За период с 1988 по 1990 гг. Япония экспортировала в форме прямых инвестиций капитал стоимостью 126 млрд. долл. США, не считая реинвестиций заграничных отделений, т.е. вышла на первое место по интенсивности ежегодного вывоза капитала в форме прямых инвестиций, отодвинув на второе и третье места соответственно Великобританию и США. В те же годы заграничные прямые инвестиции Великобритании с учетом реинвестиций составили 94 млрд. долл. США, а США (также с учетом реинвестиций) - 72 млрд. [6].
Большую долю в объемах инвестиций в экономику Японии сыграли ТНК.
Транснациональная корпорация - это компания, имеющая заводы и офисы в двух или более странах. Основной объем прямых зарубежных инвестиций и соответственно производственной и другой деятельности ТНК сконцентрирован внутри «триады»: Европейский союз (ЕС) – США – Япония, что обусловлено спецификой развития современного этапа научно-технической революции и, в связи с этим, структурной перестройкой национальных хозяйств. Об этом свидетельствует и размещение зарубежных филиалов ТНК: 45% из них расположены в промышленно развитых странах, 41%-в развивающихся государствах, 13% – в странах Центральной и Восточной Европы. ТНК занимают все более верхние этажи хозяйственной структуры. Так, 60% американских и японских ТНК заняты в сфере обрабатывающей промышленности, 37% – в отраслях обслуживания и только 3% – в первичном секторе (добывающая промышленность).
Подобно западным компаниям, японские автомобильные фирмы создали интегрированную систему предприятий, размещенных в различных странах, преимущественно на Востоке (см. табл. 2). Однако в 1970-1980-х гг. они организовали производство также в США и Европе, в основном в связи с тем, что многие страны вводят ограничения на импорт японских автомобилей. В 1982 г. фирма "Хонда" открыла завод в штате Огайо, за ней последовал «Ниссан» (Теннеси), далее свои предприятия в Соединенных Штатах организовали «Тойота», «Мазда» и «Мицубиси». Кроме того, «Тойота» и «Ниссан» открыли сборочные предприятия в Австралии и Европе [6, 9].
|
Таблица 2 – Размещение ТНК на территории Японии
Отрасль | ТНК | Страна-владелец |
Автомобилестроение | Дженерал Моторс, Форд, Крайслер | США |
Тойота, Хонда, Сюзюки, Мазда, Ниссан, Митсубиси | Япония | |
Даймлер - Бенц, Фольксваген, БМВ, Порше | Германия | |
Рено, Пежо - Ситроен | Франция | |
ФИАТ | Италия | |
Вольво, Скания | Швеция | |
Дэу, Киа | Южная Корея | |
ЭВМ, компьютерные | Ай Би Эм, Интел, Эппл, Хьюлед - Паккард | США |
НЭК, Хитачи, Фудзицу | Япония | |
Оливетти | Италия | |
Производство сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин | Катерпиллар | США |
Комацу | Япония |
Источник: составлено автором по [6, 9]
В Японии насчитывается 168 транснациональных корпораций.
Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее:
1. наибольшую группу составляют американские ТНК;
2. наиболее быстрорастущие ТНК — японские;
При образовании корпораций в Японии решающую роль играют факторы: взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных мощностей.
Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:
|
• участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;
• соблюдение принципа единогласия в принятии решений;
• отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и они обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;
• использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;
• постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности; контроля за ходом производственного процесса.
Примечательно, что японцы переносят свой стиль управления и на дочерние компании зарубежных ТНК, базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций "ИБМ", "Ксерокс" используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции.
|
Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном. Японских рабочих отличает высокий уровень образования, технологический опыт и стабильность. Япония создает уникальную, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда обогнала все другие страны.
История успеха Toyota
Началом истории компании Toyota можно считать 1933 г., когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент.
Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.
В 1935 г. была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA), и первым грузовиком Model G1, а в 1936 г. автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка/
Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd.
После Второй Мировой войны, в 1947 г., началось производство еще одной модели — Toyota Model SA.
В начале 50-х годов была задумана уникальная система управления производством («камбан»), позволяющая устранение всех видов потерь — материалов, времени, производственных мощностей. В 1962 г. система получила свое воплощение на предприятиях группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.
В 50-х гг. проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок.
Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей — но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.
Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом — в Южной Африке, в Европе и Азии.
Добилась успеха Toyota на рынке США — модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 г., быстро получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 г., Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль — Corolla, производство которого с успехом продолжается и по сей день.
1970-е гг. ознаменовались строительством новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов, а также «перекочевыванием» новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально устанавливали, на более дешёвые.
Преодолев энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жесткой сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.
В начале 80-х гг., а точнее, в 1982 г. компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1983 г. Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США.
Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus — подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; а с появлением Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось.
1990 г. ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра — Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе. Toyota продолжает свою мировую экспансию — открываются филиалы во всё новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты.
Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования.
Тогда же вышла The Earth Charter («Хартия Земли») — как реакция на усиливающиеся экологические веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota большое влияние; были разработаны планы и программы по защите окружающей среды, а в 1997 г. была создана модель Prius, оснащённая гибридным двигателем (Toyota Hybrid System).
В 2000 г. продажи модели Prius достигли 50 тыс. по всему миру. В 2002 г. Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.
На сегодняшний день Toyota — один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 млн. машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota — множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями.