Постановка учебной задачи




Кл.23.04.рус.яз.

Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»

Цели: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;

 

Ход урока

  1. Орг. мом. - Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. И сегодня мы продолжим узнавать новые возможности русского языка.
  2. Минутка чистописания

-Вспомните какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Какие времена глаголов существуют?

-Пропишем буквы, чередуя на одной строке: Нн Пп Бб

Постановка учебной задачи

Прочитай слова: деревья, мышь, жильё, помощь, молодёжь, веселье, поёшь, зелень, пеньки, календарь.

- Что общего в этих словах?(все с «ь»)
- Какое «лишнее»? (поёшь -глагол)
- Выделите орфограммы.(какие ещё орфограммы встретились? Подчеркните.
- Как разделить слова на три группы по типу орфограмм? («ь» -показатель мягкости, разделит., на конце сущ. ж.р. 3 скл.)

Запишите эти слова в 3 столбика и подчеркните Ь.
- Почему слово «поёшь» осталось лишним? (не относится к данным орфограммам)
-В чём особенность написания этого слова? (ь на конце)
-Назовите последний звук в этом слове [ ш]
- Что мы о нём знаем? (согласный, всегда твёрдый)
- Почему на конце мягкий знак?

4.Определите цели и задачи сегодняшнего урока.
Мы подробно рассмотрим новую форму глагола, научимся грамотно оформлять её на письме, узнаем о роли мягкого знака для этих глаголов.
5. Открытие новых знаний.
-Откройте учебники на стр. 115 упр. 202. Выполни это упр.

-Прочитайте информацию под галочкой. Обратите внимание!

-Глаголы, которые сочетаются с местоимением 2 лица единственного числа («ты») и отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь? имеют окончания -ишь, -ешь или -ёшь с мягким знаком на конце.

6. Закрепление изученного.
- Выпиши глаголы 2-го лица ед.ч.

«…Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном…»

- Собери пословицы. Измени форму глаголов, чтобы на конце записывали «ь». (2л.,ед. число). Запиши в тетрадь.

Ласковым словом и камень растопить.
Крепкую дружбу и топором не разрубить.
Дружба, как стекло, разбить – не сложить.

7. А теперь я предлагаю вам самим определить время глаголов из следующего отрывка:

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль — и в щель забился.

Как видите, в нём довольно много глаголов: «уменьшился», «оборотился», «полетел», «запищал», «догнал», «опустился», «забился». И все они отвечают на вопрос что сделал? Когда? Эти действия уже были выполнены. Значит, все эти глаголы стоят в форме прошедшего времени.

А теперь я предлагаю вам внимательно посмотреть на них и подумать.

-Что общего у всех этих семи глаголов, да и у вопроса, на который они отвечают?

-Вы обратили внимание? В каждом из них есть суффикс -л-. Часто он стоит в конце слова, но иногда после него стоит буквосочетание -ся. А в некоторых глаголах после суффикса -л- может стоять окончание, как, например, в словах «читал а », «взошл о », «гулял и ».

- Запомните, друзья мои, что большинство глаголов прошедшего времени имеют суффикс -л-.

-Прочитайте на с.115 ввнизу информацию под галочкой. Обратите внимание!

8. Итог урока:

- Что нового узнали сегодня на уроке?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: