Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления
Контрольная работа по дисциплине:
«История и методология науки»
Контрольная работа студента
1 курса
группы УПЗМ-180704
Гусевой Ю.В.
Научный руководитель:
Профессор кафедры СиТ ГМУ,
д. c. н. Шуклина Е.А.
Екатеринбург
2019
1. Содержание
Задание 1: «Выбор исследовательской проблемы»
Тема: «Обеспечение индивидуализации и доступности образования в городском округе: проблемы и пути совершенствования».
2. Основная часть
Задание 3: «Разработка программы исследования»
1. Проблема: Что могут сделать органы местного самоуправления для обеспечения доступности образования в Белоярском городском округе?
2. Объект: экспертное сообщество (родители школьников, учителя, работники МБУ «Центр развития образования в Белоярском городском округе»)
3. Предмет: экспертная оценка особенностей развития системы среднего образования в Белоярском городском округе; мнение учителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях на территории Белоярского городского округа, представителей системы образования в БГО, мнение родителей (законных представителей) об уровне доступности в своей профессиональной деятельности.
4. Цель: выявить мнения учителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях, находящихся на территории Белоярского городского округа, экспертов и родителей об особенностях развития и уровне доступности образования в системе среднего общего образования в округе.
5. Задачи:
Выявить представления экспертов о (об):
1) наиболее эффективных практиках реализации доступности образования в системе среднего общего образования в Свердловской области;
2) основных проблемах доступности образования, в конкретных образовательных организациях;
3) специфике развития системы образования в Белоярском городском округе;
4) особенностях и ограничениях нормативного регулирования системы образования в Белоярском городском округе.
5) готовности управленческих кадров, учительского сообщества, родителей к реализации нововведений в образовательных организациях.
На основании проведения анкетирования среди учителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях Белоярского городского округа, и родителей, обучающихся в образовательных учреждениях Белоярского городского округа, выявить представление учителей и родителей о:
1) зависимости между уровнем материально-технического оснащения образовательных учреждений и качеством образования;
2) готовности педагогических работников к изменениям методов, приемов и форм работы в процессе обучения своему предмету в связи с потребностью в образовательных услугах родителей;
3) преимущества введения новых образовательных программ;
4) технологических изменениях учителями-предметниками в процессе обучения своему предмету;
5) факторах, препятствующих доступности образования, в рамках осуществления своей профессиональной деятельности;
6) проблемах доступности образования в Белоярском городском округе.
Интерпретация основных понятий
Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Различают основные образовательные программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) и профессиональные программы (программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования).
Кроме того, как и любая система, образовательная сеть функционирует в некоторой внешней среде и описывается ограничениями, накладываемыми внешней средой (например, государственными образовательными стандартами, требованием доступности образования), что обуславливает взаимодействие любой образовательной сети с внешней средой.
Доступность образования определяется тремя факторами:
1) политикой государства в этой сфере;
2) уровнем материального благосостояния его граждан;
3) ценностными ориентациями человека.
Выдвижение гипотез
Гипотеза 1:
Осуществление деятельности органов местного самоуправления в сфере образования является эффективным средством для реализации таких приоритетных направлений образовательной политики как инклюзивное образование, ранняя профориентация, создание современное информационно-образовательной среды?
Гипотеза 2:
Достаточно ли развита материально-техническая база образовательных учреждений Белоярского городского округа для обеспечения доступности образования?
Гипотеза 3:
Имеются ли основания для изменения системы образования в Белоярском городском округе в целях организации доступного образования?
8. Подбор и обоснование применения методов сбора и анализа
информации
Для того чтобы выявить мнения учителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях, находящихся на территории Белоярского городского округа, об уровне доступности среднего общего образования в Белоярском городском округе, был выбран такой метод сбора и анализа информации как анкетирование. Тоже самое касается анкетирования родителей, необходимо выяснить потребность родителе в качестве образования и достаточности видов, реализуемых в Белоярском городском округе, образовательных программ, форм предоставления образования. Выбор данного метода обусловлен необходимостью получения общего представления о проблеме исследования, а также оперативностью и экономичностью данного метода, что позволяет в короткие сроки опросить большое количество людей (необходимо опросить достаточно большое количество учителей, чтобы, к примеру, выявить преимущества сетевого взаимодействия (в процессе осуществления обучения) перед традиционным взаимодействием).
Для того чтобы выявить мнения экспертов об особенностях системы среднего общего образования в Белоярском городском округе, были выбран такой метод сбора и анализа информации как интервьюирование. Выбор данного метода обусловлен возможностью получения глубинной информации, усиления мотивации и повышение искренности респондента (эксперта в сфере образования) в отношении опроса, а также возможностью вести наблюдение за психологическими реакциями.
Список использованной литературы
(Задание 2: «Подбор и анализ литературы по выбранной теме»)
1. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в
макрорегионе: монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, А. К. Клюев, А. А. Кузьминчук, С. В. Кульпин, М. В. Певная, Н. В. Шаброва, Е. А. Шуклина; под ред. Г. Е. Зборовского. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. – 400 с.
2. Бабкина И.В. Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ)/И.В. Бабкина//Вестник Томского государственного университета. –2012. –№358. –С.84–86.
3. Байтуганов В.И., Холина Л.И. Построение модели развития
личности на традициях народной педагогики в условиях сетевого
взаимодействия/ В.И. Байтуганов, Л.И. Холина//Ярославский педагогической вестник. –2017. –№6. –С.41–45.
4. Бурдельная Ю.А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: автореф. дис. … д-р. пед. наук:13.00.01/Бурдельная Юлия Анатольевна. – Омск, 2008. – 24с.
5. Головинская Е.В. Сетевое партнерство: пространство развития: метод. пособие/ Е.В. Головинская, Е.А. Пивчук. –СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. –155 с.
6. Головинская Е.В., Пивчук Е.А. Управление качеством профессионального педагогического образования на основе сетевого партнерства/Е.В. Головинская, Е.А. Пивчук//Среднее профессиональное образование. –2014. –№1. –С.13–16.
7. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого
взаимодействия в системе образования/М.Б. Захарова//Ярославский
педагогический вестник. –2018. –№3. –С.8–13.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р//Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 18.10.2018).
9. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами/Д.А. Новиков, Н.П. Глотова. –М.: Институт управления образованием РАО,2004. –142с.
10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204//Официальный сайт компании «Консультант Плюс». –Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения:18.10.2018).
11. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция)//Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.10.2018).
12. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 12.01.2019).
13. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)//Официальный сайт компании
«Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178777/ (дата обращения: 12.01.2019).
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»)//Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/ (дата обращения: 12.01.2019).
15. Савзиханова С.Э. Развитие кластерных форм организации инновационно-образовательной среды макрорегиона на базе сетевых информационных технологий: концепция, модели, методы, инструментарий: дис. … д-р. экон. наук:08.00.05/Савзиханова Сабина Эминовна. –Ростов-на-Дону, 2017. –203с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413// Официальный сайт компании
«Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 12.01.2019).
17. Косарецкий С. Г. Тенденции развития образования: Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию: материалы IX международной научно-практической конференции. // М.: ИД «Дело», 2013 С. 61-67.
18. Мешкова Т.А. Роль российского образования в контексте формирования национальной инновационной экономики и глобального рынка образовательных услуг / Т. А. Мешкова; Федер. ин-т развития образования; отв. за вып. В. И. Блинов, М. В. Артамонова.— Москва: ФИРО, 2010.— 68 с.
19. Управление качеством образования: [Практикоориентированная моногр. и метод. пособие] / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос и др.; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования.— М.: Педагогическое общество России, 2000.— 448 с.
20. Игнатович С.С. Формирование готовности учащихся к проектированию индивидуального образовательного маршрута в основной общеобразовательной школе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / С. С. Игнатович; Кубанский гос. ун-т.— Краснодар: [б. и.], 2014.— 23 с.: ил., табл. — Библиогр.: с. 22-23