ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Гегеля.




Качество и количество.

Качество – это определенность, тождественность бытию. Это значит, что если поменять качество, то получится уже другое нечто. Количество – определенность, нетождественная бытию, безразличная предмету.

При количественном изменении характеристик в определенных пределах, качество остается прежним. При выходе за эти пределы, качество скачкообразно меняется. Пр-р: вода 0-90 гр – качество не поменялось. А когда вода -1 – уже поменялось(лед).

Качество можно определить как совокупность свойств, благодаря которым мы можем отнести объект к предельному классу объектов. Жидкость: текучесть, натяжение, нет твердости, нет хрупкости. Качество меняется по пр-пу: есть-нет. Количество – по пр-пу больше-меньше.

Слово «качество» в данном значении не стоит путать со словом «качественный» - в значении хорошо сделанный или т.п.!

Примеры перехода кол-ва – кач-ва:

1. у причала корабль. Нагрузили 10 тонн – стоит, 20-тоже, 30–утонул Потеря плавучести. 2. Трава->сено. Кол-но меняется процент влаги. Кач-но: хранится (св-во).

3. виноград->вино. 4. обморожение: больше площадь – др.степень 5. кол-во хромосом.

 

Человек поскольку он хочет быть действительным, должен ограничивать себя. Кому конечное претит, тот не остигает никакой действительности, а остается в области абстрактного и бесследно истлевает в себе. Возможность/действительность (когда начинаем реализовывать). Только когда переходи из возможности в действительности – создаем нечто. Оно конечно. (н-р:Толкиен написал Властелина, а не что-то иное). Реализация определенного варианта. Нечто: и конечно, и изменчиво.

Ответ нет – это ответ да на обратное утверждение. Любое Нечто содержит синтез бытия-ничто, да-нет.

Прим: инфляция: кол-во денег и больше, и меньше; римск. Импер: чем сильнее, тем слабее (должно контролировать завоеванное). То, что в расцвете – ближе к гибели.

 

Обычная коллективная бесконечность – дурна. Гегель видит в ней однородность. Противопоставляет ей др.бесконечность: от кол-ва к качеству и далее, к другому количеству.

Н-р: вода м. замерзнуть – лед хрупкий, нарушение целостности - >кол-во кусочков льда.

Кол-во ->кач-во->нов.кол-во- кач-во и т.д.

 

Новый подход к осмыслению истории философии. На основе идей диалектики. Он пытается по-новому интерпретировать общеизвестный факт противоречий между различными философскими концепциями. Каждый сл. Философ отрицает то, что было у предыдущего. Каждый подает свое учение как истину, а других – как заблуждение.

Каждая филос. Конц-я схватывает истину на уровне рассудка это уровень первой стадии гегел.триады – Тезис. Такая истина всегда односторонняя.

Следующая концепция выступает в качестве антитезиса по отношению к более ранней.

Но! И в тезисе, и в антитезисе схватываются элементы истины. Они могут противоречить друг другу на уровне формальной логики, но не на уровне диалектической логики. Более поздние во времени филос. Конц. Способны подниматься на 3ю ступень – синтеза, соединяя, казалось бы, не соединимое.

Н-р: 1. Парменид: бытие –неизменно. 2. Гераклит – все изменяется. 3. Платон: эйдосы – неизменны; материальный мир – изменчив.

Более ранние филос. Идеи содержатся в более поздних в снятом виде.

Н-р (снятия): цветок отрицает бутон; яблоко – отрицание цветка (он сохр.в снятом виде).

Платон: сознание и материя. Два разн.мира с разн. Св-ми. Эти свойства остались! Он открыл, что есть неизменное в изменчивости.

Гегель: истина в теориях везде есть, нигде – в полной силе.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Гегеля.

В основе мира – лежит Абсолют, Мировой Дух (по сути, тоже что бог). Это абсолютная духовная субстанция, лежащая в основе существования всего, что есть в мире. При этом – ее сущность – МЫШЛЕНИЕ.

Специфика Гегеля: Абсолют развивается (логич. Последов-ть: от примитивн к сложн).

В некоторых случаях – развитие во времени, прогресс – это история. К мировому Духу Г. применяет свою триаду: получается 3 ступени:

1. Самотождественность мирового духа. Он существует только как духовная субстванция: сущ-т как законы логики, принципы мышления.

2. Мир.Дух проявляется в своем Инобытии: материальной природе. Материя полностью производна от мирового Духа. Законы ЕЗ – это признак духовного происхождения материи. Это не просто Дух, это Разум, мышление, т.к. законы физики м.б. выражены в виде рациональных формулировок.

3. Человек с его индивидуальным сознанием, а также общественным (Гегель его называет объективным духом). СОзн.ч-ка+ наука, рел, фил-я.

На этой ступени мир.дух познает сам себя с помощью сознаний людей.

Философия Гегеля – объективный Идеализм. «Сознание первично, материя вторична».Сущностью мироздания объявляется индивидуальное сознание (Мир.Дух). Мировой Дух = Бог. Весь мир – проявление его. Это – пантеизм. Но! В силу особенностей Гегеля – к нему применяют термин панЛогизм (всё есть проявление абсолютной мысли).

ПОЗНАВАЕМОСТЬ мира. Мир – порождение одного сознания - >Он может быть познан. Эта гарантия – залог его познаваемости.

Философия общества и истории. Общество – это тоже проявление мирового духа. Абсолютная Идея – это Мир.Дух в процессе его саморазвития. Гегель рассматривая сознание, уделяет внимание тем явлениям сознания, которые связаны с уровнем общества, а не только индивида.

Субъект познания у философов Н.времени – это отдельный человек (Декарт, Локк, Кант). Гегель показывает, что процесс позания да и существования индивидуального субъекта невозможно понять, исходя только лишь из уровня индивида. Сознание по своей природе общественно. Оно не мыслимо вне общества. Познает мир не только индивидуальный, но и коллективный субъект. Множество явлений сознания можно объяснить на уровне коллектива. Только из коллективного уровня познания мы можем объяснить такие явления как религия, наука, философия, мораль, право.

Отдельный человек с нуля не может что-то создать. Даже способ дробления мира – заимствуется из прошлого. Привносим много того, что имеет общественное значение.

В объяснении и изучении процессов духовной жизни Гегель вводит принцип историзма: конкретные идеи обусловлены эпохой, в которую они возникают и они не могут вырваться за рамки этой обусловленности. В каждую эпоху истина схватывается, но в той форме, в которой она доступна в эту эпоху.

Гегель об истории. Он развивал теорию прогресса. В основе историч. Прогресса лежит саморазвитие Мирового Духа. – Источник прогресса общества не в этом обществе, а в абсолюте.

Люди действуют, исходя из своих индивидуальных интересов, но мировой дух хитер: н использует идеи, действия определенных людей для развития общества в определенном направлении. Он помогает тем людям, группам, народам, которые действуют в нужном ему направлении. Наиболее великие исторические деятели (Александр,Цезарь) – чувствовали волю Мирового Духа, следовали ей, воплощали ее. В целом – все люди – марионетки мирового духа. Когда Мир.Дух использует людей или группы (народы), использовав их – он выкидывает их «на свалку истории», на периферию.

Вывод: история не делается случайными совпадениями. Гегель выявлет закономерности. Смысл истории – не в счастье индивидов, а в саморазворачивании Мирового Духа, а тот – равнодушен к людским страданиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: