Особенности социально-экономического развития Японии




По окончании Второй мировой войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий было закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% от довоенного.

На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю [2].

Серьезные изменения потерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда». В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи.

В 1946-1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся получили право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д.

В том, что касается японской валюты, что денежная реформа по немецкому образцу была проведена в декабре 1948 г. До этого времени инфляция держалась на уровне 100% в год, после реформы темпы инфляции в Японии лишь немного превышали соответствующие показатели в других промышленно развитых странах.

В 1949 г. была проведена реформа налоговой системы. В целом налоги значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Эти реформы и составили основу знаменитого «экономического чуда».

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955-1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии[2].

Основными элементами модели японского регулирования экономики принято считать:

• Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников;

• Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста;

• Агрессивное развитие экспорта;

• Многочисленные инструкции, правила и согласования;

• Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка;

• Ограничение прямых иностранных инвестиций;

• Мягкое антимонопольное законодательство;

• Реструктуризация промышленности под руководством правительства;

• Официальное разрешение картелей;

• Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций;

• Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок;

• Ясная макроэкономическая политика.

Убеждение в том, что правительство должно активно направлять развитие экономики, — краеугольный камень японской модели. Главными агентами, выполняющими эту роль, были влиятельные министерства, в первую очередь Министерство международной тор­говли и промышленности и Министерство финансов.

Правительство выбирает и поддерживает целевые отрасли. Эта поддержка отражается в законах, инструкциях и циркулярах, направляемых в корпорации, и официальном видении — концепции экономического развития, которое готовится MITI и распространяет­ся среди весьма широкой аудитории. Вмешательство прави­тельства в работу тех или иных отраслей продолжается, например, с целью продвигать информационные технологии или обеспечить экономию энергоресурсов.

Япония развивала свою экономику, делая четкий акцент на расширение экспорта в целевых отраслях. Для них предусматривались многочисленные меры поддержки, включая спе­циальные налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропор­циональной увеличению экспорта, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производств сырья и ком­плектующих. Для того чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам часто закрывался доступ на японс­кий рынок. Такие протекци­онистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer — в то время крупнейший в мире произво­дитель швейного оборудования — была временно лишена доступа на японский рынок швейных машин. Жесткие ограничения прямых иностранных инвестиций и энергичные меры поддержки японских собственников также не позволяли инос­транным компаниям проникать на японский рынок.

В нескольких целевых растущих отраслях было решено создать не­сколько достаточно крупных корпораций, способных эффективно конкурировать на мировых рынках. Яркий пример — сталелитей­ная корпорация Nippon Steel.

Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов. Целью этих мер было рациональное направление ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала был еще неразвит и банков­ские кредиты были доминирующей формой корпоративного финан­сирования.

Японское правительство играло большую роль в организации и фи­нансировании совместных научно-исследовательских и опытно-конс­трукторских работ (НИОКР). Идеей таких проектов было распреде­лить расходы на НИОКР между несколькими участниками и избежать напрасных затрат и дублирования работ.

Японский экономический бум 60-х гг. в экономической литературе объясняется следующими факторами:

1. Эффективным использованием иностранной, в первую очередь американской, экономической помощи;

2. Массовым обновлением основного капитала;

3. Расширением внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы;

4. Широким использованием иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау и т. п. С 1945 по 1960 гг. заимствовано свыше 10 тыс. технологических процессов;

Кроме того, японские аналитики указывают на такие особенности, как:

1. Редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений;

2. Традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом;

3. Относительно высокая норма накопления капитала;

4. Стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники. Только с 1960 по 1970 г. затраты на научно-технические изыскания возросли в 6 раз.

На сегодняшний день Япония, страна «большой семерки», экономический лидер в мире по многим социально-экономическим показателями. За период активного развития Японии удалось добиться снижения уровня инфляции в среднем до 1 %, сократить безработицу до минимума (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Изменение основных показателей социально-экономического развития Японии 2005-2009 гг.

           
Год Показатель          
Объем ВВП (трлн. долл. США) 4,96 4,4 4,384 4,487 5,103
Численность населения (млн. чел.) 127,757 127,333 127,433 127,066 127,078
ВВП на душу населения (тыс. долл. США) 38,9 34,25 33,5 33,8 39,015
Объем экспорта (млрд. долл. США) 580,14,3 644,6   583,08 579,5
Объем импорта (млрд. долл. США)       538,62 522,46
Уровень инфляции (%) 1,6 1,5 1,2   2,4
Уровень безработицы (%) 4,6 4,1 3,9 4,2 4,7

Источник: составлено автором по [1, 7, 8, 9]

Динамику ВВП Японии удобно отслеживать по графику (см. Приложение А). Так ярко наглядно виден спад объема ВВП, произошедший в 2008 г., что является свидетельством влияния мирового финансового кризиса на экономику Японии, производящей главным образом технику, товары длительного потребления.

Проводя последовательную и преемственную политику, направленную на развитие экономики страны, улучшение качества жизни, стабилизацию национальной валюты и уменьшение зависимости от иностранных капиталов и производителей, Япония добилась не только высоких темпов роста экономики, но и стала одной из индустриально развитых стран мира.

Финансовая система

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства(общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа [8].

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги.

К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Крупные корпорации уплачивали налог на прибыль в 34,5%.

Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

К косвенным налогам относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

Денежная единица Японии

Денежная единица Японии - иена, равная 100 сенам. Иеной называют старинные золотые и серебряные монеты Японии, равные 1,5 г чистого золота и 24,3 г чистого серебра. В обращении с 1869 – 1871 гг. золотая и серебряная иена, с 1918 г. только банкноты в иенах.

Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500-иеновая образца 1982 г. (никелевая), 100-иеновая образца 1962 г. (никелевая), 50-иеновая образца 1967 г. (никелевая), 10-иеновая образца 1959 г. (бронзовая), 5-иеновая образца 1959 г. (бронзовая) и 1-иеновая образца 1955 г. (алюминиевая).

Японская иена рассматривалась в качестве второй важнейшей резервной валюты в течение нескольких десятилетий, хотя в последнее время степень использования этой валюты снизилась до 3,3 % [8].

Повышению курса иены на протяжении нескольких десятилетий способствовали:

§ Продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе;

§ Рост конкурентоспособности японских экспортных товаров;

§ Заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен.

Банки

Банк Японии осуществляет эмиссию денежной единицы Японии – иены. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках, им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений. Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

В Японии принята национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 г. как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. Уставный капитал банка составляет 100 млн. иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5% [9]. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

Основные задачи банка заключаются в регулировании:

· денежного обращения;

· курса национальной денежной единицы — иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;

· кредитной системы, поддержании ее стабильности.

Основа банковской системы Японии - общенациональные банки. Общий объем их капитала составляет около 80% от общего объема капитала всей банковской системы страны.

Общенациональные банки включают городские банки, региональные банки, региональные банки второго разряда, банки долгосрочного кредитования и трастовые банки. Ядром кредитно-банковской системы выступают городские банки. Крупнейшие банки японских финансовых групп: банки «Дайите Канге Банк», «Сакура», «Фудзи Банк», «Мицубиси Банк», «Асахи», «Санва Банк», «Сумитомо Банк», «Токай банк». Большинство их штаб-квартир расположено в Токио и Осаке.

Государственный долг

Государственный долг Японии на конец июня 2009 г. достиг рекордной отметки в 860 трлн. иен (около 9 трлн. долл. США), что составляет 6,74 млн. иен (порядка 70 тыс. долл. США) на душу населения страны. На конец 2008 финансового года, завершившегося 31 марта текущего года, сумма долга составляла 849 трлн. иен (8,75 трлн. долл. США). Эксперты Минфина Страны восходящего солнца предполагают, что в течение финансового года он может возрасти до 924 трлн. иен (9,5 трлн. долл. США по текущему курсу) [12].

Инфляция, безработица

Уровень безработицы в Японии в феврале 2008 г. неожиданно вырос до 3,9% по сравнению с 3,8% месяцем ранее. Расходы домашних хозяйств в феврале были довольно небольшими, поскольку уровень средних доходов опустился на 0,1%. Низкие темпы бросили вызов прогнозам аналитиков, предвещавших рост расходов домашних хозяйств в феврале на 2,5% после повышения аналогичного показателя в январе на 3,6% [9].

Потребительские цены в Японии в июне того же года побили рекорд последних 10 лет. Заметнее всего дорожают топливо и продукты питания.

Индекс базовых цен, не учитывающий свежие овощи и фрукты, рыбу, поднялся в июне 2008 г. на 1,9% в годовом исчислении (против 1,2% в марте, 0,9% в апреле и 1,5% в мае). В августе базовый индекс цен, где не учитывается стоимость фруктов, овощей и рыбы, составил 2,4 % в годовом исчислении. В Токио в сентябре потребительские цены выросли на 1,7 %. В августе инфляция в столице Японии составила 1,5 %.

Япония - небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: