Развитие мегаполиса: проблемы и возможности




 

Мегалополис - крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии.

Более распространенное определение: Мегаполис (гр) - единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов.

Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль транспортных магистралей; общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

Впервые термин был применён для обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья США - связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (население 40 млн. человек).

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (Токио и Осака) в Японии

Рейнско-Рурский (в месте слияния Рейна и Рура) в Германии.

Чипитс Район Великих озёр в США и Канаде

Лондон-Ливерпуль в Великобритании

Сансан или южнокалифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США

Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США

Дельта Янцзы в Китае

Дельта Жемчужной реки в Китае

Прежде чем обратиться к проблемам собственно Москвы, хотелось бы несколькими штрихами охарактеризовать её положение в ряду основных мировых мегаполисов. В настоящее время половина из шести миллиардов людей, населяющих нашу планету, проживает в крупных городах. В индустриально развитых странах доля городского населения значительно выше. Уровень урбанизации в ближайшие 25 лет, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет только повышаться. В связи с этим проблемы развития крупных городов попадают в разряд важнейших, и именно от успешности их решения в значительной степени будет зависеть динамичность и устойчивость социально-экономического развития, как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.

Для России проблема мегаполисов имеет особое значение, хотя может показаться, что как раз в России с её пространствами говорить о мегаполисах преждевременно. Однако уже сейчас становится очевидным, что проблема мегаполисов - это не только проблема отдельных крупных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Эта проблематика напрямую связана со стратегией развития России, ростом её конкурентоспособности в процессе глобализации.

Мировые города находятся в центре глобальной информационной сети и так называемой экономики знаний, их иерархия строится с учётом организационных структур транснациональных компаний в сфере передовых услуг. Это оплоты постиндустриальной экономики: в них сконцентрирован бизнес, связанный с финансами, СМИ, образованием, здравоохранением, туризмом.

В современных условиях мегаполисы вносят существенный вклад в развитие национальных экономик. Согласно международной статистике на мегаполисы стран ОЭСР приходится 10-50% ВВП соответствующих стран:

Копенгаген обеспечивает 49,6% датского ВВП;

Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт - 42-47% ВВП их стран;

Вена, Лондон, Парижа, Стокгольм и Токио - 28-34% ВВП их стран.

Для сравнения отметим, что на Москву приходится более 21% суммарного ВРП всех субъектов РФ (причём за годы экономического роста эта доля увеличилась), а на Петербург - менее 4%. Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной экономики, в структуре её ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге - только 63%).

Такая экономическая концентрация объясняется не только количественными факторами. В подавляющем большинстве мегаполисов производительность труда выше, чем в остальной части страны (особенно в американских, в Европе разница меньше). Жители мегаполисов больше работают и обладают более высокой квалификацией, а темп роста городского валового продукта обгоняет национальный ВВП.

Мегаполисы притягивают человеческий капитал, финансы, инновации. Вместе с тем интересно отметить, что по расчётам экспертов ОЭСР существует экономически оправданный предел роста мегаполиса - 7 млн. человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП, а также качеством жизни становится отрицательной.

Москва на грани техногенной и цивилизационной катастрофы

Все эти соображения я привёл для того, чтобы лучше понять, что происходит в Москве. Однако обратимся непосредственно к ситуации в нашем городе. Это ситуация такова, что Москва уже вступила в фазу системного кризиса, который в ближайшей перспективе может привести к полномасштабной техногенной и социальной катастрофе.

Парадокс состоит в том, что мало кто сможет ответить на, казалось бы, простой вопрос: что понадобится столице в ближайшие 20-25 лет? Какой, к примеру, должна стать её социальная и производственная инфраструктура, каким должен стать исторический облик города, сможет ли столица стать центром европейского и мирового экономического и политического влияния в развивающемся геополитическом пространстве.

К сожалению, необходимо признать, что такое видение у городских властей отсутствует напрочь. Лишь в июне прошлого года Мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке Стратегии развития Москвы до 2030 года, осуществление которой поручено в спешке созданному Комитету по реформированию городского хозяйства города Москвы. Это говорит о том, что до сих пор никакой стратегии не было.

В результате развитие города на протяжении последних 15-ти лет носило хаотический и спонтанный характер. Власти города очень гордятся тем, что лицо Москвы преобразилось практически до неузнаваемости. Однако в том, что эти преобразования пошли на пользу городу, возникает всё больше сомнений. Ведь основными мотивами, которые двигали сросшийся в единый организм чиновничий корпус и стройкомплекс столицы, была максимизация прибыли. Причём большая часть жилья вместо инструмента решения жилищных проблем москвичей превратилась в инструмент наживы, в финансовую пирамиду, на которой наживаются спекулянты. Новые квартиры ввиду недоступных для рядовых горожан цен либо остаются незаселёнными, либо заселяются приезжими, что вызывает массовое социальное недовольство. Однако любое свободное пространство, да и несвободное пространство оказалось пущено под застройку, без всякого представления об её полезности.

Первой жертвой такой политики стал историко-культурный облик столицы. В результате варварского освоения застройщиками центра города под предлогом реконструкции были фактически уничтожены тысячи уникальных памятников истории и архитектуры. На их месте появились либо муляжи, используемые в коммерческих целях, либо новые постройки, даже внешне не имеющие ничего общего с оригиналом. Нет смысла приводить примеры - они собраны в книге "Москва, которой нет", с которой вы можете ознакомиться.

Другая проблема, которую породила бездумная застройка с подземным строительством - ущерб для инженерной инфраструктуры и несоответствие между инфраструктурой и уровнем застройки. Провалы грунта, аварии систем коммуникаций стали повсеместным явлением. Развитие города не обеспечено энергетически, в результате чего постоянно возникают перебои с электроснабжением и настоящие блэкауты.

Так называемая уплотняющая, или "точечная" застройка разрушает экологический баланс и социальную среду, к которой привыкли москвичи, делает город не только некомфортным, но зачастую невозможным для проживания. Ради новых жилых, офисных и торгово-развлекательных сооружений вырубаются парки, застраиваются зоны отдыха москвичей, что пагубно сказывается на их здоровье и психологическом состоянии.

Наконец, именно застройка является причиной надвигающегося транспортного коллапса. По признанию начальника управления градостроительных программ правительства Москвы Алексея Шепеля, "при заключении большинства инвестконтрактов вопросы транспортной доступности не обсуждались". Иными словами, застройщики даже не задумываются о том, как люди будут пользоваться результатами их деятельности. В результате очень скоро москвичи окажутся заперты, не имея возможности ни использовать личный автотранспорт, ни пересесть на общественный, так как ситуация в московском метро в часы пик уже близка к катастрофической.

В сложившихся условиях реализация дальнейших планов властей по застройке города, особенно в сфере высотного строительства (т. н. программа "Новое кольцо Москвы") может сделать столицу России городом, непригодным для проживания и вызвать серию техногенных катастроф с многочисленными человеческими жертвами. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо остановиться и одуматься. Необходимо провести ревизию всей градостроительной политики. И начать с правильного стратегического планирования развития города. Только при обеспечении тесной взаимосвязи градостроительной, экономической и научно-технической политики возможно выработать и успешно реализовать эффективную стратегию развития столичного мегаполиса, отвечающую современным запросам и требованиям динамичного и стабильного развития крупного города.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: