ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСА НА ДОЩЕЧКАХ




О.Л. Козловская

ТКАЧЕСТВО ПОЯСОВ НА ДОЩЕЧКАХ

Учебно-методическое пособие по выполнению изделий

Ручного народного ткачества

Тюмень 2006

Основная функция пояса – маркировка социальных статусов человека. Пояс дифференцировался по половозрастному признаку, обозначал статус человека на различных этапах социальной жизни. Надетый на голое тело при крещении пояс носился до смерти, не снимался даже в бане. Другой пояс завязывался поверх одежды. Надетый поверх свиты, кожуха был богаче и наряднее, но не воспринимался как ритуальный. Орнаментация и цветовое решение пояса также во многом определяется участием в обрядности или традицией бытования в определенной группе населения (старообрядчество, выходцы из южной или северной части России), назначением (будничный, праздничный, нательный, горничный, уличный).

Пояса и опояски были в повседневном употреблении в русском селении Притоболья в мужской и женской одежде с давних времен. Поясом опоясывали горничную одежду (в старообрядческих селениях называлась «покромь», «покромка»), а опояской (называемой также «кушак») – верхнюю одежду «лопотину».

Опоясывали и расхожую и праздничную одежду, и молодые и пожилые. В праздники только парни верхнюю одежду носили нараспашку, но рубахи всегда опоясывались поясом. Пояса чаще бывали шириной «в два – три пальца», а длиной не менее полутора метров; опояски были длиной больше двух метров, а шириной 10-15см. или, как говорили мастерицы, «в ладонь». При опоясывании опояску складывали вдвое – «трубой», и в три оборота обматывали талию. Пояса ткали «на дощечках» или «на картонках», «карточках». Такое тканье известно в Европе и в Азии с XI века.

Опояски ткали и на ткацких станах – «на ниту» (без берда), иногда так делали и пояса. Узор образовывался подниманием основы нитом. Уплотнялись нити утка («перебора») деревянным ножом – «притыкалкой», «косариком».

Повседневные пояса и опояски изготовлялись чаще из льняной и конопляной («портяной») окрашенной пряжи и из простой шерстяной пряжи. Орнаментика этих поясов составляет простые полоски продольного или поперечного расположения – в зависимости от плотности основы и утка. Изредка встречается орнаментация ступеньками выборного ткачества наподобие половиков – тропок.

Праздничные пояса обычно ткали из лучших сортов шерсти – «гаруса» или из простой шерсти с «гарусными» просновками, «копытцами» и с пышными кистями на концах, которые традиционно свисали с левого бока.

Пряжу окрашивали в домашних условиях растительными и анилиновыми красителями. В праздничных поясах бывало до 10-15 различных цветов. Орнаментика поясов строго геометрического характера: ромбы, квадраты, круги, кресты, решетки, клетки и их производные в сложных сочетаниях и более простые – в виде продольных полос разных оттенков. С XVIII века здесь прослеживаются пояса и опояски «со словесами» (именные, с буквами) и многообразными вариантами геометрических узоров, богатыми, яркими по сочетаниям цветов. В зависимости от узора ткали на обычном ткацком стане на «двух ниченках» и двух подножках – «на двух цепах с перебором», или на четырех цепах. Уток прибивали сильно, пояса были плотными. Сами окрашивали шерсть, покупные краски мастерицы разводили квасом. Окрашенный моток запекали в ржаном тесте в русской печи, после этого его полоскали в холодной воде на речке. Краска закреплялась и очень долго не выгорала.

В конце XIX века в Приисетье и Притоболье, а также в Тюменском уезде распространилась мода на широкие женские пояса из шелка. Они были от 5 до 40см. - шириной и длиной - от полутора до трех метров. Репсовая структура поясов позволяла орнаментацию полос вдоль пояса. Цветовая гамма таких поясов была очень благородных темных оттенков: вишневых, темно- синих, темно- зеленых, с тонкими и широкими полосами других цветов, ритмически сложных рисунков. Сложно судить сегодня, производила ли их какая – либо артель, были они привозными или ткались здесь, в Сибири. Вероятнее всего, что их могли продавать метражом на ярмарках, а затем уж каждая хозяйка обрабатывала концы кистями по своему усмотрению.

В ХХ веке в Притоболье были модными шелковые пояса «под тень» с подбором постепенного перехода цветов от более темного к светлому. Такое цветовое решение часто встречается и в гарусных поясах. Шелковая мануфактура не была редкостью в хозяйстве сибирских крестьян, ямщиков, купцов. Об этом говорит частое использование шелковой основы для ткачества поясов «на дощечках».

В заказных поясах и опоясках по желанию заказчика мастерица (каких было много около Тюмени, Ишима и Ялуторовска) могла выткать слова посвящения, имя заказчицы и того, кому пояс предназначался в подарок. На поясах для продажи на базаре чаще бывали слова молитвы и имя мастерицы.

Излюбленным и наиболее ценным видом пояса был тканый «на дощечках» с надписями или, по безграмотности мастерицы, с имитацией надписи. Некоторые надписи наводят на мысли о зашифрованной тайнописи, наибольшая масса подобных поясов атрибутируются, как старообрядческие. Такие пояса носили как мужчины, так и женщины. Об этом рассказывают надписи: «сия опояска принадлижит крестиянину Деменьтияну Василиевичю его честе Собенину ткала Мария Петровна Благинина 1811 года сеньт», «сеи поясъ дарю напамять тите Надежди Павловне племяненича Елена Степановна». Чаще всего, однако, на поясе есть надпись «сей поесъ» в начале и дата «1878 год 01» на конце, середина же занята орнаментальными формами вроде «конфетки» или стрелки и поперечными плашками. Мужские пояса чаще всего оформляются полосатой кромкой, а средняя темная полоса делится цветом пополам. В этой полосе размещается орнамент и буквы, иногда захватывая обе разноцветные полосы, иногда переходя из одного яруса в другой.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСА НА ДОЩЕЧКАХ

Собственно ткачество представляет собой структуры нитей, переплетаемых в продольном и поперечном направлениях. В этом смысле некоторые исследователи относят ткачество «на дощечках» к переходной стадии к ткачеству – витью и полувитью, поскольку основа в такой технике свивается веревочками из четырех нитей. Одновременно такие веревочки соединяются в полотно утком. Из большого количества разных техник производства поясов не относятся к ткачеству также плетение «на палочке» или «в бутылку», техника «дергания» и «на рогульке», вязания «на катушке». Поэтому будем различать далее «витье на дощечках» от ткачества «на ниту».

Витье на 4-ниточных дощечках (по способу заправки дощечек) может быть:

· одноцветным, как вариант одноцветного - набор дощечек «под тень»,

· многоцветным с перекидом дощечек,

· двуцветным (2\2), как вариант – (1\1\1\1),

· многоцветным – 1\3, 3\1, 2\2, 1\1\1\1,

· буквенное и орнаментальное – 2\2, как вариант – многоцветное и «под тень».

Технология перекида дощечек характерна для Поволжского региона, в собрании ТОКМ отсутствует.

Существовало, вероятно, и витье на 6-ниточных дощечках, но в собраниях музеев юга Тюменской области оно не представлено.

Для работы в технике «на дощечках» необходимы следующие инструменты:

· картонные квадратики размером 5х5 или 6х6 см. со скругленными уголками и дырочками на углах для продевания нитей;

· большая булавка для фиксации положения дощечек в процессе перетяжки основы и прочесывания ее;

· притыкалка или косарик – нож из твердого дерева (береза) для прибивания утка и оправления зева;

· челночок для наматывания уточной нити с контролируемой отдачей нити;

· большая игла – булавка для фиксации готового участка пояса на подрамнике;

· подрамник для стабильного натяжения основы во время работы.

В народной традиции ткали пояс, прикрепив один конец основы к поясу ткачихи, а другой – к любой опоре (дереву, ручке двери, балясине крыльца). Недостаток такой работы – неравномерное натяжение основы и «привязанность» ткачихи. Кроме того, скованное положение тела во время работы вызывает усталость и нарушение кровообращения. Работа с подрамником помогает соблюдению качества работы и позволяет большую мобильность.

Материалы для производства пояса могут применяться различные: прочная крученая шерсть, вискоза, акрил, но все же лучшим материалом нужно признать х\б нитки «ирис», и швейные нитки полиэстер. Главные их свойства – прочность, яркость, ровнота, легкая распутываемость, относительная дешевизна. Для получения выразительного рисунка не так важна яркость цветов, сколько их разница по тону: графика рисунка лучше прочитывается, если все цвета, применяемые в поясе, делятся на темные и светлые.

Перед началом работы рекомендуется нарисовать проект будущего рисунка пояса на бумаге в клеточку. По нему проще насновать необходимое количество нитей. Помните, что в каждой дощечке 4 нити и существуют различные варианты заправки дощечек: 1\3, 3\1, 2\2, 1\1\1\1. При создании рисунка на бумаге каждой веревочке, образуемой одной дощечкой, соответствует строка вертикальных клеток. Поскольку, вращаясь дощечка повторяет очередность выхода нитей разного цвета, то в строке будет повторяться рисунок через каждые 4 выхода нити соответственно заправке.

Например:

· при заправке 1/1/1/1 – 1 клетка черная, 1 вишневая, 1 красная, 1розовая, и снова - 1 черная, 1 вишневая, 1 красная, 1 розовая и т.д.

· при заправке 1/3 – 1 белая, 3 красных, 1 белая, 3 красных и т.д.

· при заправке 3/1 – 3 белых, 1 красная, 3 белых, 1 красная и т.д.

· при заправке 2/2 – 2 черных, 2 белых, 2 черных, 2 белых и т.д.

От вашего желания зависит, как вы скомпонуете различные виды заправки дощечек для получения орнамента. Во время работы они будут вращаться все одновременно, поэтому их необходимо сначала установить в нужном порядке относительно друг друга.

Все необходимые для ткачества дощечки, после заправки собираются стопочкой – кубиком. В каждую дощечку нити заправляются с какой – либо одной стороны. Но дощечки могут располагаться в кубике относительно друг друга таким образом, что нити в них входят то слева, то справа. Такая заправка называется «галочкой», т.к. нити в соседних дощечках зеркально отражаются как крылья галочки. Рабочая поверхность при такой заправке напоминает вязаную, но одинаковую с обеих сторон.

Бывают варианты рисунков, когда во всех дощечках нити заправлены только слева или только справа. В таком случае работа после снятия с рамы может скручиваться спиралью. Выглядит рабочая поверхность в таком случае как саржа с диагональным рубчиком. В рисунке «вереск» первые 4 дощечки заправлены слева направо, следующие 7 справа налево, следующие 8 слева направо и последние 4 справа налево. В рисунке «змейка дощечки все заправлены через одну, т.е. «галочкой». В рисунке «колосок» кромочные 6 дощечек заправлены «галочкой», центр – слева направо, кромка - снова «галочкой».

В центральной части сложный ритм рисунка получается за счет того, что после каждой смены зева и прокидки утка одна из дощечек последовательно разворачивается в «галочку»: сначала первая, затем вторая, затем третья и т.д. до кромки. Затем в обратную сторону – последняя, предпоследняя и т.д.

Технология работы дощечек представляет собой циклы одновременного вращения всех дощечек к себе или от себя. В заправке 2\2 цикл составляет два поворота дощечек из заднего вертикального положения в переднее вертикальное или наоборот. Для всех остальных заправок полный цикл вращения до исходного положения – 4 поворота всех дощечек.

Начальные концы нитей перед кубиком связываются узелком и крепятся к основанию рамы (если ткачество происходит на раме) или на поясе ткачихи. В кубике дощечки фиксируются (сквозь ряд дырочек во всех дощечках) большой булавкой, а длинные концы нитей позади кубика равномерно натягиваются и крепятся к другой перекладине рамы (или к любой опоре, если ткачество ведется без рамы) под натяжением.

При хорошем натяжении, нити основы в кубике разделяются на верхнюю и нижнюю части, образуя зев, куда вкладывается уток. В начале ткачества булавку из кубика вынуть. После этого все дощечки разом следует повернуть на одну грань (на 90º) на себя или от себя, при этом зев сменится.

После каждого поворота дощечек необходим прибой (или фиксация зева косариком) и прокидка утка. Это – обязательные операции, забытая прокидка может стать трудноисправимым браком. Уточная нить в кромке не должна быть видна, и не должна сильно стягивать веревочки. Найдите меру натяжения утка при работе, чтобы ширина пояса всегда оставалась одинаковой.

Через определенное количество поворотов дощечек, нити основы за кубиком скрутятся и будут мешать дальнейшей работе. Кроме того, основа из-за извитости станет чуть короче. Необходимо, предварительно зафиксировав дощечки булавкой, снять работу с креплений и разложить на большой поверхности.

Закрепив начало работы, поочередно расчешите пальцами каждую скрученную веревочку за кубиком до конца, ровно сложите все нити и снова натяните для дальнейшей работы.

ТКАЧЕСТВО НАДПИСЕЙ

При выполнении надписей рабочая поверхность может выглядеть местами вязаной, а местами репсовой. Это нормально и зависит от технологии работы дощечек при написании букв.

Заправка дощечек для надписей - 2/2. Все дощечки устанавливаются «галочкой» таким образом, чтобы темные нити были против темных, светлые против светлых.

Если постоянно вращать все дощечки в одну сторону, то на ткани будут появляться одинаковые поперечные планки – черно-белая поперечная полоска. Для образования букв к этим полоскам необходимо надстроить поперечные и диагональные элементы. Условимся, что мы пишем черным по белому.

Исходное положение дощечек, при вращении их на себя, – когда темные нити стоят в заднем верхнем и заднем нижнем отверстиях. Если необходимо получить белый фон между буквами, то все узорные дощечки вращаются в обратную сторону (от себя) два раза. Кромочные дощечки продолжают собственное направление вращения – на себя. При выработке поперечного элемента буквы, те дощечки, что будут выполнять элемент, выдвигаются из кубика – они будут вращаться в противоположную сторону два раза, одновременно с основной частью дощечек, вращаемых два раза на себя. Выполняют тур вращения и снова задвигают все дощечки в кубик в исходное положение.

Кромки всегда вращаются в одну сторону и являются ориентиром для направления вращения частей кубика. К кромочным дощечкам присоединяется та часть буквенных дощечек, которая в данный момент должна вращаться в ту же сторону.

Примеры выполнения букв:

Если во время ткачества произошел сбой в работе дощечек, необходимо, уделив внимание каждой дощечке, раскрутить каждую веревочку до последнего правильного зева. Т.е. до такого положения, когда зев открыт, и уточина свободно лежит в зеве, не прижатая ни одной из нитей основы. В таком положении проверяем правильность разворота дощечек (заправку нитей слева/справа), положение темных и светлых нитей в дощечках относительно соседних дощечек, и выясняем место в рисунке, с которого продолжится правильная работа.

В конце ткачества неплохо закрепить уточину во избежание роспуска края пояса, если он не будет оформлен дополнительно богатыми шерстяными кистями. В таком случае нить основы отрывается с запасом примерно 5-7см. и в предпоследний зев вместе с уточиной закладывается петля из нити с челнока. Все обрывки утка и челнок окажутся с одной стороны, поэтому, чтобы не спутать с петлей, уточину пояса необходимо отогнуть, и положить на вытканное полотно. Открывается последний зев, прокидывается остаток уточной нити, и ее конец продевается в петлю, торчащую из предыдущего зева. Выдернув петлю из зева, вы протащите конец уточины в предыдущий зев. Прибиваем уток в последний раз, теперь можно перерезать нити основы с запасом на кисти, снять готовое изделие с рамы и полотно пояса отутюжить.

Как правило, мужской пояс оформлялся кистью с двумя «ножками», а женский - «куколкой» или несколькими кисточками (нечетным количеством), свадебный – разноцветными шерстяными помпонами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: