Общие правила оформления управленческих




Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

1. Основные понятия документационного обеспечения управления……..4

2. Общие правила оформления управленческих документов………..….6

Заключение…………………………………………………………..……13

Список литературы……………………………………………...………..14

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

Введение

Управление любой организацией или предприятием неизбежно

требует создания многих видов управленческих документов. Без

соответствующих документов невозможно решать задачи планирования и

организации производственного процесса, финансирования,

бухгалтерского учета и отчетности, оперативного управления, кадрового

обеспечения деятельности учреждения и т.п.

При работе с документами необходимо руководствоваться

нормативными актами Российской Федерации, которые предусматривают

составление документов по определенным правилам с учетом требований

Гражданского Кодекса и Трудового Кодекса Российской Федерации,

ГОСТа Р 6.30-2003.

Знание основ документационного обеспечения управления (ДОУ)

необходимо любому современному специалисту. Именно документ, как

зафиксированная на материальном носителе информация, имеющая

юридическую силу, служит основным доказательством того или иного

факта деятельности учреждения, организации (предприятия), в том числе

при решении различных споров.

Основные понятия документационного обеспечения

Управления

 

Документ (от лат. documentum - доказательство, свидетельство) – понятие информационное, которое в отдельных случаях (при наличии подписи и печати) дополняется юридическим понятием.

Посмотрим несколько определений. Термин «документ» ввел в русский язык Петр I, он объяснил его понятие как «письменное свидетельство и доказательство». Если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то увидим: «Документ – всякая важная деловая бумага». В современном толковом словаре С.И. Ожегова читаем: «Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо». Оксфордский словарь гласит: «Документ – это текст или изображение, имеющее информационное значение».

Анализ последовательных определений термина «документ» позволяет выделить три основных формулировки:

«документ» - материальный объект,

«документ» - носитель информации,

«документ» - документированная информация.

С позиций ДОУ (документального обеспечения учреждений) наиболее общим считается обозначение документа, как материального объекта с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документа» от 29.12.94.

№ 77-ФЗ). В последнее время при определении понятия «документ» подчеркивается скорее не материальная, а информационная составляющая.

Таким образом, в результате эволюции понятие «документ» стало официально толковаться следующим образом: «Документ (документированная информация) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ).

В современном обществе документы выполняют очень важные функции, такие как:

· информационная,

· социальная, коммуникативная,

· правовая, управленческая,

· функция учета,

· функция исторического источника.

В управленческой функции документы выступают как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации.

Управленческие документы отражают стадии, звенья, циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления, выступая регулятором различных сторон деятельности организации или учреждения.

С разработкой документов и с ДОУ в целом связано еще ряд понятий

(см. ГОСТ Р 51141 – 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и

определения»).

Формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.

Бланк документа – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.

Дело - совокупность документов (или в редких случаях документ), сформированных по какому-либо признаку (видам документов, вопросам,

корреспондентам и т.п.), помещенных в отдельную обложку.

Формирование дела – группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов

внутри дела.

Номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Делопроизводство, ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Под ДОУ понимается вся совокупность работ со служебными документами в учреждениях, организациях и на предприятиях:

· составление, регистрация полученных документов и другой корреспонденции,

· организация и контроль исполнения,

· формирование номенклатуры дел и справочных фондов,

· экспертиза научной и практической ценности,

· хранение и передача в архив,

· обеспечение секретности и сохранности служебной тайны.

Документооборот - движение документов в организации с момента создания или получения до завершения исполнения, отправки или передачи их на хранение.

В сферу ДОУ включаются:

• прием, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, ее отправка;

• прием документов на рассмотрение и подписание администрацией;

• контроль за правильностью оформления документов;

• распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения, ознакомление сотрудников с директивными актами администрации;

• учет стадий прохождения и исполнения документов с обеспечением их сохранности;

• сдача дел в архив и обеспечение их архивного хранения.

Принято выделять несколько видов (групп) документов, работа с которыми обязательна для любого предприятия, а именно:

• директивные, информационно-инструктивные и информационно-методические материалы государственных органов власти и управления, в том числе федеральных и местных (указы, постановления, правовые акты, инструктивные и информационные письма, методические указания, требования к статистической отчетности и др.);

• организационно - распорядительная документация;

• документы, связанные с оформлением трудовых отношений (табель явки на работу, графики отпусков, трудовые книжки сотрудников, заявления, приказы о приеме и увольнении, а также документы по оформлению отпусков, наград, поощрений, взысканий и пр.);

• деловая переписка;

• финансовая документация.

Кроме того, необходимо отметить, что перечисленные группы документов могут относиться к трем основным видам работ, выполняемых учебным заведением: учебной, методической и научно-исследовательской.

 

Общие правила оформления управленческих

Документов

В ДОУ существуют единые требования и правила оформления документов управления, которые установлены государственными нормативными актами (например, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная

система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).

Выполнение единых правил оформления документов обеспечивает:

· юридическую силу документов,

· организацию быстрого поиска документов,

· оперативное и качественное составление и исполнение документов,

· более активное использование ПЭВМ при составлении документов.

Любой документ состоит из ряда составляющих его элементов (дата, текст, подпись и т.д.), которые называются реквизитами. В настоящее время установлен максимальный набор реквизитов для документов управления. В конкретном документе их будет гораздо меньше, т.к. каждый вид документа имеет свой набор реквизитов.

В соответствии с положением "О Государственном гербе Российской Федерации" воспроизведение Государственного герба Российской Федерации (первого реквизита) является обязательным:

1. на бланках и печатях:

· Президента Российской Федерации;

· палат Федерального собрания;

· Правительства Российской Федерации;

· Конституционного суда Российской Федерации;

· Верховного Суда Российской Федерации;

· Высшего Арбитражного

· Суда Российской Федерации;

· Прокураторы Российской Федерации;

· Центрального банка Российской Федерации;

· Уполномоченного по правам человека;

· Счетной палаты;

· Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;

· дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей;

· на бланках центральных органов федеральной исполнительной власти;

· на бланках иных органов государственной власти.

Герб субъекта Российской Федерации (второй реквизит) размещается на бланках документов органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Использованием герба регламентируется соответствующими нормативными актами (законами, уставами, конституциями и т.д.) субъектов Федерации.

Герб города, района Российской Федерации размещается на бланках

документов органов представительной и исполнительной власти города или района в соответствии с использованием герба города, района Российской Федерации установленными нормативными актами городов, районов России.

Эмблема организации (третий реквизит) или товарный знак (знак обслуживания) проставляется на бланках документов в соответствии с законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".

Зарегистрированное согласно установленному порядку изображение эмблемы помещают на бланках организаций в соответствии с учредительными документами (уставом, положением). Эмблему не воспроизводят на бланке, если на нем помещен Государственный герб, Российской Федерации или герб субъекта Российской Федерации.

Код организации проставляется по Общероссийскому классификатору

предприятий и организаций (ОКПО) или по общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

Код организации — автора документа (автор документа — физическое или юридическое лицо, создавшее документ) служит для ускорения передачи

документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества возможных ошибок, возникающих при передаче длинных и сложно воспринимаемых названий организаций. Код является элементом электронной идентификации документа.

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки

на учет (ИНН/КПП) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

Код формы документа, входящего в состав Унифицированные системы

документации (УСД) проставляется по Общероссийскому классификатору

управленческой документации (ОКУД).

Код формы документа служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения возможных ошибок и является элементом идентификации документа.

В ОКУД представлены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в следующие (УСД):

1. Организационно-распорядительной документации;

2. Первичной учетной документации;

3. Банковской документации;

4. Финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;

5. Отчетно-статистической документации;

6. Учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;

7. Документации по труду;

8. Документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

9. Внешнеторговой документации.

Реквизит "Наименование организации" является собирательным обозначением автора документа, Автором могут быть организация, ее структурное подразделение, должностное лицо.

Над наименованием организации указывают сокращенное или полное наименование вышестоящей организации, если она имеется.

Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих

наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках — русском и национальном на одном уровне. Наименование на русском языке рекомендуется размещать слева, а на национальном справа, если в нормативных актах субъектов Российской Федерации не установлен иной порядок.

Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, если оно закреплено в учредительных документах организации. Сокращенное наименование помещают ниже полного в скобках или без них.

Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Наименование на

иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке.

Наименование филиала, территориального отделения, представительства,

структурного подразделения организации указывают в том случае, если оно

является автором документа, и располагают ниже наименования организации.

Если документ подготавливается совместно двумя и более организациями, то он составляется не на бланках. В этом случае наименования организаций следует печать на чистом листе бумаги. При этом наименования организаций следует располагать в соответствии с рангом. В случае оформления документов организаций одного ранга, их наименования располагают на одном уровне. Наименование нижестоящей организации располагают ниже наименования вышестоящей организации.

Если позволяет техническое и программное обеспечение организаций, возможно оформление реквизитов совместных бланков с помощью компьютерных средств.

Реквизит "Справочные данные об организации" содержит сведения, важные для организации при информационных контактах.

Справочные данные об организации включают: почтовый адрес; номера

телефонов; код по ОКПО или ОКОГУ; код по ОКУД и другие сведения по усмотрению организации (номера телефаксов, телексов, счетов в банке, идентификационный номер, адрес электронной почты и др.).

Наименование вида документа должно соответствовать табелю форм документов, применяемых в организации. В табель включаются унифицированные формы документов, включенные в ОКУД, и иные виды документов, соответствующие организационно-правовой форме организации, ее задачам, видам деятельности.

В бланке письма наименование вида документа не указывается.

"Дата документа" — реквизит, содержащий указанное на документе время его создания и/или подписания, утверждения, принятия, согласования,

регистрации, опубликования (далее по тексту — подписания). Указанные действия обязательно датируются, поэтому типовая инструкция определяет

местонахождение даты каждого из них.

Если автором документа являются две и более организации, то его датой

является наиболее поздняя дата подписания.

Дату проставляет должностное лицо, подписывающее документ, непосредственно при подписании. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года, а число проставляется непосредственно при подписании.

Для документов, фиксирующих решения, принимаемые коллегиально (протокол, акт и др.), датой является дата принятия решения, а не подписания. В этом случае дата печатается на документе при его подготовке.

Способ написания даты зависит от характера документа: в нормативных

документах, определяющих права граждан и организаций, а также содержащих сведения финансового характера, предлагается использовать словесно-цифровой способ датирования (14 июня 2001 года или 5 октября 2001 г.), а в остальных случаях — цифровой (14.06.2000 или 05.11.2001).

Эти различия обусловлены сложившейся практикой, а также стремлением затруднить подделку даты.

В некоторых международных стандартах установлен цифровой способ датирования в следующей последовательности: год, месяц, число (2005.06.14, или 2005.11.05). Действующие типовая инструкция и ГОСТ допускают датирование в соответствии с международными стандартами, не оговаривая

конкретные случаи.

Место проставления даты на документе зависит от бланка и вида документа.

Реквизит "Регистрационный номер документа" — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации. Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о документе в регистрационные формы, присвоении документу соответствующего регистрационного номера и проставлении его непосредственно на документе.

Регистрации подлежат все создающиеся в организации документы и поступающие от других организаций и частных лиц (кроме документов, не

подлежащих регистрации, в соответствии с перечнем документов, который должен входить в Инструкцию по делопроизводству).

Наличие на документе регистрационного номера свидетельствует о том, что он включен в информационный массив организации и находится под ее

контролем и ответственностью.

Структура регистрационного номера зависит от вида документа, типа действующей в организации системы делопроизводства, наличия классификаторов информации или ориентации на общероссийские классификаторы. В его состав обязательно входит порядковый номер регистрации, который может дополняться индексом дела, в который будет

подшит документ, кодом документа по тематическому классификатору, если он применяется в организации, кодом автора, корреспондента и др.

Место проставления регистрационного номера зависит от бланка и вида

документа.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

Реквизит "Ссылка на регистрационный номер и дату документа" используется только в тех видах документов, которые являются ответами на запрос (письмо, справка, докладная записка, акт, заключение, обзор и т.д.). Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа.

Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания индекса и даты поступившего документа в тексте письма, что освобождает текст от чисто вспомогательной, справочной информации.

Реквизит "Место составления или издания документа" указывают в том случае, если затруднено его определение по реквизитам "Наименование организации" и "Справочные данные об организации". Данный реквизит указывается для исключения ошибок о местонахождении организации; он может проставляться во всех документах, кроме письма, в котором эта информация помещается в реквизите "Справочные данные об организации".

Место издания документа предполагает подготовку: решения, постановления, приказа, договора и т.д., который затем будет тиражирован и направлен для исполнения или ориентации при принятии решений.

Место издания в документе не указывается, если оно включено в состав

наименования организации, например: "Московский государственный университет", но указывается, если документ был составлен в другом месте

нахождения.

Данный реквизит указывают в соответствии с принятым административно-территориальным делением, а также общепринятым географическим сокращением.

Для юридического лица местом издания документа будет место его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации.

В документе, автором которого является филиал организации, указывается место нахождения последнего.

Реквизит "Адресат" рассматривается как совокупность точной и полной

информации, на основе которой документ может быть доставлен адресату точно и без неоправданных затрат труда. Документ может адресоваться организациям, структурным подразделениям организации, должностным лицам, гражданам.

Наименование организации и ее структурного подразделения указывают в

именительном падеже.

Если документ отправляют в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно, например:

Администрации районов Московской области

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово Копия

перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При количестве

адресатов более четырех, рекомендуется составлять список рассылки документа.

Почтовый адрес не проставляется на документах, направляемых постоянным корреспондентам (в этом случае в организации целесообразно

применять списки рассылки и конверты с заранее напечатанными адресами).

Составные части почтового адреса указывают в последовательности,

установленной «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденными

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997г.

В соответствии с Правилами устанавливается следующий порядок написания почтового адреса на конвертах и других почтовых отправлениях

(это положение распространяется на написание почтового адреса в документе в реквизитах: "Справочные данные об организации"; "Адресат"):

• наименование адресата (наименование организации — юридического лица или имя, отчество, фамилия для физических лиц);

• название улицы, номер дома, номер квартиры;

• название населенного пункта (города, поселка и т.п.);

• название области, края, автономного округа (области), республики;

• страна (для международных почтовых отправлений);

• почтовый индекс.

В таком же порядке производится написание адреса отправителя на конверте.

Написание почтового адреса на конверте производится в следующем порядке. Адрес корреспондента пишется в нижней правой части почтового

конверта, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес

отправителя — в левом верхнем углу.

Если письмо адресуется организации, в реквизите "Адресат" указывают ее

наименование, затем почтовый адрес, например:

Пензенский государственный университет

ул. Красная 40, Пенза, 440017

При адресовании документа физическому лицу указывают инициалы

и фамилию получателя, затем почтовый адрес, например:

И. П. Калинину

ул. Садовая, д.5, кв. 12,

г.Пенза, 440012

До настоящего времени не нашел разрешения вопроса о правилах обращения к получателю документа, в силу того, что практика использования в обращении слова товарищ устарела, а новая в настоящее время не является общепринятой.

 

 

Заключение

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения. Поэтому одним из элементов рационализации управленческого труда является повышение информационной культуры руководителей и, как прямое следствие этого, более высокое качество информационного обеспечения их деятельности. Информационная культура общества предполагает «определенный уровень организационных информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, эффективность процесса создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Качественное изменение информационной культуры руководителей становится возможным и эффективным при информационном подходе к управлению, который предполагает усиление роли всевозможной и, в первую очередь, педагогической информации в деятельности администрации образовательных учреждений.

Список литературы

 

1. Еремеева Е.В. Документальное обеспечение управления ДОУ // https://festival.1september.ru/articles/417912/

2. Информационное обеспечение управление дошкольным образовательным учреждением // https://bankrabot.com/work/work_18648.html

3. Фионова Л.Р. Организация и технология документационного обеспечения управления. Конспект лекций // https://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13920

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: