Приоритетные направления развития столичного мегаполиса




 

2.1 Стратегическое планирование

 

По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.

В связи с этим следует выделить ряд существенных, на наш взгляд, проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.

Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации - Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам.

Обычно стратегические планы у нас не носят директивного характера, а скорее - это протокол о намерениях, концепция, одобренная органами власти. Между тем без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.

Во-вторых, неотъемлемая черта стратегического планирования - его вариативность, учёт разнообразных политических, экономических и социальных факторов как внутри страны, так и вне её пределов. Должны быть установлены некие контрольные точки, от которых идёт разветвление сценариев и при достижении которых возможна коррекция принятых органами власти прежних решений.

В-третьих, при подготовке стратегических планов городов важно как можно полнее задействовать потенциал частного бизнеса в интересах развития мегаполиса. Стимулами этому может выступать предоставление налоговых льгот, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, причём не только на развитие городской инфраструктуры, но и для реализации других социально значимых для мегаполиса проектов, помогающих обеспечивать профессиональную занятость населения, решать проблемы образования, медицинского обслуживания, отдыха и развлечений. Эти направления в стратегическом планировании особенно важны с учётом начавшегося формирования в крупных городах зон раздельного проживания лиц с высокими доходами и районов городской бедноты с присущими им обостренными социальными проблемами. Если не принять их во внимание сегодня, то проблемы этих районов могут породить в перспективе социальные бури.

 

2.2 Генеральный план

 

Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать интересы частных инвесторов с общественными интересами.

Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации - детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры.

Как показывает мировая практика, даже незначительные просчёты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города - проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок.

Требуются знания не только и не столько архитектурных и строительных норм и принципов, сколько концептуальных принципов развития города, умения спрогнозировать общие социально-экономические тенденции и разработать концепцию застройки, позволяющую максимально эффективно удовлетворять динамичные требования города и управлять ими.

В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:

наличие продуманного генерального плана и детальных планов территорий;

создание чёткого алгоритма и механизма их реализации на практике;

обеспечение условий для гибкой адаптации градостроительной политики к динамично изменяющимся потребностям города.

Только при соблюдении этих условий градостроительная политика будет эффективной и принесёт позитивный результат. В противном случае, при отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведённых условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.

Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его "основную ткань", активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего "лица", а постоянный рост количества размещённых по всей их территории построек со стандартной архитектурой создаёт проблемы психологического порядка.

Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всём мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.

В таких условиях именно городские органы управления посредством имеющихся в его распоряжении инструментов воздействия призвано упорядочить или хотя бы минимизировать негативные тенденции территориального развития и застройки городов. Проведение градостроительной политики, основанной на четком определении комплексных приоритетов и прогнозов развития во всех секторах экономической и социальной сфер, позволяет достичь максимально эффективного и сбалансированного архитектурно-градостроительного результата для города в целом и каждого его жителя.

Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для инвесторов.

Известно, что градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:

градостроительного планирования развития территорий;

определения концепции использования земельных участков;

проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:

обеспечение условий для надлежащего социально-экономического развития города;

создание города, имеющего индивидуальный облик;

решение городских экологических проблем;

преодоление монотонности типовой застройки;

сохранение и научно обоснованная реконструкция существующих городских центров;

бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространённым решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего её целостность и долгосрочность - генерального плана развития города. Генеральный план - это один из основных законов города, базирующегося на стратегии его развития и создаваемый на базе всего спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций.

Стратегия социально-экономического развития такого крупного мегаполиса как Москва, конечно, не может разрабатываться без учёта необходимости развития интеграционных процессов между столицей и областью. Задача будущего периода состоит в разработке совместных среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Московского региона, формировании схем развития и размещения производительных сил, совместных отраслевых и территориальных целевых комплексных программ.

 

Инновации

 

Очевидно, что достижение успешных результатов в реализации градостроительной и экономической политики города Москвы невозможно без активного проведения научно-технической политики и широкого использования новейших достижений и передовых технологий. Высокие технологии, НИОКР, СМИ, специальное машиностроение, финансовые услуги, управляющие структуры крупных компаний стремятся в мегаполисы, и между ними складывается относительная специализация - в одних преобладает высокая технология, в других - услуги в области финансов и мировых экспортных рынков и т.д. Здесь процессы более сложные. Например, крупные города с развитой социальной сферой могут привлекать мигрантов, особенно в кризисные времена. Низкоквалифицированные и низкооплачиваемые, они являются привлекательной рабочей силой для производителей одежды, заинтересованных и в крупном местном рынке, и в дешёвом труде.

Размещение производства новых продуктов в мегаполисах, в центрах информационного обмена ускоряет их развитие, и если эти предприятия становятся самодостаточными с точки зрения информации, они могут перемещаться в города-спутники, где земля и стоимость труда ниже. Технологии радио, телевидения и персональных компьютеров обычно развиваются в мегаполисе (например, в Токио); по мере продвижения от экспериментальной фазы к стандартизации эти производства распространяются по территории страны или за рубеж. "Развитие нового продукта и НИОКР требуют насыщенной информационной среды, складывающейся в мегаполисах, в то время как стандартизованное производство требует низких земельных и трудовых издержек, которые они находят в малых городах и менее развитых странах".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: