Глава I. Появление и основные этапы развития банков.




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА»

(НОУ «ИФЭП ОЗ»)

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Курсовая работа

ДИСЦИПЛИНА: Экономическая теория.

ТЕМА: Банковская система ее структура и сущность.

 

 

Выполнил: Романова Г

Группа: ФЗС-14Л

 

Проверил: Кандитат филосовских

Наук Шоколюкова

Москва 2007г.

Содержание.

 

Введение 2 Глава I. Появление и основные этапы развития банков. 3

1.1. Развитие банковской системы. 7

Глава II. Понятие и структура банковской системы. 10

2.1.Виды банковских систем. 12

2.2.Иерархичность построения банковской системы. 14

2.3.Ассоциации коммерческих банков. 16 Глава III. Центральный банк страны. 19

3.1.Функции центрального банка. 21

3.2. Особенности банка как коммерческого предприятия. 22

3.3.Активные и пассивные операции коммерческих банков. 26

Заключение. 30

Список использованной литературы. 31

 

Введение.

 

Развитие банковской системы России требует постоянного переосмысления как опыта зарубежных стран в деятельности в деятельности коммерческих и центрального банка, так и уже имеющегося отечественного опыта.

Банки - неотъемлемый элемент современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Поэтому банки стремятся привлечь максимальное число вкладчиков, согласных за определенную плату передать деньги банку во временное пользование, а затем предоставить эти средства за более высокую плату и на определенный срок тем, кто в них нуждается (разница в сумме этих двух плат и составляет прибыль банка). Возможности привлечения средств для банков в настоящее время, с одной стороны, ограничены слабым доверием клиентов к банковской системе, с другой стороны, малочисленностью и неконкурентоспособностью предоставляемых услуг. В развитом народном хозяйстве нет, не одного предпринимательского дела и не одного частного или общественного бюджета, которые не были бы объектом банковских услуг. Так получается, что практически нет никакой другой отрасли экономики, которая в такой бы мере пронизывала бы и активно участвовала в построении экономической жизни, как банки. Поэтому человеку современному необходимо хотя бы в общих чертах разбираться в работе банковской системы. Все это говорит о необходимости более полного изучения банковского дела. В тоже время знание основ банковской деятельности клиентами позволяет им в большей степени оградить себя от неприятностей в банковской системе, выбрать подходящий банк, правильно оформить договоры на проведение банковских услуг, чувствовать себя экономически образованным человеком.

 

 

Глава I. Появление и основные этапы развития банков.

Слово банк происходит от итальянского «banko»- стол. Первоначально банки были исключительно канторами, производящими различные денежные операции, преимущественно меняльными конторами (лавками). Постепенно меняльное дело расширяется за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств, и появляются банки, которые выдают кредиты, принимают вклады и производят расчетные операции. Выделяю четыре основных этапа развития банковской деятельности:

I этап – от античности до возникновения Венецианского банка;

II этап – с 1156г. До учреждения Английского банка - 1694г.;

III этап - с 1694г. До конца XVIII в.;

IV этап – с начала XIX в. До настоящего времени.

1этап. Ранее не существовало банков в современном значении данного слова. Трудно сказать, в какой именно стране появились зачатки банковской деятельности. Доказано, что у халдеян за 2300 лет до н.э. существовали торговые товарищества, занимающиеся выдачей ссуд и переводными денежными операциями. Начиная с эпохи крестовых походов, банковская практика ограничивалась меняльным делом. Ввиду того, что перевозка денег была связанна с огромным риском, менялы занимались так же выдачей денежных переводов на города, где происходили ярмарки или где у них были отношения с местными менялами. Это было связанно с появлением бумажных денег: золото стиралось и теряло свою ценность, поэтому ушли мелкие золотые монеты, их заменили медью и серебром. Деньги, используемые в каждой стране, имели свое денежное содержание или название, поэтому купцам приходилось не только перевозить, но и менять деньги. В этом им помогали менялы или банкиры. Один документ этой операции гласит, что: меняла Симон Розе свидетельствует, что он получил 34 генуэзских меры и 32 динара, за которые его брат Вильгельм в Палермо должен уплатить предъявителю этой бумаги 48 марок хорошим серебром. Записка, отражающая такую обменную операцию, называлась «векселем» (от нем.- обмен денег по записке). В дальнейшем такие переводы «конверсионные» операции получили довольно широкое распространение.

2 этап. Банки постепенно распространились по всей Италии, много их появилось в больших торговых центрах, ганзейских городах Генуе, Венеции, Флоренции, а за тем и во Франции, Нидерландах, Гамбурге и Англии. Ненормальное положение международных и денежных оборотов, вследствие обесценения и разнородности меновой единицы и злоупотребления менял, вынудили некоторые городские управления и торговые классы открыть общественные банки. К этому в особенности привело то обстоятельство, что у банкиров постепенно сосредоточивались все наличные средства торгового класса, которые вследствие этого производили денежные расчеты не наличными деньгами, а безналичным расчетом, т.е. путем письменного переноса денег со счета должника на счет кредитора в книгах банкиров. Эта операция получила название «жирооборот» (в переводе с греческого - круг). В 1407г. Банк «Святого Георгия» был организован путем слияния многих мелких общественных банков и находился под покровительством г. Генуи. В 1609г. Голландское правительство вследствие злоупотребления местных банкиров учредило Амстердамский общественный банк под гарантией города. В 1619г. Гамбург по примеру Амстердама по тем же причинам учредил под гарантией города жиробанк, существовавший до 1812г.

Функции этих банков заключались в следующем:

- Прием денег на хранение, что уже было важно для того времени, отличавшегося отсутствием безопасности.

- Торговый класс, оставляя деньги на своих счетах в банках, распоряжался ими путем переводов или посредствам переносов со своих счетов на счет получателя, если клиент имел счет в том же банке. В основу операции банка была положена меновая единица (банковские деньги). Она соответствовала определенному весу и пробе благородного металла. Таким образом, можно заключить, что банки на втором этапе развития были исключительно жиробанками, а не депозитными в современном смысле слова, так как вклады принимались, но пользоваться ими было нельзя. Поэтому клиенты не получали проценты от вклада, а платили комиссионное вознаграждение.

3 этап. Дальнейшее развитие происходило в Англии, где появилось много банков, главным образом банкиров. Основным явился Английский банк. Он был создан в 1694г. шотландцем Уильямом Питерсоном с уставным капиталом 1200000фунтов стерлингов для решения правительственных финансовых затруднений. В силу того, что капитал был изъят государством, были выпущены банковские билеты на ту же сумму. Банк мог расплачиваться этими билетами, имел право торговать золотом (монополист), дисконтировать, веселя (вексель, получается, по стоимости ниже номинала, а продается по номиналу, полученная разница с продажи и есть дисконт). Появилось залоговое право. Банк мог предоставлять ссуды под залог имущества с условием, что если деньги не будут возвращены в определенный срок, банк забирает имущество. Появились вклады под проценты. Возникают специализированные банки: в этих банках появился новый способ расчетов посредствам чекового обращения.

После многолетней практики банки пришли к выводу: сумма депонированных у них денег мало меняется, данные выплаты обыкновенно покрываются поступлениями, постепенно остаток вклада даже увеличивается и следовательно,значительную часть вверенных им денег они без ущерба для вкладчиков могли бы пустить в оборот путем учета векселей и выдачи ссуд. Это получило практическое применение, и сразу изменился характер вкладов и самих банков, они превратились в депозитные банки. Депозитная операция получила широкое распространение. Появились три основных вида вкладов: до востребования, срочные, сберегательные. И еще одна черта этого времени, появились эмиссионные банки, основной функцией которых стала эмиссия банкнот.

4 этап. Появились и специализированные банки: ипотечные(под залог недвижимости), народные – обслуживают население, ремесленные – обслуживают ремесленников. Появились ссудные кассы, которые выдавали кредиты, сберегательные кассы – принимали вклады населения. В 1877г. появилась лизинговая операция – сдача оборудования в аренду с последующей выплатой стоимости оборудования. Несколько позже банки начинают осуществлять факторинговые операции - переуступка прав требования во всех ее разновидностях. Таким образом, история развития банков привела к тому, что современный банк – это крупный банк, занимающийся достаточно широким кругом вопросов, осуществляющий расчеты и играющий серьезную роль в экономике.

1.1. Развитие банковской системы.

 

На развитие банковской системы и таким образом на ее роль в социально – экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних. К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятною совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп:

- экономические

- политические

-правовые

-социальные

- форс-мажорные.

К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения. В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему,снижая их надежность и ликвидность.Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов,как чрезмерный налоговый процесс на прибыль банков,отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня дохода населения.

К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы:

- Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

- Принципы денежно-кредитной политики;

- заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

- основные направления совершенствования налогообложения;

-отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей.

Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами. В ряде стран банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция эмиссионная.

К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все выше перечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе,готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Форс – мажорные обстоятельства: Являются следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:

-природные (наводнения, землятресения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

- политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

- экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, ведение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов,которым общей неопределенностью хозяйственной деятельности.При этом как бы долго не готовилась реформа:налоговая,бюджетная, расчетов и т.д, форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется. Поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не возможно. Переход банков на новый план счетов в 1998г. Введен в действие в 1999г. Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы.

Под внутренним влиянием факторов системы, как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

- ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;

- компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

- уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: