
5. Охрана лесов от пожаров Что горит в лесу? Противопожарная пропаганда
  Почему горит лес? Мероприятия, предупреждающие лесные пожары Практическое занятие 1 Тема: РАБОТА С КОМПАСОМ
  Действия людей при обнаружении пожара Практическое занятие 2 Тема: СООБЩЕНИЕ О ПРОИСШЕСТВИИ В ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ
  Требования к безопасности людей при пожаре Практическое занятие 3 Тема: РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРА В ЛЕСУ
    Практическое занятие 4 Тема: ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ТУШЕНИИ ВОЗГОРАНИЯ ТРАВЫ
    Практическое занятие 5 Тема: ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С РАНЦЕВЫМ ОГНЕТУШИТЕЛЕМ
6. Безопасность в лесах Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» Практическое занятие 1 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ
    Практическое занятие 2. Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕТА ХВОЕ- И ЛИСТОГРЫЗУЩИХ НАСЕКОМЫХ
    Практическое занятие 3 Тема: ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕТОВ ХВОЕ- И ЛИСТОГРЫЗУЩИХ НАСЕКОМЫХ И РАСЧЕТ ПРОГНОЗА ПОВРЕЖДЕНИЯ КРОН ДЕРЕВЬЕВ
    Практическое занятие 4 Тема: ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: