Кл.23.04.рус.яз.
Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»
Цели: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;
Ход урока
- Орг. мом. - Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. И сегодня мы продолжим узнавать новые возможности русского языка.
- Минутка чистописания
-Вспомните какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Какие времена глаголов существуют?
-Пропишем буквы, чередуя на одной строке: Нн Пп Бб
Постановка учебной задачи
Прочитай слова: деревья, мышь, жильё, помощь, молодёжь, веселье, поёшь, зелень, пеньки, календарь.
- Что общего в этих словах?(все с «ь»)
- Какое «лишнее»? (поёшь -глагол)
- Выделите орфограммы.(какие ещё орфограммы встретились? Подчеркните.
- Как разделить слова на три группы по типу орфограмм? («ь» -показатель мягкости, разделит., на конце сущ. ж.р. 3 скл.)
Запишите эти слова в 3 столбика и подчеркните Ь.
- Почему слово «поёшь» осталось лишним? (не относится к данным орфограммам)
-В чём особенность написания этого слова? (ь на конце)
-Назовите последний звук в этом слове [ ш]
- Что мы о нём знаем? (согласный, всегда твёрдый)
- Почему на конце мягкий знак?
4.Определите цели и задачи сегодняшнего урока.
Мы подробно рассмотрим новую форму глагола, научимся грамотно оформлять её на письме, узнаем о роли мягкого знака для этих глаголов.
5. Открытие новых знаний.
-Откройте учебники на стр. 115 упр. 202. Выполни это упр.
-Прочитайте информацию под галочкой. Обратите внимание!
-Глаголы, которые сочетаются с местоимением 2 лица единственного числа («ты») и отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь? имеют окончания -ишь, -ешь или -ёшь с мягким знаком на конце.
6. Закрепление изученного.
- Выпиши глаголы 2-го лица ед.ч.
«…Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном…»
- Собери пословицы. Измени форму глаголов, чтобы на конце записывали «ь». (2л.,ед. число). Запиши в тетрадь.
Ласковым словом и камень растопить.
Крепкую дружбу и топором не разрубить.
Дружба, как стекло, разбить – не сложить.
7. А теперь я предлагаю вам самим определить время глаголов из следующего отрывка:
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Как видите, в нём довольно много глаголов: «уменьшился», «оборотился», «полетел», «запищал», «догнал», «опустился», «забился». И все они отвечают на вопрос что сделал? Когда? Эти действия уже были выполнены. Значит, все эти глаголы стоят в форме прошедшего времени.
А теперь я предлагаю вам внимательно посмотреть на них и подумать.
-Что общего у всех этих семи глаголов, да и у вопроса, на который они отвечают?
-Вы обратили внимание? В каждом из них есть суффикс -л-. Часто он стоит в конце слова, но иногда после него стоит буквосочетание -ся. А в некоторых глаголах после суффикса -л- может стоять окончание, как, например, в словах «читал а », «взошл о », «гулял и ».
- Запомните, друзья мои, что большинство глаголов прошедшего времени имеют суффикс -л-.
-Прочитайте на с.115 ввнизу информацию под галочкой. Обратите внимание!
8. Итог урока:
- Что нового узнали сегодня на уроке?