Вариант 1 «Воспитательная ситуация»
С воспитанием как педагогическим процессом каждому человеку приходится сталкиваться ежедневно в разных ситуациях. Насколько наблюдательны вы? Готовы ли вы извлекать педагогическую информацию из наблюдаемых явлений?
В течение недели понаблюдайте за какими-либо воспитательными ситуациями (на улице, в транспорте, во дворе, в магазине, в кафе, в театре и т.д.) взаимодействия между взрослым и ребенком. Опишите эту ситуацию и проанализируйте ее эффективность.
В процессе выполнения задания вы можете воспользоваться следующим планом:
– Где и в какое время вы наблюдали ситуацию?
– Кто был участниками ситуации?
– Каким образом осуществлялось их взаимодействие?
– Что послужило предметом взаимодействия?
– Какие методы взаимодействия использовал взрослый в данной ситуации?
– Какой была реакция ребенка?
– Насколько, на ваш взгляд, влияние взрослого было эффективным в данной ситуации?
Обратите внимание на необходимость аргументации своей позиции.
Критерии выполнения здания
0 – 1 – описана действительно воспитательная ситуация, возникшая в естественных условиях (дома, улицы, транспорта и т.п.),
0 – 1 – сформулирован предмет педагогического взаимодействия между участниками ситуации,
0 – 1 – оценена эффективность влияния взрослого,
0 – 1 – раскрыта личностная, творческая позиция студента;
0,5 – текст написан не бытовым языком,
0,5 – текст написан грамотно.
Вариант 2 «Принципы воспитательной деятельности»
Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами воспитания. Как нужно воспитывать отдельного ребенка и классный коллектив в целом? Какова ваша позиция в этом вопросе?
|
Составьте свою личную систему принципов воспитательной деятельности по форме: «5 «нельзя» и 5 «необходимо», чтобы воспитать Личность (Человека)». Сформулируйте 5 педагогических запретов – чего никогда, ни при каких обстоятельствах, ни с одним ребенком делать нельзя? Затем сформулируйте 5 предписаний - что надо дать каждому ребенку, сделать для него, в любом случае, при любых условиях?
Проведите опрос о принципах, запретах и предписаниях воспитания с разными категориями респондентов: опросите 5 подростков, 5 старшеклассников, 5 студентов, 5 школьных учителей, 5 преподавателей вуза, 5 родителей, 5 людей старшего поколения (бабушек и дедушек).
Обобщите результаты по каждой группе, выделите главное, выберите наиболее обобщенные, точные, выразительные формулировки, оставив в каждой группе респондентов только по 10 (5+5) принципов.
Проанализируйте сходства и различия в позициях разных возрастных групп. Отражением чего они являются? Сделайте общие выводы из проведенного исследования.
В заключение снова вернитесь к своему первоначальному варианту, доработайте его с учетом всего услышанного в ходе исследования и сформулируйте окончательный вариант в виде личной системы педагогических принципов.
Обратите внимание на необходимость аргументации своей позиции.
Результаты выполнения задания представьте в письменном виде.
Критерии оценки выполненного задания:
0 – 1 – четко определена позиция автора по сути задания;
0 – 1 – представлены результаты опроса указанных в задании категорий респондентов;
|
0 – 1 – проанализированы обобщенные результаты опроса с учетом возрастных особенностей респондентов;
0 – 1 – раскрыта личностная, творческая позиция студента;
0,5 – текст написан не бытовым языком,
0,5 – текст написан грамотно.
Задание на проектирование образовательной среды
Вариант 1 «Предметная среда»
Уильям Блейк довольно метко написал, что у педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка. В единой капле — бесконечность, И небо в чашечке цветка».
Каждый кабинет в школе имеет свои отличительные черты. В кабинете химии, например, скорее всего мы увидим периодическую таблицу Д.И. Менделеева, в кабинете литературы – портреты известных писателей, в кабинете иностранного языка – таблицы и плакаты с иностранными словами и т.п. Почему учителя стремятся оформить кабинет тематически? Оказывает ли влияние предметная среда на развитие интереса учащихся к изучению этого предмета?
Предметная среда постепенно стала объектом дизайнерского проектирования.
А какими на ваш взгляд должны быть школьные кабинеты? Что в них обязательно должно быть? Попробуйте описать школьный кабинет по предмету, который вы будете преподавать в школе.
Обратите внимание на необходимость аргументации своей позиции.
Результаты выполнения задания представьте в письменном виде.
Критерии выполнения здания
0 – 1 – учтена специфика учебного предмета,
0 – 1 – раскрыты возможности для реализации вариативности образования,
0 – 1 – предложены дизайнерские идеи,
|
0 – 1 – раскрыта личностная, творческая позиция студента;
0,5 – текст написан не бытовым языком,
0,5 – текст написан грамотно.
Вариант 2 «Неветхая школа»
Какой должна быть современная школа?
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одно из направлений развития школьного образования называется «Изменение школьной инфраструктуры». В данном разделе говорится, в частности следующее: « Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание. Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам. Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми».
В целях создания новых проектов в 2011 году Министерством образования и науки РФ и фондом «Сколково» был организован конкурс концепций на создание «Школы Сколково» (подробнее: https://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=6&sid=16957).
Общие требования к создаваемому проекту таковы.
Создание Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» предполагает и создание современного города, в котором будут реализованы лучшие модели организации городской среды и современные модели предоставления жителям услуг социальной сферы. В частности, в городе Сколково будет построена передовая система дошкольного и школьного образования (далее – «Школа Сколково»).
Требования к новой школе на политическом уровне сформулированы. Здесь педагоги смогут результативно работать, а «…дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире», при условии что «... учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом» (Д.А. Медведев).
Такая инновационная модель системы дошкольного и школьного образования предполагает построение интегрированной системы, включающей в себя несколько уровней образования (раннее развитие, дошкольный и школьный уровни) и форм образования (формальное и неформальное - внеурочное, семейное). Характерной чертой этой модели является индивидуализированный образовательный (учебно-воспитательный) процесс. Эта модель опирается на самые передовые разработки в области:
- Индивидуализации учебно-воспитательного процесса (трансформация его из ориентированного на группу - учебный класс - в личностно ориентированный),
- Развивающего обучения,
- Организации образовательного пространства и среды учения/обучения,
- Новых информационных технологий.
Созданная в Сколково модель сможет послужить одним из прототипов массовой российской школы в наступающем десятилетии.
Таким образом, цель проекта «Школа Сколково» - разработка, ввод в действие, а также, возможно, последующее распространение передовой отечественной версии модели школы.
Если бы вам предложили принять участие в этом проекте, то какую модель придумали бы вы?
Какие идеи вы предложили бы реализовать в такой школе? Попробуйте их тезисно раскрыть с учетом требований конкурса.
Обратите внимание на необходимость аргументации своей позиции.
Критерии выполнения здания
0 – 1 – учтена необходимость взаимосвязи дошкольного и школьного образования,
0 – 1 – раскрыты возможности индивидуализации образования,
0 – 1 – предложены идеи для оценки эффективности педагогов,
0 – 1 – раскрыта личностная, творческая позиция студента;
0,5 – текст написан не бытовым языком,
0,5 – текст написан грамотно.