Редактор базы знаний |
База знаний |
Интерфейс пользователя |
Решатель |
Подсистема объяснений |
Пользователь |
Инженер/Эксперт |
Рис. 1.1. Типовая структура экспертной системы
Пользователь решает задачи предметной области.
Интерфейс пользователя предназначен для преобразования информации на языке предметной области во внутреннюю информацию системы. Интерфейс пользователя обеспечивает взаимосвязь пользователя с экспортной системы.
Редактор базы знаний предназначен для ввода знаний в экспертную систему с участием эксперта предметной области и инженера по знаниям. Базы знаний содержат правила и факты.
Решатель (Интерпретатор правил) предназначен для логического вывода решения путем использования базы знаний и обеспечивает формирование решения.
Мало получать решения, нужно представить в том виде, в каком это решение будет понятно пользователю.
Подсистема объяснения решенийдает ответ на следующие вопросы:
Как полученное решение? Почему экспортная система просит ту или иную информацию?
В процессе решения формируется Протокол - порядок выполнения правил.
Рабочая база знаний содержит знания, необходимые в процессе принятия решений.
Структура динамической экспертной системы.
подсистема модель внешнего мира |
Компоненты статистических экспертных систем диалоговая рабочая память логический механизм приобретенные знания объяснение решений база знаний |
подсистема, сопряженная с внешним миром |
контроллеры |
(знание эксперта, инженер по знаниям) Редактор базы данных, управление базы знаний. Базы знаний содержат правила и факты.
Вывод и формализование данных.
Или интерпретатор правил предназначен для логического вывода решения путем использования базы знания и обеспечивает формирование решения.
Мало получать решения, нужно представить в том виде, в каком это решение будет понятно пользователю.
Объяснение решений.
Вопрос. Как полученное решение? Почему экспортная система просит ту или иную информацию?
Протокол - порядок выполнения правил.
Рабочая база знаний - знания необходимые в процессе принятия решений.
Динамическая экспертная система содержит компоненты статической системы и модули связи системы с внешним миром.
Экспертные системы работают в двух режимах:
· Ввод и создание базы знаний.
· Решение задач предметной области.
Область применения экспертных систем
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.
Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях.
7) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или события на основе данных о текущем состоянии объекта.
8) Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных.
9) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения.
Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке решений в критических ситуациях.